Есть все основания полагать, что нарастающее противостояние между Западом и Россией, которое вылилось в конфликт вокруг Украины и Крыма, является важной вехой, ознаменовавшей новый этап в борьбе за будущее мироустройство. И как будет выглядеть это будущее, во многом зависит от того, какую позицию займет Китай на международной арене.
Чтобы понять логику намерений китайцев, необходимо, прежде всего, рассмотреть в каком формате Пекин будет выстраивать свои отношения с основными геополитическими игроками — Евросоюзом, США и Россией. Очевидно, каждая из сторон будет стараться заручиться поддержкой Поднебесной. Но вопрос в том, чего на данный момент хочет сам Китай.
Значение проходящего в эти дни европейского турне Си Цзиньпина трудно переоценить. Заинтересованность обеих сторон в налаживании в первую очередь торгово-экономических отношений очень велика, особенно если учесть, что Китай остается вторым по величине торговым партнером ЕС. Европейцы стремятся, прежде всего, привлечь китайские инвестиции для стимулирования экономик своих стран находящихся в рецессии. Китаю, как и прежде, необходимы рынки сбыта своей продукции (несмотря на заявленную переориентацию на внутренний спрос, внешние рынки пока являются ключевыми), а также передовые западные технологии для перехода к инновационной модели экономического развития, как залога будущего благосостояния Поднебесной. Ещё одним важным вопросом для Китая является увеличение роли юаня в международных расчётах, что в перспективе позволит перейти к его свободной конвертации. Сейчас это делается в основном через двусторонние договоры о валютных свопах, но позиция Великобритании в этом вопросе может существенно изменить положение дел в пользу Пекина. По словам британского министра финансов Джорджа Осборна, Лондон намерен стать мировым центром торговли и инвестиций в китайской валюте. Работа в данном направлении ведётся очень активная, о чём свидетельствуют результаты визитов Осборна и Кэмерона в КНР состоявшихся осенью-зимой 2013 года.
В целом, вся линия европейской политики Китая в своей долгосрочной перспективе направлена на создание китайско-европейской зоны свободной торговли, которая будет основой для совместного развития и взаимного стимулирования. При этом ключевую роль в этом процессе китайцы отводят именно Великобритании.
В этом контексте особо стоит отметить китайские проекты морского Шелкового пути и Шелкового пути 21 века, которые очень перекликаются с европейскими планами по созданию зоны свободной торговли от Лиссабона до Владивостока, озвученными комиссаром ЕС по вопросам расширения и политики добрососедства Штефаном Фюле в марте 2014 года. По словам Ван Ивэя, профессора Института международных отношений Народного университета Китая, заместителя директора Центра изучения ЕС: «Если будет возможность объединить усилия, то китайско-европейское сотрудничество принесет с собой евразийскую интеграцию, придаст новое содержание глобализации».
Маловероятно, что евразийская интеграция в таком формате будет отвечать интересам России, для которой это направление внешней политики имеет первостепенное значение. Альтернативный проект, связывающий воедино Восток и Запад, с огромными потенциалами Китая и ЕС может оставить Россию не у дел.
Американцы решили зайти с другой стороны в выстраивании своих отношений с китайцами. Они активно используют «мягкую» дипломатию играя на самолюбии китайцев, а этот фактор не стоит недооценивать. Отправляя в турне по Китаю всю женскую половину семьи Обамы, Штаты преследуют очевидную цель – заручится симпатией китайского народа. Америка старается использовать все доступные средства для привлечения КНР на свою сторону, учитывая, что в отношениях Китая и США на порядок больше проблем. И Пекин, и Вашингтон рассматривают друг друга в качестве основных соперников. Американцы опасаются, что КНР бросит им вызов в борьбе за мировое лидерство, а китайцы в свою очередь обвиняют Штаты в политике сдерживания Поднебесной. Именно так расценивается позиция США о приоритете своих интересов в АТР. Китай чрезвычайно озабочен усилением Вашингтона прежде всего в ЮВА, так как этот регион является «горлом» КНР через которое проходит импорт ресурсов и экспорт произведенных товаров. Штаты, в отличие от Британии, не приветствуют усиление роли юаня в международной торговле, справедливо усматривая в нём угрозу для доллара. Не смотря на тесную взаимосвязь двух ведущих экономик мира, Америка ревностно защищает свои передовые технологии, которые являются одним из основных её преимуществ в современном мире. Это выражается, в частности, в установлении торговых барьеров и ограничений на экспорт высокотехнологичной продукции в Китай. Противостояние с Вашингтоном по всем ключевым для Пекина вопросам, от территориального конфликта с Японией, до положения дел в Тибете (в феврале этого года Обама провел встречу с Далай-ламой, в связи с чем, Китай выразил официальный протест), явно не способствует сближению внешнеполитических позиций двух государств.
