В оглавление «Розы Мiра» Д.Л.Андреева
Το Ροδον του Κοσμου
Главная страница
Фонд
Кратко о религиозной и философской концепции
Основа: Труды Д.Андреева
Биографические материалы
Исследовательские и популярные работы
Вопросы/комментарии
Лента: Политика
Лента: Религия
Лента: Общество
Темы лент
Библиотека
Музыка
Видеоматериалы
Фото-галерея
Живопись
Ссылки

Лента: Политика

  << Пред   След >>

Россия противостоит американской стратегии сдерживания

Ежегодное обращение президента России к Федеральному собранию – повод разъяснить государственную политику, но в этом году речь Владимира Путина в Георгиевском зале Кремля в четверг перед тысячной аудиторией, представляющей цвет страны, была полна особых смыслов.

Конечно, сегодня ситуация напряжённая, а национальная политика России и её стратегия находятся под пристальным вниманием, и страна должна сделать судьбоносный выбор. Запад вынуждает Россию перенастроить направленность национальных интересов.

Вопреки обычной практике ежегодного «обращения к нации», когда внешняя политика остаётся фоном, Путин фактически начал свою речь с далеко идущих замечаний о международном положении, чтобы представить в перспективе, почему российская национальная стратегия нуждается в значительной калибровке.

Неудивительно, что эти замечания были сфокусированы на событиях на Украине в течение прошедшего года, в частности, после переворота и «смены режима», спонсированного Западом, который в феврале сверг избранное правительство в Киеве вслед за отсрочкой президентом Виктором Януковичем подписания соглашения об ассоциации с ЕС.

Оглядываясь назад, можно сказать, что Запад одержал пиррову победу, поскольку хотя ЕС и смог успешно получить подписание соглашения об ассоциации с новым, зависимым режимом в Киеве, возглавляемом марионетками, сама Украина безнадёжно дестабилизирована, до такой степени, что Брюссель уже не может действовать согласованно. Реальные факты таковы – стабилизация Украины невозможна без восстановления эмбриональной связи, соединяющей эту злополучную страну с «Матерью Россией».

Путин откровенен, когда указывает пальцем на «американских патронов и спонсоров», задумавших свержение избранного правительства на Украине в феврале. Но в сравнении с $33 миллиардами, которые по различным оценкам Россия потратила за прошедшие два года на украинскую экономику, Запад не предоставил Украине экономической помощи для проведения реформ. Потакая мелкому политиканству и выдавая помпезные обещания, Соединённые Штаты отказались открыть свой кошелек, чтобы помочь украинской экономике.

Больше, чем просто тупик

Однако, отличительная черта замечаний Путина и в ином, а именно в том, что Украина – скорее симптом согласованной американской стратегии, нацеленной на осложнение российских отношений с соседями. Хотя Украина и обеспечивает алиби западным санкциям против России, настоящая программа всех прошедших десятилетий состояла в том, чтобы «попытаться сдержать растущие возможности России».

В действительности Путин раскрыл ключевые вопросы проблемных отношений России с Западом за прошедшую четверть века. Он был предельно искренен относительно вмешательства западных разведывательных агентств в Чечне в 1990-е, поддержавших сепаратизм в тщетной надежде, что Россия тоже последует по «югославскому сценарию дезинтеграции и раскола».

Что вытекает из его речи – полный отказ Москвы следовать американскому сюжету на Украине. Очевидно, Россию не пугают западные санкции, и она готовится к длительному периоду глубокого охлаждения отношений с Соединёнными Штатами.

Санкции не действенны против такой крупной державы, как Россия, ведь она – заядлый «глобализатор», постоянный член Совета Безопасности ООН и страна и огромными человеческими, интеллектуальными и материальными ресурсами.

Но что тогда, разве просто тупик? В реальности, как это видит Россия, это борьба за существование, не менее беспощадная и напряжённая, чем при вторжении Гитлера, «который намеревался разрушить Россию и выкинуть нас за Урал». Путин дерзко предупреждает, что западная стратегия «сдерживания» обречена на ту же судьбу, что и нацистское вторжение. Он постоянно заявляет, что Россия ни от какой державы не приемлет диктата с позиции силы.

Ключевая тема, к которой обратился Путин, – попытки Соединенных Штатов развернуть системы ПРО, нарушая таким образом глобальный стратегический баланс сил и стабильность. Путин подчеркнул, что, не попадая в ловушку гонки вооружений с США, Россия будет использовать чвои средства поиска «инновационных решений», которые «надёжно и верно гарантируют» защиту России в новых условиях.

Москва больше не ожидает, что президент США Барак Обама сдержит слово и начнет обсуждение системы ПРО с Россией. Это не оставляет России иной возможности, кроме как прибегнуть к контрмерам, нацеленным на срыв американских планов поиска «ядерной безопасности» и военного превосходства над Россией.

