После заключения крупнейшего в истории газового контракта между Россией и Китаем эксперты заговорили о перевороте в финансовой системе: операции "поджечь доллар" мог быть дан новый толчок. Постепенный вывод российских средств из американских гособлигаций, а также первая трансграничная операция в китайской валюте, проведенная в Шанхае российским банком ВТБ, позволяли делать лишь осторожные прогнозы. Но договоренности Банка России и Народного банка Китая об использовании во взаимных расчетах национальных валют вместо доллара США и создание собственного рейтингового агентства должны не на шутку обеспокоить финансовых воротил "за океаном". Все идет к тому, что крупнейший газовый контракт, заключенный между РФ и Китаем, будет оплачен не в долларах, именно поэтому до сих пор не раскрыта конечная цена газа. Версия Накануне.RU о таком развитии событий подтверждается, а эксперты убеждены: для США это будто удар серпом "по одному месту".
Главной темой встречи представителей российского и китайского банка в Шанхае 25-26 июня стало стимулирование использования во взаимных расчетах национальных валют вместо преобладающего сейчас доллара США, а также создание независимого российско-китайского рейтингового агентства. "Представители российского и китайского финансового сообщества отметили поступательное развитие взаимного присутствия в банковском секторе, расширение сети прямых корреспондентских отношений между российскими и китайскими банками, рост торговли валютной парой юань-рубль, внедрение новых форм финансового сотрудничества в частности, в сфере страхования, а также наметили пути дальнейшего совершенствования взаимодействия в финансовой сфере", – говорится в сообщении Центробанка.
Отметим, что знаковый контракт между Россией и Китаем был подписан 21 мая. Президент РФ Владимир Путин и председатель КНР Си Цзиньпин заключили 30-летнее соглашение на поставку в Китай до 38 млрд куб. м трубопроводного газа. Общая сумма контракта составляет 400 млрд долларов. При этом "Газпром" получит предоплату на строительство газопровода в объеме 25 млрд долларов. Эксперты назвали соглашение крупнейшим в истории газовой отрасли. Специальный представитель президента РФ по взаимодействию с форумом стран-экспортеров газа Виктор Зубков на недавней пресс-конференции "Газпрома" отметил, что суммарный объем поставок газа превысит суммарное годовое потребление США, России и Китая. Кроме того, контракт с Китаем создает России дополнительные конкурентные преимущества для поставки газа на европейский и азиатский рынки, которые к 2030 г. станут основными конкурентами за поставки природного газа. И эксперты не исключали, что расчет будет не в долларах, потому пока цена газа по контракту и не названа. И по мере развития событий и появления информации о контракте это подтверждается.
Стремления России и Китая перейти на расчет в национальных валютах в обход доллара соответствуют подписанному странами соглашению, рассказал Накануне.RU доктор экономических наук, профессор, главный научный сотрудник Института экономики РАН Олег Сухарев.
"Именно такая договоренность между банками двух стран, которую подписали высшие руководители страны, включена в виде пункта, где прописано, что расчеты будут осуществляться в юанях и рублях. Так что, договоренность и направлена на то, чтобы в дальнейшем исключить из газового контракта долларовый компонент и рассчитываться в рамках межвалютного обмена двух стран – России и Китая", – пояснил профессор корреспонденту Накануне.RU.
Эта практика – абсолютно нормальный процесс, не противоречащий ни финансовым нормам, ни нормам международного права, и, безусловно, шаг в верном направлении, считает Сухарев. Насколько быстро удастся перейти к расчету в национальных валютах, зависит от самих банков, ведь не исключены технические трудности.
"Но мне кажется, по российско-китайским контрактам нет каких-то длительных препятствий для того, чтобы начать действовать именно по этой схеме. В рамках межгосударственного соглашения осуществляется обмен двух национальных валют. Китайские импортеры будут покупать рубли, расплачиваться с нами в рублях, наши будут покупать юани, расплачиваться ими. Таким образом возникнет такой валютный рынок рубля к юаню, где будет осуществляться обмен рубля на юани. Он, конечно, будет регулироваться банками в зависимости от спроса на юань и на рубли, спрос будет зависеть от товарооборота, от объема торговли и от ее развития. Это стандартная классическая процедура. Такие договоренности можно приветствовать, потому что они диверсифицируют риски и свои валютные резервы, что создает основу для очень неплохой перспективы укрепления национальных валют, которые могут в перспективе составить очень сильную конкуренцию доллару", – отмечает эксперт.
