27-29 мая в Германии в Дрездене проходит финансовый саммит «Большой семёрки» (Великобритания, Германия, Италия, Канада, США, Франция, Япония). Он предшествует полномасштабному саммиту G-7, который пройдёт 7-8 июня 2015 года в замке Эльмау в баварских Альпах.
В 2008 году «Большая семерка» расширилась за счет России, к которой в начале 2014 года перешло председательство в группе. Предполагалось, что в 2014 году саммит G-8 пройдет 4-5 июня в Сочи, но в марте прошлого года лидеры «семёрки» от поездки в Сочи отказались и фактически исключили Россию из G-8. Официальная мотивировка данного решения – «нарушение суверенитета и территориальной целостности Украины Россией».
На финансовом саммите в Дрездене встречаются министры финансов и руководители центральных банков семи стран. Повестка встречи в значительной мере воспроизводит повестку будущей встречи в Баварии. Будут обсуждаться обеспечение устойчивого экономического роста в мире; увеличение мировой задолженности и развязывание долговых узлов в ряде «критических» стран; борьба с финансированием терроризма; международные меры по борьбе с уклонениями от уплаты налогов.
Что касается экономического роста, то в апреле МВФ дал свой прогноз на 2015 год – увеличение мирового ВВП на 3,5%. Впрочем, особого доверия к оценкам Международного валютного фонда и других солидных организаций нет. Эти оценки корректируются каждый год по несколько раз. Да и показатель ВВП – дутый, наполовину состоящий из одной «пены» (разного рода услуги и «продукты» финансового, а также других виртуальных секторов). И профессиональные экономисты, и политики больше полагаются на интуицию, а она им подсказывает, что было бы достижением сохранить экономику на уровне предыдущего года и не скатиться в яму кризиса. На самом деле уверенности в том, что в текущем году мировую экономику не накроет вторая волна финансового кризиса, нет ни у кого.
И тут первый пункт повестки дня переходит во второй пункт, связанный с долговой ситуацией в мире. Опубликованный в феврале сего года доклад компании МакКинзи о состоянии мирового долга показал, что сегодня уровень мирового долга существенно выше того уровня, который был перед началом мирового финансового кризиса. В 2007 году объем мирового долга был равен 142 трлн. долл., или 269% мирового ВВП. В 2014 году показатели мирового долга выросли соответственно до 199 млрд. трлн. долл. и 286% ВВП. В 2007 году, согласно докладу МакКинзи, в мире был один крупный очаг глобальной финансовой нестабильности – США. Там в результате алчности банков Уолл-стрит и попустительству со стороны финансовых регуляторов был надут громадный пузырь на рынке ипотечного кредитования. Лопнувший пузырь стал эпицентром финансового кризиса. Сегодня, как отмечают эксперты МакКинзи, очагов глобальной финансовой нестабильности уже три: США, Европа и Китай. Причем по Китаю никто не знает, насколько велик возникший там финансовый пузырь. Основная заслуга в его возникновении принадлежит теневым кредитным организациям (теневой банкинг), которые получили в Китае большое распространение. Эти организации находятся вне сферы эффективного финансового контроля государства, последнее толком не знает масштабов возникшей задолженности.
Судя по имеющимся материалам, обсуждение второго пункта повестки дня пройдет в Дрездене в традиционном ключе: будет разговор ни о чём. Как показывает опыт предыдущих финансовых саммитов, их участники совершенно не вспоминают о тех решениях, которые принимались на форумах G-8, G-20 и совместных заседаний МВФ и Всемирного банка в 2008-2009 гг. В тогдашней атмосфере финансовой паники принимались очень жесткие решения, вплоть до национализации системообразующих банков. Однако последующая относительная стабилизация финансовой обстановки в мире опять превратила эти форумы в говорильни. Кроме того, всерьез обсуждать меры по предотвращению второй волны мирового финансового кризиса без Китая, где находится один из трех потенциальных эпицентров кризиса, явно непродуктивно.
СМИ гадали насчет того, будет ли в Дрездене обсуждаться долговая ситуация Греции и Украины. Берлин заранее заявил, что проблемы Греции будут обсуждаться «по запросу». Учитывая, что перспективы решения долгового вопроса Греции напрямую затрагивают положение в Европейском союзе и особенно в еврозоне, не исключено, что подобный «запрос» может быть инициирован Францией или Италией. Перед самым началом саммита министр финансов Германии Вольфганг Шойбле в интервью немецким СМИ признал, что тема греческого долга все-таки «определенно будет на повестке дня».
Киев очень рассчитывает, что в Дрездене Украине будет оказана хотя бы политическая поддержка в вопросе реструктуризации ее долга. Переговоры об этом между Киевом и частными держателями украинских бондов, кажется, окончательно зашли в тупик. До начала лета Киеву надо представить Международному валютному фонду решение о реструктуризации (читай: списании) 15 миллиардов долларов. А такого решения нет, и оно не предвидится. Ситуация осложняется тем, что Россия не собирается участвовать в реструктуризации и четко нацелена на получение до конца года 3 млрд. долл. в погашение тех украинских бондов, которые были ею куплены в декабре 2013 года. Для Киева указанная сумма является критически значимой. Однако России на саммите не будет, поэтому никакой конкретики по украинскому долгу не предвидится.
И, наконец, третий пункт повестки дня – о финансировании терроризма. Беспокойство Запада вызывает, прежде всего, ситуация на Ближнем и Среднем Востоке, особенно активность «Исламского государства» (ИГ). На фоне ИГ все прежние террористические группировки бледнеют. Если раньше финансирование террористических групп измерялось сотнями тысяч долларов, то финансирование ИГ измеряется сотнями миллионов долларов. Раньше для финансирования терроризма использовались почти исключительно наличные деньги, а сейчас этим занимаются банки и компании, опирающиеся на безналичные расчеты. Ожидается, что на саммите Париж и Берлин выступят с конкретными предложениями по замораживанию активов тех компаний, банков и даже целых государств, которые подозреваются в содействии террористам. Франция и Германия уже приступили к разработке общеевропейской системы замораживания активов. Пока в рамках ЕС разрабатываются меры, предполагающие установление контроля за перемещением золота, драгоценных камней, других анонимных платежных средств, а также наведение порядка в торговле антиквариатом и обмене банковской информацией. Париж и Берлин предложат поддержать их начинания всеми остальными странами «семёрки».
Что касается четвёртого вопроса, то он обсуждался уже не раз на предыдущих саммитах. В рамках дискуссии по налогам будет опять поднята тема офшоров. Никаких конкретных решений по четвёртому вопросу не ожидается.
Кроме заявленных пунктов повестки дня состоится, по мнению экспертов, и разговор об экономических санкциях против России.
Отличительной особенностью встречи в Дрездене по сравнению с предыдущими саммитами является участие в дискуссии более десятка ведущих международных экономистов, включая бывшего министра финансов США Лоуренса Саммерса. Работа финансового саммита широко освещаться не будет. О результатах саммита что-то станет известно лишь 29 мая на заключительной пресс-конференции.
Валентин КАТАСОНОВ
Источник: "Фонд стратегической культуры"