Нарвавшись на сопротивление европейских союзников и собственного Конгресса, Обама и его «команда» поменяли схему войны против Сирии. В ход госсекретарем Дж.Керри пущен тезис о том, что войны можно, дескать, избежать, если Дамаск сдаст все свои запасы химоружие. Ясно, что скорее всего сирийский режим на это согласится.
Но военную операцию США это вряд ли остановит, учитывая громко задекларированную на войну заангажированность Белого Дома перед всем миром, громогласные воинственные «обещания» лично Обамы и возрастающее давление на Вашингтон со стороны арабских стран Персидского залива, прежде всего Саудовской Аравии, а также Турции и Франции. Американцы подобными «предложениями» явно водят Сирию и Россию, а также все мировое сообщество, за нос. Задача проста – выиграть время, чтобы дать возможность своей агентуре и мятежникам точно определить цели ударов, учитывая, что после выступления Обамы 1 сентября с.г. сирийцы успели передислоцировать свои штабы, авиацию, средства ПВО, бронетанковые части и наиболее чувствительные подвижные объекты военной и гражданской инфраструктуры.
Американской группировке необходимо время, чтобы ввести новые координаты целей для ракетных боеголовок и «умных» авиабомб. Иначе их удары окажутся неэффективными. Кроме того, идет перераспределение сил и средств повстанцев, чтобы они смогли сосредоточиться на главных направлениях удара против режима, когда начнутся бомбардировки, и максимально подорвать мощь сирийской армии, а по возможности физически ликвидировать наиболее значимых генералов и офицеров вооруженных сил, спецслужб и МВД, а также ведущих деятелей из окружения Асада, как и его самого. Одновременно на щедрые вливания Саудовской Аравии и других стран ССАГПЗ представители вооруженной оппозиции пытаются «купить» как можно большее число офицеров частей, лояльных президенту САР, особенно среди суннитов. Эту методику уже «проходили» 10 лет назад в Ираке, когда американцы и эмиссары иракской оппозиции смогли за деньги склонить к предательству многих генералов и высших офицеров Республиканской гвардии и спецслужб, что позволило американским войскам взять Багдад практически без боя.
По поступающей из арабских источников информации, сейчас боевики мятежников, общее число которых составляет 12-15 тыс.человек, перегруппировываются прежде всего на направлении Дамаска с юга, северо-востока и юго-запада, чтобы попытаться ворваться в сирийскую столицу сразу же под звуки ракетно-бомбовых ударов США с целью захватить ключевые объекты, штабы вооруженных сил, разведки и контрразведки, телевидение, радио и президентские дворцы и виллы, а также узлы связи, отвечающие за управление войсками. И хотя количество боеспособных солдат и офицеров сирийской армии, прежде всего алавитов, значительно превосходит силы противника (их численность оценивается в 45-50 тыс.чел), в случае потери связи с командованием в столице они существенно потеряют способность к ведению операций против повстанцев. Возникнут паника и замешательство. А если при этом американцы смогут уничтожить авиацию и значительное число танков и офицерского корпуса, то превосходство сил, лояльных Асаду, может на какое-то время (возможно довольно длительное) сойти на нет. И этого будет достаточно, чтобы оппозиционеры смогли взять контроль над Дамаском почти полностью. А это – практически конец режиму Асада в его нынешней конфигурации. При этом мятежники наверняка под «шумок» ликвидируют всех тех, кто до конца был верен режиму, а заодно и «отомстят» представительствам и гражданам дружественных Сирии стран – России, Китая и Ирана. Тем более что на стороне боевиков давно воюют недобитые на Северном Кавказе бандиты из числа остатков террористических отрядов подполья Чечни, Дагестана и Ингушетии, а также тех граждан РФ, кто куплен ваххабитами или просто решил заработать на наемничестве. Уж эти головорезы наверняка захотят первыми ворваться на территорию российского посольства в Дамаске и устроить резню наших дипломатов, а заодно и других граждан РФ, кто еще остается в САР. А наших соотечественников в Сирии – не одна тысяча человек, несмотря на многие рейсы самолетов МЧС за последние месяцы. К сожалению, как и во время недавних событий в Египте, россияне продолжают надеяться на «авось пронесет». Оставаясь в Сирии, несмотря на готовность российских властей вывезти их всех, они упорно не хотят смотреть в лицо реалиям.