Очередной удар по американо-китайским отношениям был нанесён накануне встречи Си Цзиньпина и Барака Обамы, состоявшейся 24 марта 2014 года во время саммита по ядерной безопасности в Гааге. В СМИ всплыла информация, что Агентство национальной безопасности США шпионило за китайским телекоммуникационным гигантом «Хуавэй», бывшими лидерами, включая Ху Цзиньтао, министерствами иностранных дел и коммерции, а также банками. Представитель МИД КНР Хун Лэй незамедлительно потребовал от Америки объяснений по данному поводу. Вся эта история поставила в очень неудобное положение американского президента, который рассчитывал заручиться поддержкой КНР в украинском вопросе. В результате, Си Цзиньпин лишь подтвердил неизменность «справедливой и объективной» позиции Китая по Украине, которая заключается в «отстаивании необходимости политического решения кризиса».
Такая формулировка, играет на руку скорее России, чем Западу, который ожидал услышать от Пекина осуждение российских действий в Крыму. Также Китай воздержался во время голосования по Украине в СБ ООН. Москва заблокировала принятие данной резолюции, воспользовавшись правом вето, но с учётом того, что все остальные 13 государств-членов Совета проголосовали «за», позицию КНР вполне можно расценивать как, пусть и косвенную, но поддержку РФ. Разумеется, Поднебесная не могла открыто встать на строну России, как это было в случае с Сирией, в виду наличия своих собственных проблемных территорий, таких как Тибет и СУАР, а также неразрешенного тайваньского вопроса.
Если Запад уже начал активно склонять Китай на свою сторону, то Россия приберегла козыри до мая текущего года, когда будет видно, чего реально смогли добиться её оппоненты. На май 2014 года намечен визит Путина в КНР. Данное мероприятие имеет без сомнения огромное значение для развития двусторонних отношений, но особо стоит отметить, что в ходе визита ожидается подписание договора на поставки российского газа в Китай. Переговоры о сделке велись давно, а главным камнем преткновения была цена на топливо. Советник-посланник посольства КНР в Москве Чжан Ди указал, что «подписание контракта в ходе визита президента России в Китай в мае вполне возможно». При всей осторожности и взвешенности в подходах, это соглашение одинаково выгодно обеим сторонам. Китай, разумеется, заинтересован в надежных поставках энергоресурсов для своей гигантской экономики. К тому же, гарантировать безопасность таких поставок с континента будет на порядок легче. Для России вопрос привлечения надёжного потребителя её углеводородов, в лице Китая, более чем актуален, особенно после заявлений Обамы о возможности обеспечения Европы американским газом. И хотя, как утверждаю эксперты, по чисто техническим причинам Запад сможет в полной мере реализовать подобные обещания не ранее 2020 года, России уже сегодня необходимо задуматься о новых партнерах в сфере энергетики, на которых можно будет опереться в случае дальнейшего ухудшения отношений с ЕС.
Стоит отметить, что Запад, в первую очередь своей позицией по Украине, сделал многое в последние месяцы, чтобы ускорить сближение России и Китая, взаимоотношения которых и прежде развивались динамично и позитивно. Россия была первым государством, которое посетил Си Цзиньпин в качестве руководителя КНР, что на дипломатическом языке говорит о приоритетности этого направления в политике Пекина. Но мало кто из специалистов обратил внимание на другой визит главы Китая. Очень важным было то, что господин Си прибыл на церемонию открытия Олимпийских Игр в Сочи в тот момент, когда в самой Поднебесной отмечался Китайский новый год. Необходимо помнить, что в это время китайцы по традиции навещают только родственников и самых близких друзей, и в Китае этому уделяют огромное значение.
На данный момент Китай, выступающий за многополярный мир, заинтересован в усилении России, что существенно подорвет лидерство Вашингтона на мировой арене. Но пойти на открытый союз с Москвой против Запада Пекин не решится. В первую очередь, КНР не станет рисковать экономическими отношениями с Евросоюзом и Штатами, вероятность ухудшения которых существенно возрастёт. Вторая причина отказа от такой позиции не столь очевидна, но на порядок важнее для всего мира. Дело в том, что примкнув к любой из сторон нынешней конфронтации, Поднебесная тем самым фактически сформирует основу для военно-политического альянса по линии Китай-Россия против США-ЕС или Китай-США-ЕС против России, что сдвинет всю геополитическую расстановку сил к предвоенной. А война Китаю на данном этапе абсолютно не нужна, равно как и любые международные санкции. Такое развитие событий никак не соответствует заявленному КПК курсу на построение к 2020 году среднезажиточного общества (сяокан). К тому же, сейчас Китай вступает в период реформ и международная стабильность чрезвычайно важна для него в это время, поэтому Пекин так настаивает на мирном политическом урегулировании конфликта вокруг Украины и Крыма. При этом Поднебесной не столь важно в чью пользу разрешиться данный спор, главное предотвратить военные действия и минимизировать санкции, которые осложняют торгово-экономические связи.
На сегодня глобализация, в первую очередь экономическая, выгоднее Китаю даже больше, чем Западу, который продвигал её в своих интересах. Исходя из этого, можно предположить, что Китай будет и дальше развивать взаимовыгодную торговлю со всеми международными игроками, поддерживая в геополитическом плане существующий баланс сил, но направляя свои усилия на постепенное уменьшение роли США и укрепление России и ЕС.
Роман Погорелов, журналист, востоковед
Источник: «Новое Восточное Обозрение»