Сегодня вагон, нагруженный углем в Казахстане, может проехать тысячи миль по евразийским степям на фабрику в Беларуси, и все это без какого-либо таможенного контроля.
Президенты трех (пока что) стран-членов Таможенного союза, слева направо: Нурсултан Назарбаев из Казахстана, Александр Лукашенко из Беларуси и Владимир Путин из России. Другие бывшие советские государства проявили интерес к присоединению к ТС.
Граждане трех бывших советских стран – Беларуси, России и Казахстана – могут легально работать на территории этих стран.
А в небоскребе из стекла и стали в Москве сотни чиновников в новой международной организации без лишнего шума приняли руководство торговой политикой этих трех правительств.
После многих лет неравномерных усилий поддерживаемая Россией идея о формировании зоны свободной торговли на территории большей части бывшего Советского Союза находится ближе к своему осуществлению, чем когда-либо раньше.
Новый импульс этому был придан решением украинского правительства на прошлой неделе провести переговоры с этой группой, называемой Таможенный союз, а не с Европейским Союзом. Две других бывших советских республики, Кыргызстан и Армения, также активно настроены присоединиться к этой группе, которая является чем-то вроде НАФТА Евразии. (НАФТА – Североамериканская зона свободной торговли, прим. перев.)
"Главный вопрос для России здесь – документально закрепить зону, в которой у России есть предпочтительные экономические интересы и привилегии", – объяснил по телефону Александр Климент, российский аналитик в Eurasia Group в Вашингтоне. "Россия пыталась сделать это неофициально последние 10 лет. Но Кремль хочет иметь официальную структуру".
Теперь у нее есть эта струтктура. Решение украинского президента Виктора Ф. Януковича приостановить переговоры с Европейским Союзом и повернуться вместо этого лицом к Таможенному союзу, по-видимому, является важным моментом. Оно также вызвало протесты в Киеве, продемонстрировав, что это решение также касается большего, чем просто торговля: соглашение с Европейским Союзом также должно было помочь демократизировать бывшие советские государства и распространить западные ценности.
В более широкой борьбе между Востоком и Западом потерялись повседневные преимущества, которые все больше может обеспечить поддерживаемый Россией торговый блок по мере присоединения к нему других государств.
Большее количество населения блока означает, что у компаний, инвестирующих внутри этого региона, например, Ford Motor, изготавливающей автомобили в России, есть больше потенциальных потребителей без таможенных барьеров. Россия предлагает членам блока более низкие тарифы на энергоресурсы. Сергей Ю. Глазьев, экономический советник г-на Путина, заявил, что Украина будет ежегодно экономить 9 миллиардов долларов на энергии.
По своему валовому внутреннему продукту Таможенный Союз в своем текущем формате из трех членов – России, Беларуси и Казахстана, все еще выглядит крошечным по сравнению с Европейским Союзом.
Производство продукции Таможенным союзом равнялось 2,3 триллионам долларов в 2012 году по сравнению с 16,6 триллионами долларов у Европейского Союза, согласно Международному валютному фонду. Объем производства в Украине в 176 миллиардов долларов в прошлом году лишь незначительно усилит российский блок.
Но набор веса за счет 46 миллионов потребителей Украины сократил бы разрыв в количестве населения с Европейским Союзом. Таможенный союз с присоединившейся Украиной располагал бы общим населением в 215 миллионов человек по сравнением с общим населением 28 стран-членов Европейского Союза, составляющим около 507 миллионов человек.
Другие потенциальные члены Таможенного союза в Центральной Азии и южном Кавказе – все это бедные страны – добавляют меньше в плане объема прозводства, чем в количестве населения. Присоединение Армении, Кыргызстана и Таджикистана, которые также проявили интерес к членству в ТС, добавит еще 26 миллиардов долларов к ВВП и 16,6 миллионов человек.
У этих защитных действий в бывшем советском пространстве есть и свои недостатки. Ставки заимствования в России для компаний высоки, иногда превышая 10%, и страны, присоединяющиеся к ТС, также присоединяются к блоку Кремля с высокими рисками и высокими процентными ставками, а не получают доступ к более низким процентным ставкам, связанным с лучшим управлением в Европейском Союзе.
Аркадий Мошес, аналитик в Финском институте по международным делам, написал ранее в этом году, что в Казахстане выросли некоторые розничные цены, так как более дорогие продукты из России и Беларуси вытеснили более дешевые товары из Китая, – что может ожидать и Украину, если она присоединится к блоку.
Таможенный Союз вступил в действие 1 января 2010 года, и большая часть барьеров были сняты к июлю 2011 года. Второй этап интеграции под названием "Единое экономическое пространство" последовал 1 января 2012 года. В январе 2015 года это пространство и Таможенный союз будут официально объединены и переименованы в Евразийский экономический союз, став торговым "Советским Союзом-лайт", к которому и идут все эти соглашения.
В органе управления, называющемся Евразийской комиссией, работают около 800 человек. И комиссия уже ведет переговоры по торговым вопросам с этой группой, а не с российским правительством.
Как и НАФТА, Таможенный союз снимает ограничения на движение товаров через границы. Но он идет еще дальше, также разрешая по большей части свободное передвижение рабочей силы. Он, однако, менее плотно соткан, чем Европейский Союз, так как у ТС нет транснациональной политической власти или общей валюты.
В интервью Татьяна Д. Валовая, одна из девяти управляющих из правления Таможенного союза, описала группу в сравнении со многими новыми формирующимися торговыми и экономическими блоками сегодня, такими как поддерживаемые Соединенными Штатами трансатлантический и транстихоокеанский регион свободной торговли.
Идеал однородной глобальной торговли в период после холодной войны под руководством Всемирной торговой организации рушится, сказала она. Институты, управляющие торговлей, благоприятствуют развитым странам, где эти институты и были задуманы. "Рынок глобальный, а регулирования глобального нет", – сказала г-жа Валовая.
Ответом на это стало состязание за то, чтобы привлечь страны в региональные торговые блоки. Это соперничество напоминает холодную войну, но эти новые торговые группы, по большей части, являются лишенными догматов структурами, которые слабо, если вообще поддерживают какую-любую отличительную идеологию.
На веб-сайте Таможенного союза, например, открыто объясняется, что он разрабатывал свои правила экономической интеграции с учетом норм Европейского Союза, а чиновники приводят в качестве примера НАФТА и другие блоки.
Используя этот подход, Таможенный союз добился скромных успехов в увеличении торговли между странами-членами блока с момента своего зарождения, как показало исследование Центра изучения европейской политики, базирующегося в Брюсселе.
"Все стремятся как минимум к региональному регулированию этих больших рынков", – сказала г-жа Валовая. "Это делаем мы в Евразии, это делают южно-американцы, и это делают Соединенные Штаты".
ANDREW E. KRAMER
Источник: "Переводика"
Оригинал публикации: "Russian-Backed Free-Trade Zone May Expand Its Borders "