Другие направления главных ударов боевиков – районы юго-западной и западной части САР, примыкающие к ливанской границе, чтобы перерезать автомагистраль Дамаск-Бейрут и перекрыть пути Хизбалле прийти на помощь сирийским властям. Подготовленные на деньги ЦРУ и аравийских монархий за последние месяцы в Иордании сирийские мятежники, которые стали по уровню боевой подготовки равны (если не превосходят!) солдат сирийского спецназа, уже подтянуты к сирийской границе, а часть из них уже перебазировалась за последнюю неделю на сирийскую территорию, ожидая приказа. Их число оценивается разными источниками в 3-4 тыс.чел., из которых несколько отрядов общей численностью свыше 500 чел. находятся уже на южных подступах к сирийской столице, пока не вступая бой до начала воздушных ударов. Их задача – ударить неожиданно и эффективно. Тем более, что часть из этих отрядов имеет ПЗРК и ПТУРСы для уничтожения боевых самолетов, вертолетов и бронетехники. Эти силы – скрытый козырь американцев. Среди этих боевиков немало инструкторов из Саудовской Аравии и Катара, а также американцев арабского происхождения. Не исключено, что в силы мятежников вольются также потенциальные перебежчики из сирийской армии и недоброжелатели Асада из гражданского населения, кто пока отсиживается и выжидает удобный момент, чтобы влиться в ряды оппозиции, когда режим зашатается. Их может быть в общей сложности также не менее нескольких тысяч человек.
Еще одно направление удара повстанцев – Латакия, где фактически уже идут упорные бои, т.к. несколько дней назад они начали наступление в сторону морского порта и аэропорта, пока застряв на окраинах этого города. И, наконец – Алеппо, где ситуация до сих пор колеблется на грани баланса, а районы этого второго по величине города САР переходят из рук в руки.
Итак – 4 основных направления. А больше и не нужно, так как с падением Дамаска, Алеппо, Латакии и закрытия коридоров из Ливана сирийские части вынуждены будут перейти на положение партизан, не имеющих под контролем крупные города, или же попытаться вести в них затяжные и изнурительные бои, не имея запасов боеприпасов и продовольствия, т.к. все дороги снабжения будут также перерезаны мятежниками. А без подкреплений в живой силе, боеприпасов и питания долго не продержаться.
Еще один из компонентов плана военно-воздушной агрессии США – максимально парализовать нормальную жизнь и снабжение всего населения страны, а не только функционирование армии. Для этого планируется вывести из строя ракетно-бомбовыми ударами или диверсионными актами мятежников объекты электроэнергетики, а также склады с горючим. Временно – чтобы потом быстро восстановить и дать оппозиции возможность вернуть стране нормальное существование. Иначе население САР не поймет, и начнется уже народная война против повстанцев, которые в случае военной операции США могут прийти к власти.
Конечно же, сирийский режим все это должен понимать и просчитывать, что главная опасность не столько в американских ракетно-бомбовых ударах, сколько в возможной парализации армии и жизни населения на фоне перехода мятежников в мощное наступление. Но никто не знает точного времени удара США. А бесконечно проводить передислокацию частей и боевой техники, а также штабов и узлов связи, крайне сложно. Сирия – это не Россия с ее огромной территорией и лесами. С разведспутников и беспилотников американцы могут довольно быстро определять новые местоположения войск и командных пунктов, тем более что на земле это будет проверяться агентурой повстанцев. Поэтому приход на помощь Сирии иранских воинских подразделений и отрядов Хизбаллы в самые ближайшие дни – это крайне необходимая мера для выживания режима Асада. Как и помощь России.
Теоретически, естественно, можно поверить, что Вашингтон не будет бить по Сирии, если начнется передача ее химоружия под контроль ООН. Но ведь тогда американцы пойдут дальше в своих требованиях и поставят условием ненападения капитуляцию Асада и его окружения. А наличие химоружия у Дамаска – это пока единственный сдерживающий фактор. Ведь американские военные и ЦРУ прекрасно понимают, что в случае нападения на Сирию Дамаск может совершить акции «возмездия» на территории соседних Израиля, Ливана, Иордании или Турции. И, помимо всего этого, начнется расползание химического оружия по региону, в т.ч. попадая в руки террористов, а возможно оно дойдет и до Европы.
Появилась очень сложная дилемма в связи с заявлением Дж.Керри. Начата острая игра нервов по схеме – кто кого испугает, сможет ли режим Асада устоять перед столь сильным психологическим давлением, не дрогнут ли у Дамаска нервы и не применит ли он химоружие в «превентивном» плане. Последнее очень хочется американцам, и в Сирии это понимают. Как понимают и то, что Белый Дом ведет хитрую, но легко просчитываемую игру, затягивая и выигрывая время для «работы» внутри США (с Конгрессом и народом) и вовне (чтобы помочь мятежникам лучше подготовиться к ударам и одновременно привлечь на свою сторону побольше союзников из числа стран НАТО). Вашингтон также испытывает Россию – пойдет ли Москва на очередную внешне «мирную» уловку американцев, или же нет.
Пока что можно сказать одно – видимо, время еще есть, возможно три дня, а возможно и неделя. За это время сирийской армии нужно успеть нанести по мятежникам мощные удары, чтобы сорвать вышеизложенные планы. Тогда воздушная агрессия США потеряет военный смысл, а политически она станет проигрышной. Развязки ждать недолго.
Хочется верить, что Конгресс и американский народ воспрепятствуют пиратским акциям Обамы. Теперь только от расстановки сил внутри США зависит, будет ли новая война на Ближнем Востоке, или нет.
Владимир Симонов, эксперт по Ближнему Востоку, кандидат исторических наук
Источник: «Новое Восточное Обозрение»