Иран и «шестерка» международных посредников достигли в конце ноября с.г. соглашения по иранской ядерной программе, результатом которого стало смягчение экономических санкций против Тегерана. Хотя соглашение подписано на шесть месяцев, стороны подчеркивают, что речь идет «о первом шаге».
Шесть стран, подписавших этот документ, признают право Ирана на ядерную программу и обогащение урана в будущем при условии, что эта программа будет контролироваться МАГАТЭ.
Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун приветствовал договоренности с Ираном, выразив надежду на то, что они могут стать «началом исторического соглашения для народов и стран Ближнего Востока и за его пределами». Генсек ООН призвал заинтересованные правительства «сделать все возможное для развития этого воодушевляющего начала, устанавливая взаимное доверие и продолжая переговоры для расширения рамок начальных договоренностей».
Смягчение санкций коснется права Ирана на торговлю нефтью, газом и золотом и позволит ему в течение полугода заработать около 6 миллиардов долларов. Речь идет о потенциальном доходе в 1.5 миллиарда долларов от торговли золотом и другими драгоценными металлами, а также, как сообщают в Госдепартаменте США, вследствие отмены ряда санкций, касавшихся автомобильной промышленности и другого экспорта.
Агентство Reuters в свою очередь сообщает, что Иран вследствие ослабления санкций сможет заработать 4.2 миллиарда долларов на продаже нефти и газа. Однако некоторые санкции сохраняются. В отношении центробанка Ирана, и еще 20 крупных банков этой страны. Если Тегеран будет точно выполнять условия достигнутого соглашения в течение ближайших 6 месяцев, новые санкции против Ирана вводиться не будут.
В своем телеобращении президент США Барак Обама заявил, что в течение ближайших 6 месяцев будет вестись работа с целью заключения всеобъемлющего соглашения с Ираном. «Мы подходим к этим переговорам исходя из базового принципа: Иран, как любая страна, должен иметь возможность доступа к мирной ядерной энергии…Но из-за прецедентов нарушения своих обязательств Иран должен принять жесткие ограничения своей ядерной программы, которая сделает невозможной разработку ядерного оружия».
В заявлениях президента и госсекретаря США прозвучали слова о том, что соглашение учитывает интересы всех союзников Америки, включая Израиль и Саудовскую Аравию. Эти страны выражали особенную обеспокоенность по поводу иранской ядерной программы. Президент США отметил, что впервые за десять лет ядерная программа Ирана приостановлена, а наложенные ограничения не позволят Тегерану продвинуться в работе над ядерным оружием в ближайшие полгода.
Однако Израиль отрицательно отнесся к этому соглашению. Оценки официального Телль-Авива кардинально отличались от позиций держав, подписавших соглашение. Израильский министр по делам разведки, стратегического планирования и международным отношениям Юваль Штайниц в интервью местной радиостанции «Решет Бет» выразил недовольство подписанием этого соглашения, подчеркнув, что оно позволяет Ирану и дальше продвигаться к обладанию ядерным оружием. Министр иностранных дел Авигдор Либерман в интервью той же радиостанции назвал подписание этого соглашения «победой иранской дипломатии». По его словам, это соглашение ставит трудные задачи перед Израилем. Министр экономики Израиля Нафтали Беннет заявил: «Мы проснулись утром в реальности, в которой подписан очень, очень плохой договор. Этот договор дает Ирану ровно то, чего он добивался – существенное облегчение санкций, но при этом сохраняет самые важные составляющие ядерной программы…Важно, чтобы мир знал: Израиль не будет поддерживать соглашение, которое подвергает опасности существование нашей страны».
В отличие от жестко негативных оценок, которые дали соглашению «шестерки» с Ираном израильские политики, президент Израиля Шимон Перес заявил: «Это временное, а не постоянное соглашение. Его последствия и жизнеспособность следует обсуждать по результатам, а не на основании одних лишь слов».
Тем не менее, несмотря на эти заявления, после подписания соглашения Израиль вряд ли сможет отважиться пойти на нанесение превентивного удара по Ирану, о котором денно и нощно трубили израильские политики в последние годы.
Выступая на пресс-конференции по итогам переговоров, министр иностранных дел Ирана Мохаммед Джавар Зариф заявил, что международным сообществом было одобрено право Тегерана обогащать уран до определенного уровня, однако госсекретарь Джон Керри опроверг эти слова. Между тем о праве Ирана проводить обогащение до уровня пяти процентов, как отмечает AFP, говорится в заявлении Белого дома. Зариф уточнил, что Иран сможет начать обогащение урана только на последней стадии реализации договоренностей с «шестеркой», сообщает Reuters со ссылкой на иранский сайт PressTV.
Высокопоставленный представитель администрации США заявил агентству Reuters, что в ближайшее время президент Барак Обама обсудит пункты соглашения о смягчении санкций против Ирана с премьер-министром Израиля Беньямином Нетаньяху. При этом было подчеркнуто, что Израиль был и остается ближайшим союзником США на Ближнем Востоке.
Сложные политические комбинации США могут иметь далеко идущие не всегда предсказуемые последствия. Мировое сообщество не могло проигнорировать утверждение бывшего главы ЦРУ Майкла Хайдена. В недавно обнародованном интервью в «Foxnews» он подчеркнул, что «Иран стоит на пороге создания ядерного оружия. И уже именно сейчас необходимо вести переговоры о том, чтобы Иран полностью закрыл свою ядерную программу. В этой ситуации, Израиль, оказавшийся, как уже отмечалось, в результате соглашения «шестерки» по Ирану в политической изоляции может пойти на крайне опасные для всего региона, и даже мира действия…»
Тем временем накаляется обстановка у северных границ Израиля, который обеспокоен действиями шиитских боевиков Хезболлы. По сообщению израильских армейских кругов, на которые ссылается JP, по обе стороны израильско-ливанской границы, ЦАХАЛ (армия Обороны Израиля) и Хезболла интенсивно готовятся к новому вооруженному противостоянию, которое, как ожидают, по силе огневой мощи превысит предыдущие войны.
Александр Ефимов, кандидат исторических наук, эксперт по проблемам Ближнего Востока
Источник: «Новое Восточное Обозрение»