Президент Центра стратегических коммуникаций Дмитрий Абзалов признает возможность оплаты газового контракта в рублях и юанях, но не видит в этом необходимости.
"Пока что это предметно не оговорено, но это вполне возможно. Дело в том, что, в принципе, это можно было и раньше за счет системы свопов (вид сделки, позволяющий производить расчеты в разных валютах, – прим. Накануне.RU). Напомню, что Китай использует модель, при которой он фактически использует американскую валюту исключительно как основной ориентир. Поэтому особой необходимости в использовании непосредственной валюты у Китая нет", – отметил Абзалов в разговоре с Накануне.RU.
Но если разработать схему расчета в рублях и юанях, исключив при этом валютные риски, то такая система оплаты может быть использована в небольших операциях. По мнению Абзалова, скорее всего, механизм будет заключаться в формировании валютных запасов в коммерческих банках и последующем спецобмене по курсу.
"В принципе, страны уже работали по этой схеме несколько раз, ничего удивительного здесь нет. Но так фундаментально, чтобы использовать именно в сырьевой составляющей, для этого требуется, во-первых, хороший запас валюты, в которой будет происходить расчет, во-вторых, начало исполнения контракта. Я напомню, что газопровод "Силы Сибири" еще не построен. Но в каких-то небольших операциях это может быть использовано уже в этом году, может быть, в следующем. А фундаментально станет возможно после постройки "Силы Сибири", – добавил эксперт.
Скептически к переходу на национальные валюты отнесся содиректор аналитического отдела Инвесткафе Григорий Бирг. По его мнению, расчеты в рублях и юанях будут носить формальный характер, и это едва ли способно хоть как-то "ущемить" доллар.
"Расчеты в рублях по контракту на поставку газа в определенной степени целесообразны, учитывая, что существенная доля расходов компании деноминирована в национальной валюте, однако с юанем, который не является свободно конвертируемой валютой, сложнее. Газпрому его придется конвертировать в валюту, в которой можно будет рассчитываться с поставщиками товаров или услуг. Непонятен объем расчетов в юанях, а соответственно и транзакционные расходы связанные с этим. Я полагаю, что фактический переход на расчеты рубль-юань еще далек от реализации. Ведь страны, получив валюту соседнего государства, скорее всего, вновь будут ее конвертировать, возможно, и в долларовый эквивалент", – сообщил эксперт корреспонденту Накануне.RU.
Несмотря на это, экономист видит становление юаня полноценной резервной валютой. Для этого китайской валюте нужно стать более свободно-конвертируемой: нарастить свое влияние на рынках капитала и в обороте международной торговли. В отличие от юаня, российская валюта, которой сейчас не придают большого значения в международной валютной системе, значительно более свободно-конвертируема. Поэтому у рубля, вопреки ожиданиям, есть все шансы стать региональной валютой. Правда, российскому правительству придется поработать над этим.
"Для получения статуса резервной валюты, российскому правительству и ЦБ РФ необходимо продолжать курс на сокращение инфляции за счет политики инфляционного таргетирования. Пока здесь успехи достаточно скромные. Так, в 2012 г. инфляция составила 6,6%, а в 2013 г. – 6,5%. Основная причина заключается во влиянии продолжительного ослабления рубля и роста цен на ряд пищевых продуктов из-за плохого урожая. Тем не менее, если политика ЦБ РФ по сдерживанию инфляции получит продолжение, то на 2016 г. ЦБ вполне может достичь своих планов и уровень инфляции достигнет минимально необходимого для создания резервной валюты уровня в 4%", – поясняет Бирг.
При этом Бирг не считает, что российско-китайские договоренности хоть как-то повлияют на долларовую систему и поменяют политическое отношение Запада к России, хотя контракт с Китаем, несомненно, усиливает позицию РФ на мировой арене.
В том, что смещение доллара с лидирующих позиций – длительный процесс, согласен и Дмитрий Абзалов. Для начала национальным валютам России и Китая нужно побороться за региональный статус.
