Новейшая история показывает, что Белый дом плохо помнит уроки 20-го века. Однако в том, чтобы Украина превратилась во «второй Вьетнам», не заинтересован никто.
2–4 августа исполняется 50 лет событию в Южно-Китайском море, известному как Тонкинский инцидент, которое послужило для США основанием для прямого использования своих вооруженных сил в войне во Вьетнаме.
Технологии политического и военного вмешательства США во Вьетнам не утратили актуальность и по сей день, они применяются и в новейшее время – достаточно вспомнить примеры Египта, Сирии и Ливии. Сегодня США принимают активное участие в вооруженной борьбе на Украине. Несмотря на пространственную и временную удаленность двух военных конфликтов, между ними просматривается ряд очевидно сходных черт.
Во-первых, попытки США заполнить политический вакуум после ухода из Вьетнама французов путем насильственного свержения коммунистического правительства и установления проамериканского режима грозили нарушить баланс сил в Южно-Азиатском регионе. Украинский конфликт по сути представляет собой очередную (в этом же ряду – расширение НАТО на восток, размещение в Европе американской ПРО и т. д.) попытку изменить устоявшийся после окончания холодной войны баланс сил в Европе. США и их европейские союзники вмешивались в дела суверенных государств, грубо нарушая международное право, по всему периметру бывшего советского блока: сначала в Югославии, затем в Молдавии, Грузии и теперь на Украине.
Во-вторых, благоприятную почву для интервенции американской машины формирует наличие в той или иной стране нестабильной политической ситуации. Ставший очевидным в конце прошлого года раскол украинского общества по вопросу «евроинтеграции в ущерб экономическим и культурным связям с Россией» дал старт неприкрытым действиям американской дипломатии по дальнейшей дестабилизации обстановки на Украине. Результат не заставил себя ждать – на Юго-Востоке Украины ситуация быстро разворачивается в сторону гражданской войны (Международный комитет Красного Креста официально объявил конфликт на Украине гражданской войной). Война во Вьетнаме (1957–1975 гг.) также началась с гражданской войны в Южном Вьетнаме, в которую позже был втянут и Северный Вьетнам. Однако активность американских дипломатов, военных специалистов и представителей разведслужб возросла за несколько лет до начала войны.
В-третьих, историки установили, что Тонкинский инцидент был намеренно спровоцирован США для получения предлога военного вмешательства. По свидетельствам многих аналитиков, в том числе экс-сотрудников американских спецслужб, данные разведки США, ставшие одним из главных аргументов при принятии Конгрессом решения о начале военной операции во Вьетнаме, были сфальсифицированы. Сообщения о военных провокациях на Украине поступают практически каждый день, сегодня некоторые эксперты не исключают вероятность того, что и МН-17 был сбит в качестве провокации с целью дальнейшей эскалации конфликта. Трагедия активно используется западными политиками и СМИ для нагнетания антироссийских настроений и ужесточения санкций.
Эти и многие другие параллели заставляют более внимательно взглянуть на обстоятельства, сопутствующие войне во Вьетнаме, и ее последствия, чтобы по возможности учесть уроки истории в применении к сегодняшним реалиям.
Соединенные Штаты стали единственной страной, отказавшейся подписать итоговую декларацию Женевской конференции 1954 года, завершившей восьмилетнюю франко-вьетнамскую войну. Женевское заявление, подписанное 17 апреля 2014 года представителями США, России, ЕС и Украины, относительно урегулирования («деэскалации») ситуации на Украине, также было проигнорировано Вашингтоном. Поддерживаемое США правительство П. Порошенко, начав военную операцию в Славянске, фактически сорвало достигнутые договоренности.
