Президент Дилма Руссефф решила отложить визит в Вашингтон на неопределенный срок
17 сентября произошло беспрецедентное событие в истории взаимоотношений США с латиноамериканскими странами: президент Бразилии Дилма Руссефф объявила о решении отложить на неопределенный срок визит в Вашингтон, намеченный на конец октября. Особую остроту ситуации придает то, что встреча Б. Обамы и Д. Руссефф должна была пройти в формате государственного визита, сопровождаться особым церемониалом, торжественным обедом в Белом доме и другими почестями, которых удостаиваются в Соединенных Штатах лишь немногие лидеры иностранных государств. Достаточно сказать, что это было единственное мероприятие такого рода, запланированное на 2013 г.
Решение Руссефф было принято после того как выяснилось, что Агентство национальной безопасности США прослушивало телефонные разговоры и имело доступ к электронной переписке президента Бразилии и других ведущих политиков, шпионило за крупнейшей нефтяной компанией Бразилии “Петробрас”, а также имело доступ к персональным данным рядовых бразильцев. О фактах шпионажа стало известно из документов, предоставленных бывшим сотрудником американских спецслужб Э. Сноуденом. Руссефф потребовала от Обамы письменных объяснений, публичных извинений и гарантий того, что подобная практика будет прекращена. В ответ Обама заявил, что он с пониманием относится к беспокойству бразильских коллег и пообещал провести ревизию деятельности американских спецслужб.
Обращает на себя внимание то, что американская сторона предпринимала отчаянные попытки спасти визит. Так, в середине августа Бразилию посетил госсекретарь Дж. Керри, попытавшийся снять напряжение в двусторонних отношениях, возникшее после первых разоблачений Сноудена. Через две недели на саммите “двадцатки” в Санкт-Петербурге Обама провел незапланированную встречу с Руссефф, главной темой которой стал шпионский скандал. Вслед за этим 10 сентября заместитель торгового представителя США М. Шапиро агитировала в Сан-Паулу за укрепление американо-бразильского партнерства в XXI в., а 11 сентября советник президента США по национальной безопасности С. Райс провела встречу с министром иностранных дел Бразилии, посвященную деятельности американских спецслужб. И, наконец, 16 сентября Обама по своей инициативе позвонил Руссефф и в течение 20 минут уговаривал ее не отменять визит.
Однако объяснения американских официальных лиц не убедили президента Бразилии. Единственным успехом США можно считать лишь то, что в официальном заявлении бразильской стороны говорится не об отмене визита, а о его переносе до урегулирования проблемы на условиях, устраивающих Бразилию. В заявлении подчеркивается, что широкомасштабная слежка США за гражданами, политиками и фирмами Бразилии угрожает суверенитету страны и неприемлема в отношениях между дружественными демократическими государствами[1]. В свою очередь Белый дом отметил, что ревизия деятельности спецслужб займет несколько месяцев и выразил надежду, что шпионский скандал не повредит стратегическому партнерству двух стран[2].
Однако это именно тот случай, когда США пытаются сохранить хорошую мину при плохой игре. Можно с уверенностью говорить о том, что отмена визита означает большой шаг назад в американо-бразильских отношениях, перечеркивает наметившиеся позитивные тенденции и создает атмосферу недоверия, преодолеть которую сторонам будет непросто.
Ряд западных аналитиков утверждают, что решение Руссефф об отмене визита связано с внутриполитической ситуацией в Бразилии. Недавние массовые протесты привели к резкому падению популярности президента, и перспективы ее переизбрания на второй срок в 2014 г. уже не кажутся столь радужными. В этой ситуации противостояние Вашингтону должно поднять авторитет Руссефф в глазах патриотически настроенных бразильцев[3]. Кроме того, во время визита не было запланировано подписания прорывных соглашений, таких как договор о свободе торговли или договор об устранении двойного налогообложения, которые могли бы вывести двусторонние отношения на новый уровень. В этой ситуации расчет Руссефф верен: визит в Вашингтон неизбежно прошел бы под знаком скандальных шпионских разоблачений и не принес бы ей никаких политических дивидендов.
Вместе с тем принципиальная позиция Бразилии вписывается в общий контекст двусторонних отношений с США, которые в последние годы были далеки от идеальных. В период правления предыдущего президента Лулы да Силвы страна заявила о себе в качестве державы, проводящей независимую внешнюю политику. Так, Бразилия выступила против вторжения США в Ирак и начала сближение с Ираном, что всерьез обеспокоило Соединенные Штаты. На региональном уровне именно противодействие Бразилии поставило крест на планах США создать зону свободной торговли на всем американском континенте.
