После первого тура президентских выборов 5 октября избирательная кампания в Бразилии приобрела ещё большую остроту. Марина Силва, на которую ставили Вашингтон и противники действующего президента Дилмы Руссефф, не удержалась на дистанции: её поддержали лишь 21,3% избирателей. На заключительном этапе борьбу за президентский пост продолжают Дилма Руссефф, которая баллотируется от левоцентристской Партии трудящихся (41,4 %), и Аэсио Невес, кандидат Социал-демократической партии Бразилии (33,7%), представляющий интересы проамериканских кругов. Победитель определится 26 октября.
Противоборство будет нелёгким. За Невеса «голосуют» крупнейшие информационные агентства США и Западной Европы, он – противник той политики, которую 12 лет проводит правящая в Бразилии Партия трудящихся. Невес начал свою политическую карьеру в 20 лет, будучи секретарём-порученцем у своего деда, Танкредо Невеса. В 1985 году тот должен был стать президентом Бразилии, но умер из-за инфекционного заболевания, так и не вступив в должность. Аэсио не отказался от своих амбиций и успешно преодолевал этапы: был депутатом, губернатором штата Минас-Жeрайс, сенатором. Постепенно формировался его «президентский имидж»: не чурается диалога, мастер коалиционных комбинаций, обладает даром убеждения; он гибкий политик, умеет обещать всем сразу, умело маневрирует, а по итогам манёвров способен решить любой вопрос в свою пользу.
Перехватить власть и создать условия для её удержания в интересах крупного капитала – вот задача, стоящая перед Невесом и его командой. Поддерживающая его пропаганда сосредоточена на тезисе о том, что «народ устал от диктата Партии трудящихся», которая-де неспособна оживить «застойную» экономику, решить проблемы в здравоохранении и образовании, в борьбе с коррупцией. Невес направо и налево обещает, что он железной рукой наведёт порядок, начав с радикального сокращения аппарата министерств. Количество самих министерств кандидат в президенты тоже намерен сократить наполовину. Невес обещает предоставить независимость Центральному банку и уверяет, что не будет вмешиваться в экономику: «Никакого регулирования сверху: предпринимательская деятельность должна быть свободной». Невес обвиняет правительство Дилмы в спаде производства, обещает повысить темпы роста ВВП через «хорошо продуманные» экономические реформы и модернизированную систему налогообложения. Он много чего обещает, и эта лавина обещаний, подслащённая стандартно-рекламными улыбками Невеса, уже начинает настораживать. В СМИ стали появляться скептические отклики на его выступления: этому человеку нельзя доверять.
В свете бесспорных достижений правительств Лулы и Дилмы по укреплению позиций Бразилии в странах Южной и Центральной Америки, в Карибском регионе Невес весьма осторожно высказывается на международные темы. И всё-таки, какой будет внешняя политика Бразилии в случае его победы?
Невес не отрицает пользы МЕРКОСУР, но считает целесообразным внесение «корректив» в уставные документы этого торгово-экономического блока, чтобы Бразилия могла заключать соглашения стратегического характера без оглядки на Устав. На самом деле речь идёт о заключении двустороннего договора с Вашинтоном о свободной торговле. Невес намерен активизировать связи с индустриально развитыми странами Западной Европы и Японией, предпринять шаги для сближения с Тихоокеанским альянсом, созданным в интересах США. Поэтому он очень невнятно говорит об отношениях Бразилии со странами Боливарианского альянса для Америк (ALBA), в том числе с Венесуэлой, Кубой, Эквадором, Никарагуа и Боливией.
В предвыборных речах Невеса прозвучали угрожающие нотки в адрес соседей по поводу их «причастности к производству и переброске наркотиков» на территорию Бразилии. Так же смотрят на эту проблему и США: в наркотрафике виноваты все, кроме нас! При этом соответствующие службы Боливии, Венесуэлы, Перу и других стран тесно сотрудничают с бразильскими и добиваются немалых успехов в борьбе с наркобизнесом. Тонны галлюциногенных веществ были уничтожены в ходе совместных операций. Сама тональность критики Невеса в отношении соседей ведёт к изоляции Бразилии на Латиноамериканском континенте. Так, Невес уже пригрозил Боливии: страна производит в четыре раза больше листьев коки, чем это требуется для внутреннего потребления (тезис Вашингтона), и властям Боливии придётся предпринимать меры, иначе никаких льгот и кредитов!
Аналитики единодушны в том, что во втором туре бразильцам предстоит выбирать между двумя различными социально-экономическими моделями. За последнее десятилетие в Бразилии произошли серьёзные социально-экономические перемены, повысился уровень жизни миллионов бразильцев. Борьба с бедностью, расовой и иными видами дискриминации, коррупцией, создание новых рабочих мест, условий для профессионального роста для молодёжи. Даже западные СМИ признают, что социальных реформ такого размаха, как в Бразилии, не проводится ни в одной другой стране мира. Играет свою роль и политическая поддержка, которую оказывают правительству Дилмы в странах Латинской Америки. Её публичный отпор Обаме в скандале со шпионажем США был воспринят на континенте как доказательство лидерских качеств бразильского президента.
В случае победы Невеса под удар будут поставлены многие социально-политические завоевания Партии трудящихся. Интеграционные проекты Бразилии подвергнутся пересмотру в свете новых «партнёрских отношений» с Соединёнными Штатами. Неолибералы во всём мире на одно лицо: они много обещают на пути к власти, старательно имитируют заботу о простом человеке, рисуют картины грядущего благоденствия, но потом попадаются на банальном воровстве государственных средств, мошенничестве или предательстве национальных интересов. «Неолибералы опасны для страны», – предупреждает Дилма. Она напоминает избирателям, что партия Аэсио Невеса трижды находилась у власти и трижды приводила Бразилию к краху: «Мы не хотим, чтобы Бразилия вернулась в прошлое и [вновь] оказалась на коленях перед Международным валютным фондом».
Невес относит себя к политикам рационального склада. Правда, в молодости, вращаясь в кругах «золотой молодёжи», он баловался наркотиками и порядком покуролесил, о чём сейчас не любит вспоминать. Среди тех, на кого действуют его внешность героя телесериала, проникновенный взгляд и краснобайство, Аэсио прослыл жуиром, плейбоем, безжалостным покорителем женщин. До сих пор в жёлтой прессе всплывают компрометирующие его фотографии, сделанные в его доме в Рио-де-Жанейро, находящемся в близком соседстве с пляжем Ипанема. Хорошо его помнят в фешенебельных дискотеках Леблона, одном из самых богатых районов Рио. Психологи, анализируя поведение Невеса, отмечают в качестве его главного порока самовлюбленность и отсюда – неспособность к солидарности с другими людьми.
От первого брака у Невеса есть дочь, второй брак он заключил с моделью Летисией Вебер, которая на 20 лет его моложе и недавно родила двойню. Злые языки утверждают, что замена спутницы жизни была вызвана соображениями имиджа. Недаром Летисия постоянно появляется в рекламных роликах супруга. Плакаты с белозубо-добродушными улыбками Невеса заполонили всю Бразилию. Поможет ли реклама зубов ему победить, мы скоро увидим…
Нил НИКАНДРОВ
Источник: "Фонд стратегической культуры"