В оглавление «Розы Мiра» Д.Л.Андреева
Το Ροδον του Κοσμου
Главная страница
Фонд
Кратко о религиозной и философской концепции
Основа: Труды Д.Андреева
Биографические материалы
Исследовательские и популярные работы
Вопросы/комментарии
Лента: Политика
Лента: Религия
Лента: Общество
Темы лент
Библиотека
Музыка
Видеоматериалы
Фото-галерея
Живопись
Ссылки

Лента: Политика

  << Пред   След >>

Переговоры по иранской ядерной программе: один план -- две трактовки ("Женьминь Жибао", Китай)

После того, как "шестерка" международных посредников по иранской ядерной проблеме, Европейский союз и Иран 2 апреля в швейцарском городе Лозанне достигли рамочных договоренностей по иранской ядерной программе, Вашингтон и Тегеран по отдельности опубликовали собственные планы совместных действий, отличающиеся друг от друга. Международная общественность обратила внимание, что США и Иран по-разному трактуют "совместные действия", что ввело людей в заблуждение и поставило под вопрос перспективы переговоров по иранской ядерной проблеме, которые должны своевременно завершиться достижением всестороннего соглашения к концу июня.

Во-первых, в разъяснениях, данных США и Ираном по вышеуказанному плану совместных действий, существуют тонкие расхождения. Министр иностранных дел ИРИ Мохаммед Джавад Зариф неоднократно подчеркивал, что план совместных действий является лишь путем к достижению всестороннего соглашения и не обладает обязательной силой для обеих сторон. Тогда как в варианте плана совместных действий, опубликованном Государственным департаментом США, часто встречаются формулировки типа "Иран соглашается...", что производит впечатление, будто официальный Тегеран уже дал конкретные обещания международному сообществу.

Во-вторых, что касается ключевого содержания уступок, на которые Тегеран согласился пойти, иранский вариант документа выглядит гораздо менее подробно, чем американский. Некоторые пункты в нем вовсе не упоминаются. Например, в американском варианте документа наличествуют такие выражения, как "Иран согласен не создавать новые объекты по обогащению урана в течение 15 лет", "5060 иранских центрифуг, которые, согласно достигнутым договоренностям, могут продолжить работу, должны являться центрифугами первого поколения", "Иран должен предпринять меры, чтобы сделать более прозрачным возможный потенциал своей ядерной программы" и т. д., однако все эти пункты отсутствуют в иранском варианте документа.

В-третьих, в американском и иранском вариантах плана совместных действий по-разному изложены некоторые ключевые концепции. Например, касательно экономических санкций иранская сторона заявила, что после достижения всестороннего соглашения ЕС и США должны незамедлительно "снять" все экономические и финансовые санкции, а Вашингтон в своем варианте плана совместных действий отметил, что после того, как МАГАТЭ подтвердит, что Иран выполнил соответствующие обещания, американская сторона "заморозит" санкции, но для полного их "устранения" потребуется несколько лет.

Сложившаяся ситуация с двумя вариантами плана совместных действий уже встревожила иранских консерваторов.

Иранское информационное агентство "Фарс" считает, что учитывая серьезные расхождения в двух вариантах документа, члены иранской делегации на переговорах должны официально опровергнуть американский вариант, рассеяв сомнения. Консервативный ученный, профессор Тегеранского университета Мухаммед Марранди в интервью указал, что переиначивание Вашингтоном позиции Ирана на переговорах объясняется политической борьбой между американской администрацией под руководством демократов и Конгрессом, находящимся под контролем республиканцев. По его мнению, если США не откажутся от подобного поведения, грядущие переговоры пройдут в более напряженной обстановке.

Глава МИД Ирана М. Дж. Зариф 4 апреля в интервью журналистам заявил, что выдвинутый американской стороной проект плана действий является неточным, а все его параметры должны быть определены в течение последующих трех месяцев. Он отметил, что Иран не приемлет ограничений мирного использования ядерной энергии. По его словам, если европейские страны и США не снимут все санкции против Ирана после подписания всеобъемлющего соглашения, то Иран не будет принимать других положений документа.

Аналитики указывают, что данные высказывания М. Дж. Зарифа означают, что по крайней мере "умеренные" силы Ирана увидели в выдвинутом американской стороной проекте программы совместных действий огромное пространство для "консенсуса", который нуждается в дальнейшем утверждении.

На самом деле общественность должна психологически подготовиться к изменению условий "консенсуса" перед завершением переговоров -- верховный руководитель Ирана аятолла Сейед Али Хаменеи указал, что должна быть заключена одна-единственная договоренность -- всеобъемлющее соглашение, не должно быть никаких "двух этапов" и "временных соглашений". Иными словами, несмотря на то, что после достижения рамочного проекта по урегулированию иранской ядерной проблемы политические усилия близятся к завершению, можно предположить, что заключительный этап по-прежнему таит множество трудностей.

3 апреля по возвращении из Швейцарии в Тегеран М. Дж. Зариф был встречен как герой. Люди громко скандировали: "Зариф -- молодец!", "Дипломатия Ирана победила!" Сейчас все круги общественности ожидают решения аятоллы С. А. Хаменеи, являющегося единственным в государстве лицом, которое имеет право на принятие окончательного решения по ядерной проблеме.


Источник: "Женьминь Жибао"

 Тематики 
  1. Иран   (284)