Пресс-служба Госдепа США на днях сообщила, что США направили на Украину группу сотрудников ФБР, Министерства юстиции и Министерства финансов с целью оказания содействия Киеву в возвращении из-за рубежа украденных украинских активов. 29 апреля США и Великобритания проведут по данному вопросу многостороннюю встречу с участием украинских чиновников. Предполагается, что во встрече примет участие Международный центр по возвращению активов (ICAR), работающий в Базеле.
Украина – на грани крупномасштабного дефолта и социальных взрывов и даже голода. Украине нужны деньги, чтобы национальная экономика не рухнула окончательно. Правда, Вашингтон мало волнует, что будет с украинской экономикой, – его волнует способность Украины погасить свои долги перед западными кредиторами. На данный момент внешний долг Украины оценивается в 145 млрд. долл. Сегодня новых кредитов никто на Западе Украине давать не желает. А те суммы, которые фигурируют в СМИ и которые исчисляются миллиардами долларов и евро, – не более чем «вербальные интервенции» украинских политиков и западных чиновников.
Есть явные признаки того, что скоро банковский сектор Украины рухнет. Национальный банк Украины (НБУ) обсуждает вариант спасения коммерческих банков по «кипрскому варианту», то есть путем конфискации депозитов вкладчиков либо принудительного превращения вкладчиков в «инвесторов» («акционеров») банков. За счет этого киевский режим рассчитывает мобилизовать несколько миллиардов долларов; такое откровенное ограбление может спасти несколько банков, но оно не спасёт страну от крупномасштабного дефолта. Для этого нужны суммы, исчисляемые десятками миллиардов долларов.
По большому счету, для того чтобы расплатиться по долгам перед внешними кредиторами, у Украины остается всего два собственных источника. Первый – приватизация государственной собственности, включая природные ресурсы страны. Второй – внешние активы Украины.
Вот ФБР, Министерство юстиции и Министерство финансов США и решили помочь Киеву использовать второй источник.
* * *
Внешние активы Украины складываются из нескольких компонентов. Прежде всего, это международные резервы НБУ. Они постоянно таяли с середины 2011 года (тогда они достигли рекордной планки в 38 млрд. долл.). Сегодня их уровень ниже 15 млрд. долл., этого запаса не хватит на погашение взятых ранее государственных долгов и их обслуживание даже до конца текущего года. Есть еще частные внешние активы. Досконально известно, что накопленные прямые частные инвестиции Украины за рубежом не дотягивают даже до 10 млрд. долл., однако это лишь прямые инвестиции. А еще есть портфельные инвестиции, займы, кредиты, средства на банковских счетах и наличная иностранная валюта. Всего на конец прошлого года все виды зарубежных активов составляли более 140 млрд. долл. Как раз сумма, примерно равная величине совокупного внешнего долга Украины. Причем около 70 % активов приходилось на наличную валюту и средства на счетах в зарубежных банках – весьма ликвидную форму активов.
Однако официальные зарубежные частные активы Украины – лишь верхняя часть айсберга. Основная часть украинских активов за рубежом сформировалась в результате нелегального вывоза капитала представителями высшего чиновничества и олигархами. Они вообще не учтены в статистике платежного баланса НБУ.
В прошлом году украинские СМИ опубликовали рейтинг 100 самых богатых граждан Украины (Top-100). Так вот, активы этой первой сотни в 2012 году достигли 130 миллиардов долларов (80 % ВВП Украины). При этом внешние активы большинства олигархов превышают внутренние. Однако в этих данных почти не учитываются средства на банковских счетах олигархов. Это уже абсолютная «тень».
За последние годы выявлялись неучтенные активы украинских олигархов и чиновников в разных офшорах. Яценюк в запале разоблачений «преступного режима Януковича» заявил, что за годы его президентства из страны было выведено в офшоры 70 миллиардов долларов. Однако о том, сколько было выведено при Ющенко и Тимошенко, новоиспеченный премьер умолчал. По оценкам американского аналитического центра Tax Justice Network, за годы независимости из Украины в офшоры всего было выведено 167 миллиардов долларов. Заявленная сумма чуть меньше объема валового внутреннего продукта за 2012 год и заметно превышает величину совокупного внешнего долга страны. Вот на внешние активы как потенциальный ресурс решения финансово-экономических проблем Украины и нацелился киевский режим вместе с его покровителями из Вашингтона.
***
Существует международный опыт возвращения на родину зарубежных активов. В мировой практике были попытки возврата денег Саддама Хусейна, Муаммара Каддафи, Хосни Мубарака, Франсуа Дювалье, Роберта Мугабе и других. Почти всегда операции подобного рода проходили под лозунгом «Вернуть награбленные богатства народу».
