Стокгольмский институт исследования проблем мира / СИПРИ/ опубликовал свой ежегодный доклад, в котором приводится анализ состояния международной безопасности, а также процессов вооружения и разоружения в мире.
Авторы документа выделяют три главных события / тенденции, имевшие место в 2012 году. Во-первых, из пятерки признанных ядерных держав Китай стал единственной страной, расширившей свой ядерный арсенал. Во-вторых, численность миротворческого контингента, участвующего в урегулировании конфликтов в разных частях мира, резко сократилась за счет вывода войск из Афганистана. В-третьих, продвижение к глобальному запрету на использование кластерных боеприпасов остановилось.
В докладе отмечается, что на начало 2013 года восемь держав – США /2,15 тыс. единиц/, Россия /1,8 тыс./, Великобритания /160/, Франция /290/, Китай /250/, а также Индия, Пакистан и Израиль – располагали 4,4 тыс. единиц оперативного ядерного оружия. Около 2 тыс. из них находятся в состоянии боеготовности. Если сложить все имеющиеся боеголовки, то получится 17 265 единиц, что меньше по сравнению с началом 2012 года, когда суммарное число равнялось 19 тыс.
Сокращение произошло, главным образом, благодаря усилиям России и США по реализации Договора о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений, а также изъятию устаревающих и отслуживших свой срок систем.
Вместе с тем, страны пятерки признанных ядерных держав – Великобритания, Китай, Россия, США и Франция – либо размещали новые ядерные вооружения, либо объявили о программах, связанных с такими намерениями. Они заявляли, что не собираются ограничивать присутствие у них таких арсеналов какими-либо временными рамками. Из них только Китай расширил свой ядерный арсенал. Индия и Пакистан также наращивают свой потенциал в этой области, развивая вместе с этим ракетные системы доставки.
"Вновь мало что вселяет надежду на искреннее желание ядерных стран отказаться от своих арсеналов. Долгосрочные программы модернизации, разрабатываемые этими государствами, говорят о том, что ядерное оружие продолжает оставаться показателем международного статуса и силы", – отмечает старший научный сотрудник СИПРИ Шэннон Кайл.
Контингент миротворцев, размещенных в разных частях земного шара, в 2012 году сократился более чем на 10 проц. Причина – начавшийся вывод войск из Афганистана. Тем не менее нынешняя численность в 233 642 человек более чем в два раза превышает ту, что была в 2003 году. Тогда миротворцы присутствовали в 53 странах – на одну больше, чем в прошлом году.
В связи с продолжающимся выводом войск НАТО из Афганистана эксперты СИПРИ прогнозируют дальнейшее уменьшение общей численности миротворцев. "Масштабы сокращения и характер миротворческих миссий будут зависеть от размера контингента, присутствующего в Мали, в Сахельском регионе в целом и, потенциально, в Сирии. А также от желания государств к принятию мер по повышению защиты гражданского населения посредством операций по поддержанию мира, готовности на деле проявить ответственность за ее осуществление вместо сетований по поводу неудач. Жесткие меры также будут играть свою роль.
Парадоксально, но жесткий подход может заставить государства направить больше миротворцев, чтобы избежать у себя дома возникновения давления в направлении сокращения вооруженных сил", – считает старший научный сотрудник СИПРИ по проблемам миротворческих операций, поддержанию мира и разрешению конфликтов Йер ван дер Лэйн.
В докладе СИПРИ отмечается, что во время сирийского кризиса ООН оказалась неспособной к эффективным действиям. Новый принцип международной ответственности в отношении защиты мирного населения в случае, если национальное правительство к этому не способно, легший в основу вторжения в Ливию в 2011 году, в данном случае не был применен, поскольку Китай и Россия наложили вето на любые действия под эгидой ООН, в то время как другие страны выступили против вмешательства извне во внутренние дела Сирии.
Попытки ввести международный контроль за применением, производством, торговлей и складированием кластерных боеприпасов были в 2012 году неудачными и вызвали разочарование, поскольку сторонники Конвенции о кластерных боеприпасах 2008 года оказались неспособны убедить новые страны присоединиться к ней.
Главные производители этого вида вооружений, не подписавшие или не ратифицировавшие конвенцию, – это Бразилия, Китай, Египет, Индия, Израиль, Южная Корея, Россия и США. Многие из этих стран ранее использовали кластерные боеприпасы, поражающие многочисленными осколками. Некоторые их виды могут взрываться спустя месяцы или годы, вызывая жертвы среди мирного населения.
"До тех пор, пока основные производители не присоединились к Конвенции о кластерных боеприпасах, они могут утверждать, что это – "законное" средство ведения войны и "легитимный" военно-промышленный продукт. И это при том, что большинство, похоже, признают их потенциально серьезные гуманитарные последствия", – отмечает сотрудник СИПРИ Лина Грип, одна из авторов нового раздела доклада, касающегося гуманитарного контроля за вооружениями.
В 2012 году общие расходы на вооружение в мире составили 1,75 трлн долл, что на 0,5 проц меньше, чем в предыдущем году.
Снижение этого показателя отмечается впервые с 1998 года. Это произошло благодаря уменьшению военных бюджетов США, стран Западной и Центральной Европы, Австралии, Канады и Японии. Сокращение военных затрат могло бы быть и больше, однако этого не произошло из-за их увеличения в странах Азии, Восточной Европы, Ближнего Востока, Северной Африки и Латинской Америки.
Китай, занимающий на сегодняшний день второе место по расходам на вооружение, повысил военные ассигнования на 7,8 проц /11,5 млрд долл./, а находящаяся на третье строчке Россия – на 16 проц. /12,3 млрд/.
Несмотря на сокращение глобальных расходов в прошлом году, в абсолютном исчислении они превосходят максимальный показатель, приходящийся на период незадолго до конца холодной войны.
