Саммит Шанхайской организации сотрудничества, что проходит в Душанбе в эти дни, способен стать для нее знаковым. Россия может получить поддержку от партнеров своих мирных инициатив по Украине, но главное даже не в этом. Все активнее говорят о том, что в организацию могут принять двух новых членов – Индию и Пакистан. Это превратит ШОС в самую сильную региональную организацию в мире. Эксперты, опрошенные Центром политического анализа, оценили перспективы такого сценария.
11-12 сентября в Душанбе проходит саммит Шанхайской организации сотрудничества. После его завершения функции страны-председателя в организации перейдут к России, а следующий саммит ШОС пройдет в Уфе в следующем июле. Там же состоится и саммит БРИКС.
Государствами-членами ШОС являются Республика Казахстан, Китайская Народная Республика, Кыргызская Республика, Российская Федерация, Республика Таджикистан и Республика Узбекистан. Государствами-наблюдателями ШОС являются Исламская Республика Афганистан, Республика Индия, Исламская Республика Иран, Монголия и Исламская Республика Пакистан, государствами – партнерами по диалогу ШОС являются – Республика Беларусь, Турецкая Республика и Демократическая Социалистическая Республика Шри-Ланка.
Накануне открытия саммита российский взгляд на перспективы работы организации озвучил министр иностранных дел России Сергей Лавров. Как написал министр в статье, опубликованной в «Российской газете», сегодня «повышается роль ШОС в мировых и региональных делах, что обуславливает рост интереса к ней со стороны многих государств и международных организаций». «Пакистан, Индия, Иран заявили о стремлении стать полноправными членами ШОС, все больше стран обращаются за получением статуса наблюдателя или партнера по диалогу», – напомнил Лавров.
Как ранее заявил помощник президента России Юрий Ушаков, «открывается реальная перспектива, чтобы на следующем саммите в Уфе принять конкретные решения относительно заявок ряда стран, в частности речь идет об Индии и Пакистане». С Ираном имеются сложности: страна находится под санкциями ООН, поэтому, несмотря на наличие заявки от Ирана, с вступлением его в организацию придется подождать. А вот курс на расширение за счет Индии и Пакистана может иметь для организации очень важные последствия в смысле усиления ее влияния. Вообще ШОС в последние годы постоянно расширяет число стран, которые участвуют в саммитах организации. «Что касается процесса расширения ШОС, то надо отметить, что в настоящее время в ШОС есть 6 членов, 5 наблюдателей и 3 партнера по диалогу – это разная степень участия в организации по мере убывания. Число наблюдателей и партнеров по диалогу постоянно увеличивается – недавно Афганистан стал пятым наблюдателем, а Турция – третьим партнером по диалогу (что интересно, ведь Турция одновременно является членом НАТО)», – напоминает директор Центра исследований Восточной Азии и ШОС Александр Лукин.
Повестка саммита довольно велика. «Согласованные подходы к поиску ответов на общие вызовы найдут свое отражение в Стратегии развития ШОС до 2025 года, которую планируется подготовить к заседанию Совета глав государств в Уфе в 2015 году. Документ призван придать дополнительный импульс как взаимодействию в рамках ШОС, так и расширению ее сотрудничества с ведущими многосторонними структурами, прежде всего с ООН и ее специализированными учреждениями. Предусматривается также установление связей с Евразийским экономическим союзом» – так описал перспективы саммита глава МИД Сергей Лавров.
Предполагается, что на повестке саммита основными темами будут создание центра ШОС по противодействию угрозам безопасности, запуск крупных экономических проектов, наращивание культурного и гуманитарного взаимодействия и связей с другими структурами.
Накануне саммита пройдет заседание Делового совета ШОС, Межбанковского объединения ШОС и бизнес-форум ШОС.
Ожидается, что в Душанбинскую декларацию, которую примут по итогам саммита, включат формулировки по Украине, а также обсудят ситуацию на Украине на закрытом заседании. Как писала ранее «Российская газета», главы государств выступят за скорейшее восстановление мира в этой стране и продолжение переговорного процесса в целях урегулирования политического кризиса на Украине. Также лидеры поприветствуют подписанный в Минске протокол по итогам консультаций Контактной группы.
