Индийская внешняя политика переживает в настоящее время пик активности между двумя визитами влиятельных зарубежных лидеров. Президент Путин недавно посетил Нью-Дели чтобы принять участие в 15-м индийско-российском саммите, который завершился существенным прогрессом в формировании стратегического партнерства между двумя странами. А сейчас Индия ждет высокопоставленного гостя из США, президента Обаму. Сможет ли Индия стать неким связующим звеном между двумя державами, чьи двусторонние отношения характеризуются напряженностью и взаимным недоверием? Однако, что еще более важно, сможет ли она удержать баланс между ними и сохранить свою независимость, особенно на фоне попыток каждой из двух великих держав склонить Индию на свою сторону, превратить ее в страну-сателлит для удовлетворения политических амбиций и защиты экономических интересов.
Сближение Индии с Россией, провозглашенное во время недавнего саммита, имеет особую важность в связи с тем, что оно происходит на фоне кампании международной изоляции России, развернутой США и странами Западной Европы. Индия, напротив, заявила, что важность ее стратегического партнерства с Россией невозможно переоценить, а также ясно дала понять миру, что Нью-Дели не намерен присоединяться к антироссийским санкциям Запада, введенным после аннексии Крыма. Премьер-министр Нарендра Моди сказал, что две страны «связывает дружба, основанная на взаимном доверии и доброжелательности» и несмотря на изменения международной обстановки эта дружба останется незыблемой. Были приняты решения о совместном производстве новейших военных вертолетов в Индии, подписана программа двустороннего сотрудничества в сфере атомной энергетики на ближайшие два десятилетия, включающая строительство двенадцати реакторов, а также совместные исследования в области ядерной энергии. Все это соответствует интересам индийской элиты, стремящейся к развитию атомной энергетики, независимо от затрат и проблем безопасности.
Нарендра Моди добавил, что обе страны остаются весьма восприимчивыми к действиям друг друга, намекая на недавнее российско-пакистанское оборонное соглашение. Саммит показал. Что Индия желает проводить независимую внешнюю политику и обладает для этого достаточной силой. Однако, настоящей проверкой для индийско-российских отношений станут результаты предстоящей встречи, а именно, что пообещает Индия США и де-факто Израилю в ближайшие дни.
У Америки имеется вполне определенный список тем для переговоров с Индией. Госдепартамент США неодобрительно отозвался о поддержке Индией России и отказе от присоединения к санкциям. Однако, если Индия согласится с другими пунктами из американского списка, США может в краткосрочном периоде закрыть глаза на индийско-российские связи, в то же время активно втягивая Индию в орбиту своих стратегических интересов. Главным в этом списке несомненно является пункт об активизации роли Индии в стратегии американской интервенции, особенно в таких регионах как Афганистан, Ирак и Ливия, где на сегодняшний день эта стратегия потерпела провал.
Индия намерена сказать «нет» интервенции, но «да» другим видам поддержки, таким как оказание социальной помощи пострадавшим регионам, строительство и восстановление объектов, обмен разведывательной информацией, поддержка сил сопротивления исламскому терроризму, ИГИЛ, Талибан и так далее. Вопрос в том, решится ли Индия на переговоры об оказании давления на Пакистан, к которому у США, как известно, имеется свой «ключ»? Ануранда М. Ченой полагает, что это маловероятно, поскольку США имеет больше обязательств перед Пакистаном и не призывает его к ответу, когда Исламабад использует террор в качестве стратегического инструмента для нанесения урона Индии.
США заинтересованы в том, чтобы Индия открыла более широкий доступ на свои рынки для американских компаний и присоединилась к ряду соглашений в рамках ВТО, а также соглашениям по противодействию изменений климата. Кроме того, Америка хочет, чтобы Индия отказалась от части требований своего законодательства о контроле над ядерными материалами и установками, которые не устраивают американские компании. Дело в том, что в то время как она помогла Индии согласовать ее ядерную программу с требованиями МАГАТЭ, американские предприятия не получили столь существенных преимуществ, как французские и российские. Поскольку Европа все еще переживает период экономической депрессии, Япония находится в стагнации, а в США наблюдается рост безработицы, Америка особенно нуждается в Индии.
США весьма заинтересованы в том, чтобы Индия уступила давлению Израиля и прекратила поддержку палестинского сопротивления, которое придает индийской внешней политике моральную легитимность, чего явно недостает политике самих США и Европейского Союза. Также Америка заинтересована в том, чтобы Индия отвернулась от стран третьего мира и вышла из группы БРИКС, объединяющей сегодня Бразилию, Россию, Индию и Южно-африканскую Республику.
Советники президента Обамы отчаянно пытаются заставить Индию присоединиться к возглавляемой США стратегической оси, включающей Японию, Австралию и Сингапур, которая призвана сформировать четырехсторонний альянс для сдерживания амбиций Китая в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Китай потеснил Америку с позиции крупнейшей экономики мира и постепенно занимает все более важное место на мировой арене. Китай провозглашает, что уже является и будет оставаться великой державой. Он также пытается добиться, чтобы США изменили свою позицию и приняли концепцию «большой двойки» G2, выражающей китайскую версию наступающего «века Азии». Если американская экономика будет продолжать ослабевать, США, по мнению автора, придется принять это предложение.
Планы США относительно Индии отражают ее стратегию, предусматривающую для Индии роль противовеса Китаю. Бывший госсекретарь Кондолиза Райз заявила, что задачей США является помочь Индии превратиться в мировую державу, однако для этого Нью-Дели пришлось бы отказаться от «устаревших взглядов и образа действий». Индийская доктрина неприсоединения во внешней политике «утратила свое прежнее значение». Райз призывала Индию вместо этого присоединиться к «демократической коалиции», возглавляемой США. Американский дипломат и политолог Строуб Тэлбот назвал концепцию многополярного мира «весьма глупым предложением». На Индию оказывалось давление с целью достичь более интенсивной «конвергенции» с внешней политикой США, причем эта идея получила поддержку как у левых, так и у «традиционных националистов».
Намерена ли Индия пойти навстречу американским планам? Если она согласится удовлетворить требования США, возникнет риск потери независимости и автономии во внешнеполитической сфере, а также раскола общественного мнения внутри страны. В то же время, индийское стратегическое сообщество нуждается в помощи США по проблеме Пакистана и для сдерживания растущих амбиций Китая.
Однако, эти проблемы могут быть решены другими способами, Индии вовсе не обязательно вступать в тесный альянс с США и Израилем. Ануранда Ченой считает, что при более творческом подходе можно рассмотреть каждую из существующих проблем отдельно. При этом Индия должна учесть уроки истории и сохранить свою автономию выбора и независимость. Он имеет в виду, что Индия могла бы стать связующим звеном между США и Россией, не только символически, между визитами президентов, но и в формирующейся новой реальности. Это пошло бы на пользу как внутренним так и внешним интересам страны.
Источник: "MixedNews "
Оригинал публикации: "washingtonsblog"