Имеется определенный алгоритм действий в таких операциях:
1. Принятие пострадавшей страной законов, необходимых для проведения операции по возвращению активов, а также заключение соглашений с другими странами.
2. Поиск и обнаружение зарубежных активов.
3. Замораживание активов.
4. Доказательство незаконного происхождения активов.
5. Представление пострадавшей страной программы использования возвращаемых активов.
6. Перевод активов (перечисление денег) в пострадавшую страну и реализация программы.
Так примерно выглядит последовательность действий в руководствах, разработанных Международным центром по возвращению активов (ICAR), Всемирным банком и другими организациями. На деле до последней стадии дело часто не доходит. Отчасти это связано с тем, что действительно бывает сложно распутывать хитроумные схемы выведения активов из пострадавших стран. Отчасти – с тем, что Запад, где находятся активы, заинтересован в максимально длительном замораживании активов, особенно если речь идет о банковских счетах. Об этой стороне вопроса почти ничего не говорится. А ведь замороженные средства, исчисляемые нередко миллиардами долларов, для банка, где находятся такие средства, являются царским подарком. Любой банк только может мечтать о том, чтобы открываемыми счетами их клиенты не пользовались.
Даже если специалисты представят необходимые доказательства преступного происхождения зарубежных активов, власти страны, где спрятаны такие активы, не бросятся немедленно размораживать их и возвращать «народу» обворованной страны. Логика рассуждений страны, «крышующей» незаконные активы, примерно такова: если мы вернем эти активы (деньги), они будут еще раз разворованы. Мы можем их передать пострадавшей стране лишь при наличии обоснования предполагаемых затрат и механизмов контроля целевого использования денег. Примерно такими формулировками пользуются США, для того чтобы удерживать у себя наворованное.
***
Для того чтобы оценить вероятность возвращения на Украину хотя бы малой части отнятых у неё и выведенных за рубеж десятков миллиардов долларов, полезно вспомнить историю с бывшим премьер-министром Украины Павлом Лазаренко. Он отбывает тюремный срок в США за отмывание денег. Федеральный суд США квалифицировал деньги, которые были обнаружены на счетах в банках разных стран, открытых на Лазаренко, как преступные. Оценки сумм этих денег достигают 1 млрд. долл., но не по всем счетам еще доказано, что эти деньги имеют отношение к бывшему премьер-министру или что эти деньги имеют преступное происхождение. Бесспорными (доказанными) на сегодняшний день являются суммы, равные 250 млн. долл. С момента ареста П. Лазаренко в США прошло 15 лет, но до сих пор Украина не получила ни одного доллара из арестованных средств бывшего премьер-министра. И никогда не получит…
Чуть более оптимистично выглядит опыт сотрудничества с Вашингтоном Казахстана. Астане удалось выцарапать из США 84 млн. долл. при экспертных оценках незаконных активов казахстанского происхождения в США, достигающих многие миллиарды долларов. Как говорится, гора родила мышь.
Интересен также опыт Ливии. После свержения Каддафи началась широковещательная кампания по поиску в банках различных стран активов, принадлежащих лично ему, а также его родственникам и ближайшему окружению. СМИ сообщали о различных находках, которые в совокупности уже исчисляются даже не миллиардами, а десятками миллиардов долларов. Однако в Ливию до сих пор не попал ни один цент. Ливийский прецедент интересен тем, что Вашингтон еще в самом начале агрессии против Ливии громогласно заявил, что «активы диктатора должны быть возвращены народу». Когда активы были обнаружены, было заявлено, что ливийский народ задолжал Вашингтону немалые суммы, истраченные американцами на установление демократии в этой стране. Речь идет о расходах США на проведение военных операций, в ходе которых погибли тысячи мирных граждан Ливии. Некоторые эксперты уверены, что деньги Каддафи и других ливийских граждан просто перечисляются с банковских счетов в федеральный бюджет США. Вполне вероятно, что такая судьба ожидает и украинские активы, когда американцы найдут.
И последнее. Недавний арест украинского олигарха Дмитрия Фирташа – это чёрная метка всей офшорной аристократии Украины. Зарубежные счета Фирташа арестованы на том основании, что лежащие на них деньги имеют преступное происхождение. И в дальнейшем они могут пойти на погашение долгов того же Фирташа перед западными банками. А если что-то еще останется, это пойдёт на погашение государственных внешних долгов Украины перед МВФ и другими «приоритетными» кредиторами. Народу Украины не достанется ничего.
Валентин КАТАСОНОВ
Источник: "Фонд стратегической культуры "