"Китаю необходимо переходить на плавающий курс, что требует определенных усилий не на один год. А российскому рублю нужно будет обеспечить его независимость, то есть увеличить промышленную составляющую в ВВП, очень серьезно в усилении рубля будет играть возможность создания валютной зоны на территории Таможенного союза, поэтому это тоже вопрос не ближайшего времени. Скорее всего, будет модель перехода к созданию региональных финансовых систем по принципу евро, а в дальнейшем – переход на резервный статус. При этом не факт, что в этот резервный статус будет попадать конкретная валюта. Но опять же надо понимать, что в ближайшие два-три года невозможно сместить доллар. Скорее всего, этот процесс затянется на ближайшие пять-семь лет. Именно столько времени нужно, чтобы обеспечить последовательную сменяемость без дополнительных рисков", – отметил экономист.
Тем не менее, тенденция к усилению национальных валют, переход на расчет ими по крупнейшему газовому контракту наносит серьезный удар по доллару, отмечает Абзалов. Но в первое время это колебание будет незначительным, и контроль за ситуацией останется у американского правительства. Согласен с этим и генеральный директор центра политической информации Алексей Мухин.
"Безусловно, это плохие новости для доллара, потому что идея использования национальной валюты в двусторонних отношениях появилась довольно давно. Россия и Китай имеют немало соглашений на эту тему, но они носят локальный отраслевой характер, поэтому не могут рассматриваться в качестве реальной альтернативы долларовым расчетам. Двигаясь в этом направлении, безусловно, Китай и Россия в какой-то степени дразнят США, которые крайне чувствительно воспринимают любую информацию, подвергающую сомнению позицию доллара", – отметил политолог в разговоре с Накануне.RU.
По мнению Абзалова, переговоры с Китаем не только держат США в напряжении, но и создают нашим "западным партнерам" реальные препятствия. "Европейскому Союзу доступ к российскому рынку крайне важен. Сам факт достижения договоренностей в Поднебесной может стать серьезным инструментом в переговорном процессе с Европой. С учетом того, что основная проблема обусловлена именно ограничениями к доступу международного рынка капитала к достаточно обширным финансовым источникам Китая, использование для расчетов альтернативной валютной единицы – это, конечно же, новость, которая может оказать некоторое давление в переговорах с Брюсселем", – пояснил эксперт.
Такую возможность усматривает и Мухин: "Есть страны, которые полностью сориентированы на доллар, но еще больше стран, которые используют бивалютную корзину. А решение России и Китая априори полезно и выгодно для тех, кто рассчитывается в евро, потому что по сути евро тоже является национальной валютой, конкурентом доллара. Любое ослабление конкурента для евро благо".
Несмотря на то, что в ближайшее время отказ от доллара технически невозможен, мы наблюдаем попытку усмирения имперских амбиций США, и, судя по всему, российские и китайские руководители настроены решительно.
Профессор Олег Сухарев напомнил о доктрине "доллара и штыка", провозглашенной в США в начале XX века. В соответствии с ней Америка поставила перед собой цель достичь мирового господства. И вот уже больше века руководство страны не отходит от выбранного курса. Валюта остается главным инструментом укрепления экономического и политического влияния в мире, ведь когда национальная валюта входит в мировой резерв, остальной мир, фактически, кредитует стану-эмитента.
"Когда позиции вашей валюты ослабляются в мире, вы имеете вытекающее не очень позитивное влияние на развитие собственной экономической системы, и вы всячески будете препятствовать этому процессу. То есть США невыгодно появление другой резервной валюты, которая не завязана на долларе, и может оказаться крепче доллара. А раз так – то отсюда и вытекающая политика – и международная, и военная, и экономическая, и валютная. Естественно, договоренности России и Китая им как серпом по одному месту. Это раздражает, это бесит Запад. Почему возникло просто бешенство и истерика по поводу Крыма? По поводу референдума? Осуществляется провал их действий, провал этой доктрины, и просто начинается истерика. Ведь люди верили в свою непогрешимость, свою безнаказанность, в свое великолепие и превосходство", – отмечает Сухарев.
На деле же оказывается все не так гладко. Разрешение сирийского конфликта, проведение масштабного спортивного мероприятия – Олимпиады, проведение референдума в Крыму с последующим его возвращением в состав РФ, и теперь – динамичное развитие российско-китайских торговых отношений с укреплением национальных валют – все это не дает покоя Америке.
"Самый главный фактор – это то, что в самих США Владимир Путин по некоторым опросам и рейтингам оставил далеко позади по влиятельности Барака Обаму", – отмечает политолог Алексей Мухин.
Анна Смирнова
Источник: "Накануне "