В Белом доме решили, что Украина снова находится в переходном состоянии, правда, понимания того, от чего к чему страна переходит, там нет. Президент Обама обещает «взаимодействовать со всеми сторонами», не имея представления, с кем именно. Американское вмешательство ещё не выявило победителей и проигравших, а Украина уже попала в положение «не существующего государства». Отмежеваться от событий на Украине Америке не удастся, к самостоятельным же действиям там в новой ситуации США не готовы. Дестабилизировать другие страны американцы научились, а выправить резко ухудшившуюся ситуацию на Украине они хотели бы теперь с помощью Москвы…
Когда на Украине всё спокойно, в Вашингтоне о Киеве и не вспоминают, не проявляя ни малейшего интереса к развитию двустороннего сотрудничества. По объему прямых иностранных инвестиций, привлеченных в экономику Украины, США занимают десятое место, вложившись всего на один млрд. долларов. Но и при этом американцы игнорируют интересы партнёра, проталкивая сделку производства нетрадиционного газа на низкодоходных месторождениях углеводородов в западной части Украины, население которой «сланцевую» дружбу с Америкой не поддержало. Других инвестиционных программ в сфере энергетики нет, как и нет предпосылок для роста товарооборота между двумя странами. Здесь США довольствуются крохами, импорт американских товаров на Украину не превышает 200 млн., а украинский экспорт – 60-70 млн. долларов. О каком выборе между США и Россией можно говорить, когда российский товарооборот с Украиной превышает 40 млрд. долларов, а российский рынок остается самым крупным для экспорта украинских товаров и продукции (примерно 18 млрд. долларов).
После избрания Януковича в 2010 году американские политики были сосредоточены на сотрудничестве с Украиной в области нераспространения ядерного оружия, стороны договорились о том, что Украина будет избавляться от высокообогащенного урана. Обещанная американцами помощь в очистке территорий, пострадавших от аварии на Чернобыльской АЭС, так и не поступила. Американцы уже давно перестали разбрасываться деньгами, заменив их пустыми обещаниями тем, кто еще готов этим обещаниям верить. И сейчас главы внешнеполитических ведомств США и Великобритании Керри и Хейг, встретившись в Вашингтоне, обсудили вопросы предоставления Киеву срочной финансовой помощи не на специальной встрече, а в кулуарах конференции по борьбе с сексуальным насилием в зонах конфликтов (?). Британский министр заявил, что новым политическим лидерам в Киеве предстоит доказать способность проводить реформы и бороться с коррупцией. Это, по словам Хейга, откроет возможности для получения Украиной финансовой поддержки от международного сообщества. То есть опять выкручивание рук, на этот раз тем, кто так уповает на помощь Запада. Можно не сомневаться, что долларовые потоки в Киев не потекут.
Для американцев Янукович был не худшим президентом Украины. Его отстранили от власти в результате государственного переворота, несовместимого с американскими принципами демократии и верховенства закона. Американское общество задается вопросом о том, как стал бы действовать сам Обама, если бы его вооруженные оппоненты забрасывали коктейлями Молотова конгресс, штурмовали Белый дом и били окна в его Овальном кабинете? Стал бы американский президент мириться с принятым на фоне беспорядков и хаоса решением конгресса об изменении Конституции США и своей отставке?
Для законопослушных граждан Америки непонятно, как Обама мог указывать Януковичу убрать с улиц силы безопасности в то время, когда Киев уже обагрился кровью. Многие американцы оценили позицию Обамы как подстрекательство. Руководство США, по сути, выдало лицензию на войну и стало виновным в гибели десятков граждан Украины. Для Америки это – позор. То, что сам Обама попытался спрятаться за спины своего окружения и избегал прямых контактов с Януковичем, его не оправдывает. За него американскую внешнюю политику определял в эти дни вице-президент Джо Байден, разговаривавший по телефону с Януковичем девять раз. А сегодня глава Госдепартамента Джон Керри опять говорит об Украине витиевато и туманно, пытаясь отретушировать явный провал американской дипломатии.
«Это не игра с нулевой суммой», – говорит Керри о событиях на Украине. Действительно, в игре с нулевой суммой выигрыш победителей всегда равен ущербу проигравших. То, что у Керри с арифметикой не все в порядке отмечал и глава МИД России Сергей Лавров, когда глава Госдепа, выступая на Мюнхенской конференции, сказал, что Украина должна выбрать, с кем она: со всем миром или с одной страной. Теперь Керри заговорил о совместной «работе с Россией». Белый дом стал выступать за территориальную целостность Украины, а также отмечать важность участия России в урегулировании кризиса. Глава МИД Великобритании Хейг также признал, что «для Украины очень важно тесно сотрудничать не только с Евросоюзом, но и с Россией». Вопрос, однако, в том, будет ли Москва сотрудничать с новым режимом в Киеве
Москва самым решительным образом осуждает рост националистических и неофашистских настроений на западе страны, призывы националистов запретить русский язык, превратить русскоязычное население в «неграждан», ограничить свободу выражения мнений, закрыть неугодные политические партии. Вашингтону также не мешало бы понять, что лидеры майдана, декларировавшие свою приверженность европейским ценностям, грубо нарушают основополагающие нормы законодательства Европейского союза, касающиеся прав других национальностей, в том числе языковых.
На этом фоне прогнозы Збигнева Бжезинского о том, что большинство украинцев превратится в вечных врагов России, выглядят злорадством дряхлого русофоба. Бжезинский советует предложить России «финский вариант» для Украины. Это означало бы отношения взаимного уважения, обширные экономические связи с Россией и ЕС и неприсоединение к любым военным альянсам, которые Москва считает направленными против нее. При этом следует расширять связи России с Европой. Короче говоря, финская модель предложена как образец для Украины, ЕС и России. В чем новизна предложения?
Ведь не Россия, а Европейский союз при поддержке Вашингтона предложил Украине сделать выбор между Европой и Россией. Это был ультиматум Януковичу со стороны Запада. Российский президент отреагировал: «Почему? Почему Украина должна выбирать? Мы готовы помочь Украине предотвратить экономический крах, готовы делать это вместе с вами, с Западом. Давайте, пусть это будет трехсторонний пакет для Украины». Вашингтон и Брюссель это предложение отвергли, со своим «финским» вариантом Бжезинскому нужно обращаться именно туда, а не в Москву, которая никогда не забывала о братских отношениях народов России и Украины – двух частей одной цивилизации. Поэтому у Запада и не получится включить Украину в список своих безусловных союзников.
Николай БОБКИН
Источник: "Фонд стратегической культуры "