Как известно, все — яд и все — лекарство, дело лишь в дозировке. В вопросе санкций, ситуация аналогичная. Если отбросить пропагандистскую шелуху и посмотреть на ситуацию трезво, то неизбежен вывод: почти все санкции, за исключением перекрытия экспорта в ЕС, являются благом для России. Фактически, ЕС проводит за нас национализацию наших же олигархов. Когда британская пресса и британские политики требуют "наказать" российских олигархов и лишить их возможности "парковать" свои капиталы в Лондоне и других финансовых центрах "свободного мира", нужно хлопать в ладоши от радости. Путин, еще перед кипрским кризисом, советовал олигархам вернуть деньги на родину, но даже потопление любимого оффшора российского среднего класса не смогло доказать значительной части российской олигархии, что эпоха принципа "зарабатываем тут, храним там" уже закончилась.
Давайте посмотрим на карту финансового мира. Грубо говоря, его можно поделить на несколько зон ответственности и контроля: американская зона (США, американские полу-оффшоры, часть карибских оффшоров, Швейцария), британская (Лондон, британские оффшоры, страны Британского Содружества), европейская континентальная (ЕС, плюс оффшоры на Кипре, Люксембурге), арабская, японская, китайская и российская. Фактически, действия Лондона по изгнанию российской олигархии заставляют ее вернутся на родину, уничтожив иллюзию неприкосновенности собственности и гарантий прав, купленных щедрыми инвестициями. Куда им бежать? США отпадает сразу, даже у самого прекраснодушного олигарха хватит мозгов понять, что там будет хуже чем в Лондоне. ЕС — тоже не вариант. Демонстративно нагадить условному Абрамовичу — лучший пиар для многих европейских политиков, даже самых пророссийских. Японская система — сравнительно закрыта для "не своих", арабская — аналогично, да и сама по себе не вызывает особого доверия. Что остается? Китай и Россия или совсем экзотические и рисковые направления типа Южной Америки или Вьетнама.
После "теста Кипра", когда Россия в общем-то отказалась спасать тонущий оффшор, да и с учетом геополитической конъюнктуры, олигархи вряд ли могут надеяться на то, что их будут массово спасать. Скорее, процесс развода российских олигархов с западными юрисдикциями будет проходить по принципу "спасение утопающих — дело рук самих утопающих" и "кто не успел, тот — опоздал". Это — замечательно. Призывы изгнать с благословенного Запада детей, жен, братьев и вообще всех родственников олигархов и чиновников, которые отказываются заниматься активной антироссийской деятельностью, следует приветствовать и всячески поощрять.
Бизнес сообщество состоит из трех неравных категорий: явно антироссийские олигархи (например, Прохоров, Фридман), патриотический бизнес (например, Ашманов) и огромное болото мелких, средних и крупных предпринимателей у которых нет четкой политической позиции и которые озабоченны исключительно собственным благосостоянием. Эта категория является самой большой. Сейчас, оказавшись в плену собственного дискурса о необходимости "подорвать олигархический режим", Запад заставляет эту категорию резко определиться. Вариант первый: влиться в ряды нового Майдана ради сохранения условного домика в Лондоне и "шенгена для детей", но с риском повторить путь Березовского, лишившись активов в России. Вариант второй: потерять часть западных активов и доступ к "сладкой жизни" на Западе, но сохранить активы, которые приносят доход в России. Особенно отрадно, что в данной ситуации именно Запад, а не "злобный Путин" заставляет их сделать этот выбор. Сейчас, начинается фактическая национализация и чистка элит. Такой подход для России сильно дешевле, комфортнее и эффективнее любых альтернатив.