Уже в ходе Женевской конференции в июне 1954 года Соединенные Штаты начали формирование полувоенного подразделения во Вьетнаме. Под руководством ведущего специалиста ЦРУ Эдварда Лэнсдейла Вашингтон санкционировал начало кампании по военному и информационному воздействию на Демократическую Республику Вьетнам (ДРВ). В течение следующих шести месяцев команда ЦРУ под руководством Лэнсдейла вела пропаганду среди вьетнамцев с целью стимуляции миграции населения с севера на юг; распространяла слухи об изнасилованиях, совершаемых китайцами, с целью вызвать ненависть к Китаю; закладывала основы для дальнейшей агрессии США во Вьетнаме, посылая прошедших отбор вьетнамцев на свои тихоокеанские военные базы для подготовки к ведению партизанской войны. С 1955 по 1959 год Университет штата Мичиган осуществлял секретную программу обучения сотрудников полиции Южного Вьетнама по подряду от правительства США.
В это же время Соединенные Штаты начали экономический бойкот Северного Вьетнама и угрожали занести в санкционные списки французские фирмы, ведущие с ним бизнес. Сегодня США вводят санкции против России, игнорируя протесты собственных деловых кругов и оказывая давление на своих союзников в Европе, потенциально подставляя их под болезненный удар, учитывая их более тесные финансово-экономические связи с Россией.
Еще одним событием, оказавшим серьезное влияние на последующие политические процессы, стала отмена выборов 1956 года, которые, согласно Женевскому соглашению, должны были объединить Северный и Южный Вьетнам в одно государство. Выборы были сорваны, поскольку США сделали ставку на наиболее проамериканского кандидата Нго Динь Зьема, отказавшегося в них участвовать. Изначально крайне непопулярный политик сделал карьеру на антикоммунистической повестке и «борьбе свободного мира» с Северным Вьетнамом, ДРВ. Он выступил с заявлением, что не намерен участвовать в консультациях, а тем более в выборах, несмотря на призыв правительства ДРВ к началу переговоров.
Вместо этого в октябре 1955 года Зьем провел в Южном Вьетнаме референдум «о будущем Вьетнама», на котором получил 98,2% голосов избирателей – ошеломляющий результат, достигнутый в результате явной фальсификации. Журнал «Лайф» позже сообщал, что американские советники Зьема считали, что 60% было бы вполне достаточно, и такой результат выглядел бы достовернее, однако Зьем настоял на 98%. Наспех организованное голосование напоминает президентские выборы на Украине, где также «победил» проамериканский кандидат, выступавший за вооруженную борьбу внутри страны, часть которой не проголосовала вовсе.
При поддержке американцев, нередко игнорировавших национальные традиции и объективные факторы государственного развития других стран, Зьем установил в Южном Вьетнаме жесткий полицейский режим, характеризовавшийся политическими репрессиями и ущемлениями прав человека. В соответствии с положениями закона 1957 года каждый вьетнамец старше 15 лет должен был регистрироваться в госорганах и постоянно иметь при себе удостоверение личности. Любой пойманный без надлежащей идентификации подозревался в деятельности Национального фронта освобождения Южного Вьетнама (Вьетконг) и наказывался лишением свободы. Во время обязательной для каждого вьетнамца возрастом старше 15 лет регистрации и выдачи удостоверения личности снимался полный набор отпечатков пальцев и записывалась информация о политических убеждениях человека.
Режим Зьема отличался и высочайшим уровнем коррупции. В стране, 90% населения которой исповедовали буддизм, католик Зьем поощрял единоверцев налоговыми льготами, продвижением по службе и прочими «бонусами». В результате инициированной Зьемом земельной реформы в пользу крестьян было перераспределено всего 13% земель, так как землевладельцы переоформляли владения на членов правящей семьи.
