Страна остановилась в опасной близости от гражданской войны
Украина остановилась в опасной близости от гражданской войны. Самоценность представляет не сама Украина, а ее наметившееся движение в сторону России. Неподписание президентом В. Януковичем Соглашения об Ассоциации с Европейским союзом в Вильнюсе 28-29 ноября 2013 года стала той точкой бифуркации, которая на символическом уровне обозначила стратегическую победу России в сражении за Украину. Несмотря на эффективность работы западных правительственных и неправительственных структур в этой стране, наличие мощного лобби в правящей Партии регионов и бюрократическом аппарате, несмотря на отсутствие у России стратегии в отношении Украины и фактическое бездействие российского посольства и дипкорпуса — поле битвы постепенно оставалось за Россией. Во многом, если не в определяющем, это заслуга лично президента В. Путина. Российскому же политикуму и экспертному сообществу предстоит проделать значительную работу над ошибками, которая, насколько мы можем судить, пока не начиналась.
Чтобы избежать новой Переяславской рады (вероятное вхождение Украины в Таможенный и Евразийский союзы) мировые силы, не заинтересованные в усилении России, готовы пойти на все, вплоть до повторения ливийского или сирийского сценария в этой европейской стране. Подчеркнем, речь идет не о США или каких-либо других национальных государствах, а о неких транснациональных группах, формирующих мировую повестку дня. И главным призом в этой борьбе является не Украина как таковая, а Россия. Так и не сумев ввести Украину в орбиту своего влияния, точнее, не до конца преуспев в этом, эти силы провели большую подготовительную работу для реализации запасного сценария: ввергнуть Украину в хаос и создать на протяженности российско-украинской границы территорию хаоса, нового дикого поля. Первый фронт против России — исламский террористический интернационал: он заявил о себе в конце прошлого года взрывами на Ставрополье и в Волгограде. Бунт против непопулярной, но законной власти на Украине, открыто поддержанный западными странами, – второй фронт против России. Парадоксальным образом осуществление западных сценариев осуществляется руками антизападных сил: исламистов на Востоке и радикальных националистов — на Украине. Американцы умеют использовать в своих интересах ресурсы своих антагонистов, Россия же так и не научилась использовать возможности своих друзей. В условиях Украины — русского движения и мощных пророссийских и славянских сил, брошенных нашей дипломатией на произвол судьбы. Российская косность и леность в гораздо большей степени повинна в происходящем на Украине, чем украинские националисты.
Гражданская война на Украине — фактически неизбежная и достаточно близкая перспектива. Только чудо может спасти Украину от сползания в хаос. Даже если правительственные силы сумеют подавить вооруженное сопротивление националистов на Майдане, а так, вероятнее всего, и произойдет, метастазы бунта проникнут во все поры общественной жизни Украины. Акты сепаратизма, переход на сторону «восставшего народа» воинских частей и силовых структур на Западной Украине, акты диверсий радикальных националистов (центр радикального национализма на Украине — вовсе не Галичина, а Восток Украины, точнее, русскокультурный Харьков!), крымскотатарский фактор — вот неполный перечень слагаемого украинского коллапса. Но застрельщиками его выступят украинские националисты. Они обладают неоспоримым преимуществом перед властью — наличием Идеи. Идеи ложной, но толкающей на баррикады, дающей ее носителю моральное право убивать и жертвовать собой. В столкновении идеи и безыдейности всегда побеждает первая. Означает ли это, что победа националистического майдана предрешена? Ни в коем случае. Но борьба на Украине и борьба за Украину приведет к отмиранию украинской государственности в нынешнем ее виде и рождению новой идеи, которая неизбежно овладеет массами.
Попов Эдуард Анатольевич – Черноморско-Каспийский региональный информационно-аналитический центр, г. Ростов-на-Дону
кандидат исторических наук, доктор философских наук, доцент
Источник: "РИСИ"