Проблемы, связанные с санкциями в технологической сфере, ускорят процессы импортозамещения. До этого, бороться с инерцией мышления управленцев среднего звена, которые рулят во многих технологически интересных сферах, было крайне сложно. Любая система управления имеет колоссальную инерционность и стремиться максимально упростить свое существование. На одного инициативника-идеалиста всегда найдутся 10 управленцев, которым просто хочется чтобы все шло тихо, хорошо и по плану. Переходить на другие технологии — риск. Заниматься импортозамещением — риск. Мало кто хочет брать на себя ответственность за результаты этих сложных процессов, причем дело тут не только в откатах от иностранных поставщиков но и в элементарном нежелании усложнять себе жизнь. Сейчас, жизнь усложнилась сама и вопрос развития своих технологий это уже вопрос выживания для тех, чье нахождение на должности зависит от плановых запусков спутников, заводов, подлодок итд. Очень возможно, что технологический прогресс в "эпоху санкций" будет работать по схеме: "китайцы воруют западную технологию, русские радикально улучшают, используют вместе", но в этом нет ничего зазорного. А вообще, лучшего стимула к развитию собственных технологий, чем запрет на их импорт — просто невозможно придумать.
Если российские компании все-таки отрежут от западного рынка заимствований, то в этом тоже нет ничего страшного. По данным агентства Мудис, российские компании вполне могут обслуживать свои долги без рефинансирования, но с другой стороны, наиболее вероятным ответом на такие санкции будут дефолты (добровольные или не очень) российских компаний. Да, часто кредиты выдавались под залог акций оффшоров, которым принадлежат российские предприятия, и западные финансовые институты могут эти акции забрать, однако вступить в права владения предприятиями в таком геополитическом контексте у них точно не получится. Национализацию заказывали? Ну так господин Ван Ромпей сейчас ее нам организует!
Помимо этих положительных аспектов, есть еще один, самый сладкий и интересный. Нам нужен собственный эмиссионный центр. Очень нужен. А санкции против финансовой сферы ускорят темпы его создания и за последние месяцы для "отвязки" от доллара было сделано очень много. Рубить сгоряча — нельзя, это очень хорошо показал иранский опыт и то как значительная часть иранской элиты сейчас просится назад в западный консьюмеристский рай. Однако, двигаться в этом направлении — нужно и финансовые санкции — лучший стимул для продолжения движения в ускоренном темпе.
Санкций против российского энергетического сектора — маловероятны. Причина проста:
"Если Запад решится на реальные экономические санкции с торговой блокадой, цены на нефть взлетят выше 200 долларов за баррель, считает старший экономист Oxford Economics Адам Слейтер." (
http://www.vz.ru/news/2014/7/24/697057.html )
Для Европы такой сценарий — это гарантированный экономический крах и, скорее всего, европейцы будут делать что угодно, кроме введения санкций против российского нефтегазового экспорта.
Означает ли вышесказанное что можно делать что угодно, не боясь последствий? К сожалению, нет. Пока нет.
Санкции — ледяная вода. При плановом закаливании можно стать моржом. А если попробовать сразу переплыть Волгу зимой и подо льдом — смерть не заставит себя долго ждать. Вывод: важна дозировка.
Второй аспект — очень важно не допустить ситуации, при которой ЕС будет все-таки превращен в одну большую Грецию, которая станет экономическим придатком США, по той же схеме по которой Болгария превратилась в придаток Германии-Франции. Фактически, борьба сейчас идет именно за то, чтобы не допустить продления жизни американской экономики за счет Европы. Можно провести историческую параллель: капиталистическую Францию нельзя было назвать страной — другом СССР, но ее падение в борьбе с Германией было для нас невыгодно, так как давало Гитлеру дополнительные ресурсы для борьбы с нами.
Я хочу закончить на максимально оптимистичной ноте. Пути назад уже нет: национализация элит, импортозамещение, отвязка от доллара — уже неотвратимы. Это не означает, что все будет просто. Наоборот, будет очень сложно и очень страшно, но мы сейчас встаем на единственный путь, который имеет шанс дать нашей стране роль одного из лидеров пост-американского мира.
Источник: "Polit Russia"