Когда недовольство населения политикой Зьема стало угрожать влиянию США в Южном Вьетнаме, Вашингтон «сдал» его генералитету. 1 ноября 1963 года в ходе военного переворота Зьем был свергнут и убит. Причем переворот, как писал журнал Time, «был запланирован с ведома Государственного департамента, министерства обороны и Информационного агентства США». Учитывая печальный опыт других политических лидеров, прежде поддерживаемых США (примеры из новейшей истории – Эдуард Шеварднадзе и Михаил Саакашвили), возникает вопрос – не такая ли судьба в случае вполне реальных просчетов уготована и нынешнему президенту Украины, стоит ему лишь чуть оступиться?
Для подготовки военной агрессии США организовывали крупномасштабные фальсификации и подлоги. Так, бывший агент ЦРУ Филипп Лихти заявлял в 1982 году, что в начале 1960-х он видел план, который заключался в загрузке вьетнамского судна большим количеством оружия из стран Организации Варшавского договора, а также инсценировке боя, в ходе которого катер должен был затонуть на мелководье. Затем планировалось организовать освещение события СМИ и продемонстрировать трофейное оружие в качестве доказательства внешней помощи Вьетконгу. Эта операция была успешно проведена американцами в 1965 году. В наше время подобные фальсификации встречаются в виде видеороликов, якобы подтверждающих отправку российского оружия ополченцам Юго-Востока Украины.
Вмешательство США во внутренний конфликт во Вьетнаме стало прологом к большой и кровавой войне. Открытое военное вторжение США во Вьетнам началось в 1965 году. Однако к концу 1964 года на территории страны находились уже более 20 тысяч американских военных. К концу 1965 года их было уже почти 200 тысяч, а в дальнейшем их количество превысило полмиллиона человек. При этом как американские инструкторы, так и военные, а также военная техника направлялись во Вьетнам еще с 1961 года, то есть еще до принятия Тонкинской резолюции. Точно так же сегодня политические деятели США активно обсуждают вопрос поставок летального оружия украинской армии и отправки в Киев американских военных консультантов.
Фактическое военное поражение и рост антивоенных настроений в США во многом определили итог войны. В январе 1973 года США подписали Парижское мирное соглашение, согласно которому их войска к марту того же года покинули территорию Южного Вьетнама.
За время войны США сбросили на Вьетнам 6 727 084 тонн бомб – больше, чем на вместе взятые Германию и Японию во время Второй мировой войны. Получили распространение ковровые бомбардировки, в результате которых целые населенные пункты были стерты с лица земли. Применялись напалм и белый фосфор. Причем самая мощная кампания ковровых бомбардировок вьетнамских городов была осуществлена американцами уже после окончания активной фазы их военного вмешательства – только лишь затем, чтобы заставить руководство Северного Вьетнама подписать договор с Южным Вьетнамом на его условиях.
Массово использовались ядохимикаты для уничтожения растительности, что на долгие годы обрекло население, проживающее на зараженных территориях, на генетические заболевания. Как тут не вспомнить Ирак и Югославию, где американские вооруженные силы использовали снаряды с обедненным ураном (в иракском городе Фаллуджа количество врожденных отклонений у детей выросло в 60 раз после военного вторжения США и их союзников). Нет ничего удивительного в том, что появляются сообщения о применении фосфорных бомб и химического оружия против ополченцев Донбасса украинскими властями – приспешниками США.
С целью искоренить агентурную сеть Вьетконга на территории Южного Вьетнама американцами была запущена программа «Феникс». Огромное количество жителей Южного Вьетнама подвергались похищениям и пыткам, часто по абсолютно надуманным основаниям. Сам руководитель программы Уильям Колби признавал – его сотрудники не были уверены в том, что агента Вьетконга можно отличить от лояльного гражданина Южного Вьетнама. По данным правительства Южного Вьетнама, число жертв программы «Феникс» составило более 40 тысяч человек. Союзниками совершались убийства безоружного населения. Например, 16 марта 1968 года американские солдаты с особой жестокостью убили более 500 жителей деревни Сонгми. Массовый характер военных преступлений стал отличительной особенностью действовавших во Вьетнаме военных подразделений США.