В ходе саммита Владимир Путин проведет целый ряд встреч – программа у российского президента насыщенная. Уже прошли встречи с председателем КНР Си Цзиньпинем, а также первые трехсторонние переговоры лидеров России, Китая и Монголии и встречи с президентом Узбекистана Исламом Каримовым и президентом Таджикистана Эмомали Рахмоном (Таджикистан, кстати, накануне праздновал День независимости). Кроме того, Путин проведет переговоры с главой Казахстана Нурсултаном Назарбаевым и президентом Ирана Хасаном Роухани.
Как изменится роль ШОС после принятия Индии и Пакистана? И вероятно ли оно в ближайшее время?
Как говорит Александр Лукин, «на сегодня есть две заявки на полноценное членство в ШОС – это заявки Пакистана и Ирана». По его оценке, Ирану точно сейчас не предоставят полноценного членства в ШОС, поскольку он не отвечает критериям членства в организации, а именно – против него введены санкции Совбезом ООН.
По словам Лукина, с принятием Пакистана также имеется сложность: его хотят принять в ШОС вместе с Индией. «Индия не подавала заявку, поскольку Индия – страна гордая и хочет быть уверена, что ее заявку одобрят. Против ее членства выступает Китай, потому до тех пор, пока не будут согласованы все противоречия с Китаем, Индия заявку не подаст», – считает эксперт.
Заместитель начальника сектора центральноазиатских исследований, старший научный сотрудник РИСИ Дмитрий Александров еще более скептичен относительно перспектив вступления Индии. «Расширение ШОС за счет Индии представляется мне маловероятным, в частности из-за исторически значимых, давних проблем с Китайской народной республикой. Скорее уж, в ШОС примут Пакистан», – говорит эксперт, добавляя, что в целом не ждет от саммита прорыва.
«Для России важна поддержка ее партнеров по организации в плане ряда мирных инициатив, которые Россия предлагала по Украине, и несомненно эта тема будут подниматься», – полагает он.
С Александровым не согласен глава Совета по внешней и оборонной политике Федор Лукьянов: «Саммит важен сам по себе, ведь впервые всерьез ставится вопрос о расширении организации за счет очень мощных и важных государств – Индии и Пакистана». Лукьянов так оценивает эти перспективы: «Судя по тому, что говорят дипломаты – и публично и непублично, та пикировка, которая существовала по поводу вступления со стороны Пекина, сходит на нет. В Китае готовы на пакетный вариант с принятием одновременно Индии и Пакистана. В Пакистане влияние Китая довольно сильно, к тому же в силу известных причин Пакистан всегда будет противостоять любому решению Индии по любому вопросу».
«В случае если вступление состоится, то ШОС резко усиливает влияние. Вообще в Китае сейчас понимают, что в нынешних обстоятельствах региональные организации, тем более такого масштаба как ШОС, приобретают очень большую значимость, а спрос на такого рода организации будет только расти», – полагает Лукьянов. По его оценке, причиной тому служит ослабление глобальных подходов, которые, как считали на Западе, сложились после холодной войны. «То, что происходило в последние полгода на Украине – это первое подтверждение такого изменения. Далее весьма вероятен эффект цепной реакции. В том числе и в той зоне, где находится ШОС. Соответственно, чем лучше развита инфраструктура дипломатических контактов, тем мощнее становится позиция стран в условиях новых вызовов, что важно для Китая», – уверен Лукьянов.
«Для России расширение за счет Индии и Пакистана также выгодно, поскольку до сих пор существовали опасения, что Россия будет «номером два» в организации, после Китая, который мощнее, как минимум, экономически. Вступление Индии или Пакистана создает условия для дополнительного балансирования и укрепления позиций России в рамках ШОС»
«Если Индия подаст заявку и об этом объявят на саммите, то значит все согласовано с Китаем, и Индию примут вместе с Пакистаном. Я давно к этому призываю – это будет очень важным событием для ШОС. Индия огромная страна (да и Пакистан немаленький), появится третий официальный язык – английский (сейчас официальных языка два – китайский и русский), соответственно, придется переводить все официальные документы и так далее. Если ранее у организации было два лидера – Россия и Китай, просто в силу того, что это самые большие страны, то теперь лидеров будет три», – описывает последствия такого шага Александр Лукин.
Но самое главное в том, что, по словам Лукина, «это приведет к серьезному повышению веса ШОС в мире». «Решения организации и даже просто декларации тогда будут не сильно уступать, а в чем-то и будут более важными, нежели декларации западных стран. Если в сфере экономики декларации ШОС будут немного уступать западному миру, то в политической сфере уже будут существенно опережать его», – резюмирует эксперт.
Источник: "Центр политического анализа"