Виталий Третьяков: Под украинским президентом не осталось никакой политической базы
На Украине прошли, естественно, признанные Западом демократическими и прозрачными, парламентские выборы.
Тезис о прозрачности можно признать справедливым в том смысле, что теперь совершенно ясно видно, что из себя представляет нынешняя Украина политически.
1. Считается, что на выборах победил «Блок Петра Порошенко». Громко сказано. «Блок Петра Порошенко» всего лишь занял первое место со слабеньким результатом в 22-23 процента (здесь и далее – данные экзит-поллов), а главное – с минимальным отрывом от «Народного фронта» Яценюка и его духовного пастыря Турчинова. Вот их-то, Яценюка и Турчинова, и нужно считать персональными победителями этих выборов.
2. Слабая легитимность Порошенко как президента и фактическая неподчинённость ему большинства государственных институтов Украины, и прежде всего – правительства Яценюка, не только подтвердились, но и стали ещё очевидней.
Единственное, на что доныне опиралась и отныне в ближайшие месяцы будет опираться президентская власть Порошенко – это Вашингтон, пока сдерживающий порывы Яценюка и Турчинова словами: «Потерпите, ваше время ещё не пришло...»
На самой Украине после выборов 26 октября под Порошенко вообще не осталось никакой серьёзной политической базы, в том числе и в парламенте. До этого – пока он вёл не управляемую им войну в Новороссии – она ещё была. Теперь он вынужден сколачивать «объединённую коалицию партий Майдана», каждые две соединённые вместе части которой будут сильнее его собственного «блока».
3. А что это за коалиция? В полном варианте она такова: все прошедшие в Раду партии, кроме «Оппозиционного блока», косвенно и робко защищающего интересы русского и русскоязычного населения Украины.
То есть это коалиция с «Народным фронтом» (Яценюк-Турчинов), Радикальной партией (Ляшко), партией «Свобода» (Тягнибок), «Батькивщиной» (Тимошенко) и малоизвестной партией «Самопомощь», возглавляемой мэром Львова, вряд ли большим поклонником двуязычия и федерализации. В сумме это больше 75 процентов депутатов Верховной Рады. Абсолютное большинство. Причём абсолютное большинство, в котором «Блок Порошенко» имеет абсолютное меньшинство.
4. Подтвердились прогнозы трезвых и объективных аналитиков: никакой партии мира в Верховной Раде не возникло (ибо не могло возникнуть, несмотря на грёзы некоторых московских аналитиков), а вот партия войны (смотри список всех перечисленных выше партий) сложилась определённо и в абсолютном большинстве. Что, исходя из этого, будет вынужден делать Порошенко в Новороссии (если даже в душе он главный миротворец Украины), если хочет собрать «объединённую коалицию» и не быть свергнутым Яценюком и Турчиновым? Ответ очевиден.
5. Нетрудно заметить (если не прикидываться слепым или «цивилизованным европейцем»), что партия войны, победившая на выборах в Раду, есть одновременно партия украинского национализма в основном антирусской направленности.
Можно, конечно, вести метафизические дискуссии о том, кто из Яценюка, Турчинова, Тимошенко, Ляшко, Тягнибока и самого Порошенко «мягкий националист», кто просто «националист», а кто бандеровец нацистского или расистского розлива, и на кого в этой связи делать ставку – для переговоров, компромиссов, сотрудничества.
Но лучше признать очевидное: в сегодняшней Украине «мягкие националисты» будут дрейфовать к центру, «центровые» – к бандеровцам, бандеровцы – к нацистам. И не «Блоку Порошенко» при таком слабом представительстве в Раде определять пути и направления этого дрейфа.
6. Ещё одно очевидное и чрезвычайно важное: партия войны и партия украинского национализма на Украине – это одна и та же партия – партия агрессивного вооружённого национализма. Такой и будет «объединённая коалиция» под руководством (достаточно эфемерным) Порошенко, если ему удастся её создать. А назвать эту коалицию можно хоть «Европейский выбор», хоть «Цивилизованная Украина», хоть «Коалиция Майдана», что, вообще-то, и откровенней, и показательно.
7. Кроме того, не надо забывать, что партийно-фракционное членение в Верховной Раде Украины всегда было декоративным. Все важнейшие решения в этом парламенте всегда принимались согласно приказам дюжины украинских олигархов, цинично и почти открыто эксплуатирующих в своих интересах украинский национализм. И сейчас вновь именно олигархи будут решать, позволить ли их заклятому коллеге Порошенко создать коалицию, а если позволить, то как она должна голосовать по тому или иному вопросу.
Конечно, в создании коалиции и сохранении Порошенко пока на посту президента решающее слово, повторюсь, сейчас за Вашингтоном. Но следующий решающий голос – голос олигархов, имеющих своих, лично им принадлежащих, депутатов во всех прошедших в Раду партиях, включая и порошенковскую.
Суммируя, можно утверждать: лично Порошенко парламентские выборы проиграл и стал ещё более слабым президентом, чем до 26 октября был; украинский национализм, включая его расистские формы, получил окончательную политическую (парламентскую) легитимацию; в целом политический режим нынешней Украины окончательно превратился в националистический, по определению игнорирующий любые интересы неукраинского (прежде всего – русского) населения страны; химера федерализации Украины и какого-либо компромисса между Киевом и Новороссией окончательно растворилась в прозрачных урнах прозрачных украинских выборов.
Последующие действия Киева будут определяться именно этим, а потому и предсказать их нетрудно.
Источник: "Свободная Пресса "