Какие же возможности открываются для российской внешней политики на этом фоне? Путин обрисовал многосторонний подход. Во-первых, Россия будет решительно продолжать проводить все ту же независимую внешнюю политику, которую разработала с целью продвижения и защиты «разнообразия мира». То есть, российская политика будет активно продвигать многополярный мировой порядок, основанный на строгом следовании международным законам и Уставу ООН, и противостоять гегемонии США.

Во-вторых, Россия не попадёт в ловушку новой холодной войны, и будет защищаться от попыток Соединённых Штатов «создать новый железный занавес вокруг России». Это означает две вещи – никакой изоляции или мировосприятия противостояния с Европой или Америкой, и, второе, непрерывные усилия по широкой работе и развитию партнерства и с Западом, и с Востоком»

Но в рамках этой всеобъемлющей системы взглядов Россия сконцентрируется на расширении своего присутствия в таких регионах, как Азиатско-Тихоокеанский, Африка и Ближний Восток или Латинская Америка. Путин особое внимание уделил Азиатско-Тихоокеанскому региону и подразумевал Китай, хотя и не упомянул его отдельно.

Терпению придёт конец

Спорный вопрос, который Путин напрямую так и не задал, но который присутствовал в его речи таков – почему существует такая враждебность по отношению к России со стороны Соединённых Штатов? Какова причина американской «стратегии сдерживания», направленной против России? Без сомнения, «стратегия сдерживания» во многом предшествовала недавнему мятежу на Украине. Как указал Путин, корни её уходят в эру Ельцина (когда НАТО начало расширение на восток, чтобы включить в свои ряды страны бывшего Варшавского Договора времён холодной войны).

Корень проблемы в том, что Россия – гигантский камень преткновения на пути к мировому господству Соединённых Штатов. Лишь Россия в обозримом будущем имеет возможность сдвинуть глобальный стратегический баланс, сорвав амбиции США доминировать в мировом порядке 21 века и в международной системе. Многие десятилетия Соединённые Штаты искали возможность установить «ядерное превосходство» и доминировать в мире, и налетели на восстановление России на мировой сцене.

С другой стороны, как великая держава, находящаяся в упадке и не имеющая «ядерного превосходства», США всё больше теряют влияние на международной арене, и способность навязать свою волю миру. Даже небольшие страны, вроде Ирака, Сирии, Египта и Йемена на Ближнем Востоке сопротивляются им. Латинская Америка – больше не «детский манеж» Соединённых Штатов. США вынуждены вести переговоры с африканскими странами. Столь разрекламированная стратегия «разворота» к Азии дрейфует. Парадоксально, но США не желают мужественно решить жизненно важную дилемму принятия равного партнёрства с другими странами, большими или малыми.

США втащили Европу в «русскую проблему». Неразбериха на Украине займёт долго времени, пока все прояснится, и остаётся только догадываться, что останется от этой страны через несколько лет. Но одно понятно: Вашингтон рассчитывает, что Европа останется «заблокированной» до тех пор, пока длится украинский кризис.

В своей речи Путин немного сказал непосредственно о Европе. Но тогда что же такое Европа сегодня? Есть ли у неё характер? Есть ли у неё голос? На самом деле, единственное благо во всем этом – остающаяся надежда, что в какой-то момент терпение закончится.

Европа наказывает сама себя нынешним охлаждением с Россией. В какой-то момент она может быть вынуждена передумать, и начать понимать, что у России есть законные интересы на Украине, и нормализация отношений с Москвой – в интересах самой Европы, её региональной безопасности и стабильности. Дело в том, что в отличие от Соединённых Штатов, у которых нет значимой торговли или экономических связей с Россией, для Европы российский рынок имеет ключевое значение.

Соединённым Штатам уже становится сложно силой навязать Европе принятие больших санкций против России. В центральной Европе уже мини-восстание из-за существующих санкций против России. Немыслимо, чтобы Европа вооружала Украину и провоцировала войну между Украиной и Россией.

Но плохо, что нет никакого шанса, что США откажутся от стратегии сдерживания России даже после «смены режима» в Белом Доме в 2017 году. И речь Путина готовит страну к длительному охлаждению отношений России с Западом. Лейтмотив его речи в том, что Россия должна сгруппироваться, как делала это много раз в истории, чтобы защитить национальный суверенитет и цивилизационное наследие.

Замечательным пассажем Путин втолковал, что борьба за Украину затрагивает внутренние узы русской души. Он сказал, что Крым столь же священен для русской нации, как и Храмовая гора в Иерусалиме для последователей ислама и иудаизма.

«Именно так мы и будем к этому относиться отныне и навсегда».

Только поймут ли американцы это так же хорошо? К тому же, если уж они форсировали кризис на Украине, так сделали это с определённой целью – загнать Россию в угол, окружить кольцом недружественных соседей, осложнить отношения с Европой, и так или иначе вынудить её капитулировать.


М.К.Бхадракумар
Источник: "ПолиСМИ"
Оригинал публикации: "Russia Confronts US’ Containment Strategy "


 Тематики 
  1. Мир под эгидой США   (1331)
  2. Россия   (1236)