Курс доллара продолжает снижение и на данный момент опустился ниже 52 рублей. Не стали помехой укреплению рубля ни слабая динамика нефтяных цен, с трудом удерживавшихся около ключевой отметки в 60 долларов за баррель, ни возможность понижения рейтинга России, анонсированного агентством S&P.
«Рубль нашёл равновесие»
Минфин отмечает тенденцию к укреплению курса рубля. Российская валюта укрепляется в том числе из-за того, что экспортёры начали активнее продавать выручку, правительство дало директивы компаниям, подтвердил Силуанов. В дальнейшем выплата долга компаниями не будет давить на рубль, заверил он.
Министерство также поддержало рубль, продав валюты на 1 млрд долл., при этом ещё и заработав.
«Сейчас ситуация улучшается. Такой накат на валюту произошёл, потому что цена на нефть резко снижалась, уменьшилось поступление валюты в страну и компании начали придерживать валютную выручку. Это дало мультипликативный эффект в давлении на рубль. Сейчас, если нефть и упадёт, падение будет небольшим и краткосрочным. Никаких факторов для дальнейшего ослабления рубля нет, наоборот, мы ждём его укрепления», — сказал глава финансового ведомства.
Инфляция и дефицит бюджета
Говоря про инфляцию, министр был краток — она растёт. За год она составила 10,4%, по году, скорее всего, будет где-то 11,5%. Таким образом, инфляция с начала года уже превысила самую пессимистичную оценку, которая давалась Центробанком (10,1% по итогам 2014 года). МЭР ожидал инфляцию «декабрь к декабрю» на уровне 9%, Минфин — 9,7%.
Дефицит бюджета в 2015 году будет больше 0,6% ВВП. По словам министра, из-за снижения доходов бюджета в будущем году придётся задействовать средства резервного фонда и увеличивать дефицит. «Но самое главное, чтобы мы использовали следующий год для того, чтобы принять необходимые решения для улучшения и балансировки 2016–2017 и последующих годов. Один год с дефицитом — это не страшно. Самое главное — привести свои обязательства в соответствие с нашими новыми возможностями», — отметил Силуанов.
Рейтинг не упадёт
Между тем, как считают в ведомстве, основания для понижения странового рейтинга России нет. «Действительно, у нас произошли стрессовые волнения на рынке, рост стоимости займов на межбанке, но это был резкий всплеск, последствия сейчас нивелируются — сейчас снижаются ставки межбанка, валюта успокоилась», — заметил министр.
По его словам, Россия останется кредитоспособной и при цене нефти в районе 60 долларов за баррель, так как «у нас достаточно большие золотовалютные резервы, чтобы покрыть наши обязательства, и наши компании остаются кредитоспособными».
Ранее международное рейтинговое агентство Standard & Poor's поместило суверенный рейтинг России «ВВВ-» в список на пересмотр с негативным прогнозом, говорится в сообщении S&P.
Позитивные новости российского финансового рынка не могли пройти незамеченными для западной прессы.
Российский рубль отыгрывает свои позиции, как и потрёпанный фондовый рынок России. Но это не значит, что экономической команде президента Владимира Путина удалось полностью стабилизировать российскую валюту, пишет Bloomberg.
Власти показывают, что полностью, формально и неформально, контролируют ту часть российской экономики, «которая при Путине отошла к государству».
Путин заявляет, что российская экономика перестроится, чтобы вытеснить импорт и увеличить внутреннее производство. Однако рубль может погибнуть быстрее, чем это произойдёт. Люди опустошили запасы долларов и евро в обменных пунктах и в таких объёмах излили своё недовольство на правительство в социальных сетях, что новое падение рубля может чрезмерно повысить градус политической напряжённости, злорадствует Bloomberg.
Правда, Россия в ближайшее время вряд ли запросит пощады из-за Украины.
Аналитики The Financial Times, которые ещё недавно злорадствовали на тему скорого краха российской экономики, и тут не могли не отметить, что укрепление российской валюты «продлится недолго, поскольку перспективы доллара США остаются позитивными, а цены на нефть — уязвимыми». Так что рубль пока «далёк от выхода из опасного положения»
При этом пик валютного кризиса уже миновал, говорят аналитики BNY Mellon.
Отвлекаясь от финансовых рынков, Le Temps решила порассуждать об экономике в целом. Контекст — успешный запуск новой тяжёлой ракеты-носителя «Ангара». Вывод весьма «логичный»: в сложившейся обстановке планы Путина по милитаризации экономики (почему-то?) обречены на провал.
А вот бразильский Carta Maior пишет, что логика экономических санкций сводится к тому, чтобы обречь российский народ на страдания, которые в конечном итоге заставят его «прислушаться к голосу здравого смысла» и пойти на свержение правительства. Движение фондов иностранных инвестиций в России находится под жёстким контролем. В частности, доля участия данных капиталов в произвольном формировании национальных институтов весьма мала. В этом, пожалуй, смертный грех России.
На Западе ожидали, что Россия пассивно согласится на продвижение Европейского союза и, возможно, НАТО до своих западных границ, но внезапная реакция Кремля явилась для Запада огромным политическим унижением, и он ответил настоящей экономической войной против России.
Основная цель Запада состоит в том, чтобы как можно больнее ударить по населению России, снизив его благосостояние, и тем самым свергнуть законно избранного президента Владимира Путина на волне народного недовольства.
«Чтобы эффективнее надавить на г-на Путина, Запад должен уповать на инфляцию, которая, как ожидается, превысит десять процентов, и на последующее снижение уровня жизни», — считает обозреватель The Times.
«Смягчится ли г-н Путин после того, как его загнали в угол», или, наоборот, «ещё больше станет использовать провокации», задаётся вопросом The Guardian. «Кое-кто на Западе сейчас полагает, что раненому медведю нужно нанести ещё более глубокую рану», — смакует британская газета.
Газета The Daily Mail сообщает об ужасной панике в Москве, делая такие, например, зарисовки с московских улиц: «возле магазинов стоят покупатели с тележками, нагруженные телевизорами, тостерами и мебелью, а другие люди стоят в очередях».
Весьма занятно на этом фоне выглядит статья Петера Хитченса в газете The Daily Mail.
Хитченс полагает, что экономическая атака на Россию, а также злорадство по поводу снижения курса рубля и цены на нефть контрпродуктивны: «Если кому-то не терпится наказать россиян за их патриотизм с помощью обесценения рубля, то данный подход мне кажется самым безответственным».
Источник: "Однако "