Что бы ни делала Россия, сомнение в уравнение не входит. Ответ один – санкции. Поэтому мы снова приходим к тому же самому. Последний санкционный пакет казначейства США-ЕС нацелен на российские банки, энергетику и оборонку.
Санкции – это низко. Санкции – это отвратительно. И для описания их нет эвфемизмов; они составляют декларацию объявления экономической войны.
«Сбербанк», крупнейший банк России, не будет иметь возможности доступа к западному капиталу для долгосрочного финансирования, включая все виды заимствований на срок, превышающий 30 дней. А действующий в настоящее время запрет на 90-дневное кредитование затрагивает ещё 6 крупнейших российских банков – предыдущий санкционный пакет – также будет предусматривать сокращение до 30 дней.
На энергетическом фронте – чего хотят США-ЕС, так это закрыть новые проекты по разработке месторождений в Сибири и Арктике, запретив западной Большой Нефти продавать оборудование и технологии для шельфовых, глубоководных проектов, а также для проектов по добыче сланцевого газа.
Это означает, что Exxon и Shell, например, вынуждены заморозить своё сотрудничество с пятью крупнейшими российскими нефте-газо-трубопроводными компаниями – «Газпромом», «Газпром-Нефтью», «Лукойлом», «Сургутнефтегазом» и «Роснефтью».
Никто никогда не терял деньги, ставя на глупость рядовых, неизвестных «высокопоставленных чиновников США» – которые сейчас разглагольствуют, что последний пакет санкций предназначен для того, чтобы заставить Москву «уважать международный закон и государственный суверенитет». Беглое изучение исторических свидетельств заставляет сопровождать данное заявление громовым хохотом.
А ещё есть такой Дэвид Коэн, зам. директора по терроризму и финансовой разведке Министерства финансов США, который настаивает, что этот пакет ещё больше «изолирует» Россию от глобальной финансовой системы.
Члены Европейского парламента стоя аплодировали после голосования по соглашению европейско-украинской ассоциации в Европейском парламенте в Страсбурге 16 сентября 2014 г. (Reuters/Винсент Кесслер)
Члены Европейского парламента стоя аплодировали после голосования по соглашению европейско-украинской ассоциации в Европейском парламенте в Страсбурге 16 сентября 2014 г. (Reuters/Винсент Кесслер)
Кроме того, западные корпоративные СМИ описывают пакет как способный «заставить занервничать и так уже взвинченные финансовые рынки». Ну, нельзя сказать, что они «занервничали». В России акции компаний, включённых в список санкций, пошли вверх. В США акции энергетических компаний снизились. Перевод вкратце: «занервничавшие» рынки интерпретируют последний пакет санкций как очередной «автогол» Вашингтона и Брюсселя.
Раскалывая Евразию
Что касается «изоляции» России, компании отторгаются, выражаясь вашингтоновски-уоллстритовским новоязом, от «важных долларовых финансовых ресурсов». Или от так называемого «западного капитала». Под этим понимаются американские доллары и евро. Каждый, кто следит за комплексными шагами к многополярному миру, знает, что России не нужны больше доллары и евро.
Москва могла бы использовать кросс-покупки и товаров, и услуг в США и ЕС. И всё же эти товары и услуги можно купить в любом другом месте по всему миру. Для этого не нужен «западный капитал» – поскольку Москва быстро переходит на использование национальных валют с другими торговыми партнёрами. Атлантистская банда считает, что Москва нуждается в товарах и услугах из США и ЕС гораздо больше, чем наоборот. Это заблуждение.
Россия может продавать имеющиеся у неё в изобилии энергоносители за какую угодно валюту, кроме американских долларов и евро. Россия может покупать нужную ей одежду в Азии и Латинской Америке. Что касается фронта электроники и хай-тека, большинство всего этого всё равно производится в Китае.
Важно отметить, что на энергетическом фронте было бы не менее захватывающе понаблюдать, как ЕС – у которого до сих пор даже нет общей энергетической политики – пытается найти альтернативных поставщиков. Азербайджан, Туркменистан и Катар, по множеству сложных причин, начиная от недостатка газа, который можно предложить, до отсутствия трубопроводов – не у дел.
Администрация Обамы, со своей стороны, просто не позволит ЕС импортировать энергоносители из Ирана, например, хоть с завтрашнего дня. Даже при сегодняшней совершенно шаткой возможности, заключить ядерную сделку до конца 2014 года, она, по-видимому, открывает путь к прекращению санкций.
«Иррациональные» рынки видят, что реально происходит; они не «иррациональны», а ими движет выгода, получаемая из «реальной политики».
И всё это в то время, когда Москва даже не нанесла ответный удар. А он может быть совершенно убийственным – нацеленным на европейских экспортёров в Россию и даже на поставщиков энергоносителей из России. Тогда ЕС будет мстить. А Россия будет наносить контрудары. Это как раз то, чего хочет Вашингтон: экономическая/торговая война, разоряющая и раскалывающая Евразию.
Около 20 триллионов долларов…
На политическом фронте Украина и ЕС первоначально согласились «отложить подписание соглашение об ассоциации с ЕС до конца 2015 года». Вы не ослышались; это как раз то, что сделал Янукович в ноябре прошлого года, и он знал, что Киев не может позволить себе потерять большую часть своей сертифицированной торговли с Россией ради мутной «свободной торговли» с ЕС. Эта договорённость «отложить» соглашение была фактически под контролем удивительной посредственности, уходящего президента Европейской комиссии Жозе Мануэля Боррозу.
Но затем Европейский парламент во время пленарной сессии в Страсбурге, поспешил ратифицировать соглашение об ассоциации с Украиной, и одновременно президент Петро Порошенко представил его украинскому парламенту. Это не означает, что соглашение немедленно вступает в действие. Экономическая «интеграция» с ЕС – это эвфемизм для одностороннего захвата Украины европейской продукцией – начнётся только с января 2016 года. И нет способа, чтобы страдающий от кризиса ЕС инкорпорировал Украину в ближайшее время – если это вообще когда-нибудь будет.
В четверг Порошенко встречается со своим хозяином, американским президентом Бараком Обамой и выступает на общем заседании Конгресса США. Ждите, что риторика на тему «империи зла» достигнет межзвёздного уровня.
Но именно с субботней встречи в Берлине начнут разворачиваться реальные вещи – переговоры по энергетике между Россией, ЕС и Украиной. Нет необходимости говорить, что все козыри у Москвы.
Колоссальный долг Вашингтона достигает почти 20 триллионов долларов – и это принимается в расчёт. С приближением чудовищного финансового кризиса, подобного адскому цунами, не удивляет, что Вашингтону приходится прибегать к идеальному отвлекающему маневру – «империи зла». Это школа «Марвелл Комикс» в политике, в очередной раз.
Россия имеет огромный избыток иностранного капитала – и в состоянии выдержать шторм. С другой стороны Германия – ведущая экономика ЕС – уже страдает. Рост уже на отрицательной отметке в 0.2%. Это направление, куда дует ветер истерических санкций – дальнейшее разрушение экономик стран ЕС. И никто не делает ставку на то, что у ЕС хватит характера противостоять Вашингтону. Как и на кишащий вассалами Брюссель.
Пепе Эскобар (Pepe Escobar)
Источник: "ПолиСМИ"
Оригинал публикации: "The US-EU-Russia sanctions puzzle"