Непосредственным результатом войны стали огромные людские потери: 2 млн гражданских лиц, 1,1 млн и 200 тыс. военнослужащих соответственно Северного и Южного Вьетнама и 58 тыс. американских солдат.
Массированные бомбежки территории всей страны превратили ее в руины, а применение американцами химических отравляющих веществ, таких как Agent Orange, в том числе содержащих диоксин (который вызывает заболевания крови и печени и мутации у новорожденных), и газов (которые при использовании в замкнутом пространстве ведут к смертельному исходу) повлекло многочисленные жертвы среди мирного населения и имело тяжелые экологические последствия. По подсчетам, 4,8 млн вьетнамцев пострадали от распыления дефолиантов.
В результате применения химикатов безвозвратно изменился экологический баланс Вьетнама. Практически полностью были уничтожены мангровые леса (500 тыс. га), поражено 60% (около 1 млн га) джунглей и 30% (более 100 тыс. га) равнинных лесов. Урожайность каучуковых плантаций снизилась на 75%. В пораженных районах из 150 видов птиц осталось 18, произошло почти полное исчезновение земноводных и насекомых, сократилось число рыб в реках и произошло изменение их состава. Был нарушен микробиологический состав почв, отравлены растения.
Война во Вьетнаме бумерангом отразилась и на самих Соединенных Штатах. «Вьетнамский синдром» – отказ общественности поддерживать военные кампании с большими людскими потерями и неясными военно-политическими целями – до сих пор преследует американское общество, что неудивительно, учитывая, какие жертвы оно принесло в угоду политическим интересам своего правительства. Помимо 58 тыс. погибших, скончавшихся в результате ранений и болезней и пропавших без вести, 303 тыс. американских военнослужащих получили ранения разной степени тяжести. Однако наиболее болезненный эффект войны во Вьетнаме для США проявился уже после ее окончания: число ветеранов американских вооруженных сил, покончивших жизнь самоубийством по возвращении на родину, по разным оценкам составляет 100–150 тыс. человек (то есть больше, чем погибло на самой войне).
Длительная война расколола американское общество. Широкомасштабные выступления американского народа были явлением новым, которого страна до этого не знала. Война во Вьетнаме привела к политическому и идеологическому кризису в США, распаду того единства, при помощи которого американские власти добились в свое время поддержки со стороны своего населения в отношении мероприятий холодной войны, направленных против «экспансии коммунизма».
После более чем десяти лет кровопролитной войны США так и не удалось уничтожить правительство Хо Ши Мина и установить в стране проамериканское руководство. Тем не менее методы, которыми Америка действовала в Индокитае, практически не отличались от тех, что она применяет во всех уголках земного шара, где развязывает войну и массовую гибель мирного населения. Поэтому нет ничего удивительного в той реакции (а вернее, в ее отсутствии), которую США демонстрируют в ответ на артобстрелы жилых кварталов Донбасса украинской армией.
В ретроспективе основной урок войны во Вьетнаме для США заключался в том, что все принесенные жертвы были напрасны: Вашингтон ничего не выиграл ни с военной, ни с политической точки зрения. Единственным, кто получил дивиденды от войны, стал американский военно-промышленный комплекс, заработавший на убийстве миллионов людей миллиарды долларов (по официальным оценкам, Соединенные Штаты затратили на войну во Вьетнаме 111 млрд долларов). Сегодня, когда государственный долг США уже год как превысил годовой ВВП государства (106%, 17 трлн долларов), похоже, что американское военное лобби вновь пытается за счет «маленькой победоносной войны» решить свои экономические проблемы.
Новейшая история показывает, что Белый дом плохо помнит уроки 20-го века. Однако в том, чтобы Украина превратилась во «второй Вьетнам», не заинтересован никто.
Вероника Крашенинникова, руководитель Центра международной журналистики и исследований МИА «Россия сегодня»
Источник: "Взгляд "