Экономические успехи южноамериканского гиганта стали основой усиления влияния страны в Латинской Америке и на глобальной арене. Бразильцы вели активную деятельность в развивающихся странах, продвигали сотрудничество по линии “Юг-Юг”, сыграли огромную роль в создании Союза южноамериканских наций (УНАСУР), стали полноправным членом БРИКС, громко заявили о себе в международных организациях, в частности в ВТО, главой которой недавно был избран бразилец Р. Азеведу. Очевидное изменение роли Бразилии в мире отразилось в желании страны стать постоянным членом Совета Безопасности ООН. Это подкрепляется тем, что бразильцы десять раз избирались в качестве непостоянного члена Совбеза (по этому показателю они делят первое место с Японией). Бразилия не раз обращалась к США с просьбой поддержать их кандидатуру, однако Вашингтон избегал прямого ответа. Со своей стороны бразильцы не шли на уступки в вопросе подписания договора о свободной торговле, что является одним из приоритетов США в двусторонних отношениях.
Расхождения двух стран достигли критической точки в последний год правления Лулы да Силвы, когда Бразилия вместе с Турцией выступила с собственной инициативой по иранской проблеме, и осудила международные санкции против Ирана. Лишь избрание на пост президента Д. Руссефф и ее политика, направленная на сближение с Вашингтоном, помогли снять напряженность. Руссефф демонстративно дистанцировалась от Ирана, снизила международную активность Бразилии и, казалось, сумела наладить дружественный диалог с Обамой. Так, в конце мая 2013 г. вице-президент США Д. Байден во время визита в Бразилию не скупился на комплименты, заявив, что Бразилия превратилась в экономически развитую страну с истинно демократической системой правления[4]. Результатом сближения стало приглашение посетить Вашингтон с государственным визитом, что подчеркивало особую важность Бразилии для США.
Однако шпионский скандал изменил динамику развития двусторонних отношений. Обращает на себя внимание то, что реакция Бразилии на шпионаж оказалась самой бурной среди всех стран. На ближайшей генеральной ассамблеи ООН Руссефф планирует выступить с речью, посвященной шпионажу в сети Интернет[5], внутри страны полным ходом идут дебаты о том, как защититься от действий американских спецслужб, а группа бразильских парламентариев выразила желание встретиться со Сноуденом для консультаций .
В этом контексте можно прогнозировать, что в ближайшее время в отношениях между странами будет сохраняться напряженность. Для Белого дома отказ Руссефф приехать с визитом является серьезным ударом по самолюбию. В свою очередь нежелание Вашингтона предоставить гарантии прекращения массированного шпионажа настраивают бразильцев на воинственный лад. Различные подходы к политическим и экономическим проблемам, наблюдавшиеся все последние годы, также никуда не исчезли. Так, во время петербургского саммита G20 Бразилия выступила категорически против военного вмешательства США в Сирию. О подписании договора о свободной торговле в ближайшее время также не может быть и речи. Внешнеэкономические связи Бразилии диверсифицированы между Европейским союзом, США, латиноамериканскими странами и Китаем, превратившимся в главного торгового партнера южноамериканской страны.
Вместе с тем не стоит ждать и чрезмерной эскалации конфликтного сценария. США и Бразилия, несмотря на все разногласия, нуждаются друг в друге. Вашингтон традиционно рассматривает Бразилию в качестве стабилизирующего фактора в Латинской Америке, страны с устоявшейся демократической системой. Бразилия в свою очередь стремится к привлечению американских инвестиций и технологий и не заинтересована в долгосрочной конфронтации с Соединенными Штатами. Однако очевидно, что на преодоление последствий шпионского скандала сторонам понадобится длительное время.
Шишков Андрей Сергеевич, научный сотрудник, кандидат исторических наук
Источник: "РИСИ "
[1] Nota oficial. http://www2.planalto.gov.br/imprensa/notas-oficiais/comunicado-oficial
[2] Statement by the Press Secretary on Postponement of the State Visit of President Dilma Rousseff of Brazil. http://www.whitehouse.gov/the-press-office/2013/09/17/statement-press-secretary-postponement-state-visit-president-dilma-rouss
[3] U.S.-Brazil Relations and NSA Electronic Surveillance. http://www.brookings.edu/blogs/up-front/posts/2013/09/18-us-brazil-nsa-surveillance-trinkunas
[4] Remarks by the Vice President on U.S.-Brazil Relations. http://www.whitehouse.gov/the-press-office/2013/05/29/remarks-vice-president-us-brazil-relations-rio-de-janeiro-brazil
[5] Dilma reúne comitê da internet para levar à ONU decisão sobre neutralidade na rede http://www1.folha.uol.com.br/mundo/2013/09/1342958-dilma-reune-comite-da-internet-para-levar-a-onu-decisao-sobre-neutralidade-na-rede.shtml