В прошлом году впервые после распада СССР доля США оказалась меньше 40 проц. от мировых расходов. Начавшаяся в 2011 году тенденция на сокращение военных ассигнований продолжилась в 2012 году, когда они уменьшились на 6 проц до 682 млрд долл.
То же самое наблюдается и в большинстве стран Европы. С начала финансового кризиса в 2008 году 18 из 31 государства ЕС и НАТО снизили уровень военных затрат более чем на 10 проц в абсолютном исчислении.
В тех регионах, где военные расходы растут, последствия кризиса сказываются на темпах экономического развития, что, в свою очередь, проявляется в более медленном росте военных расходов.
Только Ближний Восток и Северная Африка увеличили темпы их наращивания в 2003-2009 и 2009-2012 годах. В Азии, например, годовой показатель темпов роста снизился с 7,0 проц. в 2003-2009 годах до 3,4 в 2009-2012 годах. Самые сильные сокращения произошли в странах Центральной и Южной Азии. Если наращивание военных затрат в период с 2003 до 2009 год находилось в среднем на уровне 8 проц в год, то в 2009 году оно составило 0,7 проц., а в 2012 году – 1,6 проц.
"Все говорит о том, что глобальные расходы на военные цели продолжат сокращаться в течение ближайших 2-3 лет, по крайней мере до тех пор, пока НАТО не завершит свой уход из Афганистана к концу 2014 года, – считает эксперт СИПРИ Сэм Перло-Фримен. – Между тем расходы в новых регионах, возможно, будут расти, а вслед за тем – и общие мировые расходы".
В странах Азии и Океании военные расходы выросли в минувшем году на 3,3 проц. Большое увеличение их произошло в Индонезии и во Вьетнаме, где напряженность в отношениях с Китаем может проявиться в крупных закупках морской техники. В Индии военные затраты, напротив, сократились на 2,8 проц.
Резкий рост наблюдается в Северной Африке – 7,8 проц. Это объясняется происходящим обновлением вооруженных сил и проблемами, связанными с действиями террористических группировок в районе Сахеля. В то же время в Африке южнее Сахары расходы сократились на 3,2 проц.
На Ближнем Востоке рост военных расходов составил в 2012 году в целом 8,4 проц.
В наибольшей степени они выросли в Омане – на 51 проц. В Саудовской Аравии – на 12 проц. Данные по Ирану, Катару, Сирии и ОАЭ отсутствуют.
В Латинской Америке военные ассигнования увеличились в прошлом году на 4,2 проц. Лидерство здесь принадлежит Парагваю /43 проц./ и Венесуэле /42 проц./. Мексика увеличила свои расходы на 9,7 проц., что объясняется, главным образом, нуждами борьбы с картелями наркоторговцев.
В Восточной Европе военные расходы увеличились на 15,3 проц., что означает самый высокий региональный рост. Кроме России, затраты на военные цели активно растут в Украине, где их увеличение в прошлом году составило 24 проц.
Объем сделок по обычным вооружениям с 2008 по 2012 год возрос по сравнению с предыдущим периодом /2003-2007/ на 17 проц.
Самыми крупными поставщиками оружия в 2008-2012 годах были США, Россия, Германия, Франция и Китай, сменивший на пятой позиции Великобританию. Это первое изменение в ведущей пятерке со времен окончания холодной войны. Последние 20 лет она включала только североамериканские и европейские страны.
Первую пятерку импортеров вооружений составили Индия, Китай, Пакистан, Южная Корея и Сингапур. На их долю пришлось 32 проц. от общего объема закупок оружия.
С точки зрения глобальной географии на протяжении анализируемого периода все страны этой пятерки относились исключительно к Азии. На главный регион поставок – Азию и Океанию приходится 47 проц. общего импорта. Далее следуют Ближний Восток /17 проц./, Европа /15 проц./, Северная и Южная Америки /11 проц./ и Африка /9 проц./.
Наиболее заметными событиями минувшего года стали спуск на воду первого китайского авианосца и получение Индией от России первой атомной подводной лодки класса "Акула".
При сравнении периодов 2003-2007 и 2008-2012 годов СИПРИ отмечает рост объемов импорта оружия в Азию и Океанию /35 проц./, Северную и Южную Америки /34 проц./ и Африку /104 проц./, а также серьезное его снижение в страны Европы /20 проц/ и Ближнего Востока /7 проц./
В основной пятерке поставщиков вооружений первые два места занимают США и Россия: на их долю приходится 30 и 26 проц. соответственно. Что касается пятерки в целом, то по сравнению с предыдущим периодом объем ее поставок увеличился на 14 проц., в то время как доля в глобальной торговле оружием сократилась на 3 проц. – с 78 до 75.
В анализируемый период число получателей вооружения из США было как минимум на 85 стран больше, чем у любого другого поставщика. На Азию и Океанию пришлось 45 проц. американского экспорта, на Ближний Восток – 27, а страны Европы – 18.
При этом 62 проц. от общего объема составила авиационная техника, в том числе 49 истребителей, включая первые два F-35, поставленные Великобритании. По оценкам экспертов, в американском военном экспорте F-35 имеет самое многообещающее будущее.
Ирак и Афганистан продолжают оставаться важными военно- торговыми партнерами США, что связано со снижением в этих странах американского военного присутствия, а в перспективе – его полным прекращением и передачей оперативного контроля местным вооруженным силам. В 2008-2012 годах на поставки в Ирак пришлось 4 проц. американского военного экспорта, в котором заметное место занимают танки, САУ и артиллерийские установки, как новые, так и уже находившееся в эксплуатации.
Военные поставки в Афганистан также составил 4 проц. от общего объема американского экспорта. В основном это легкая бронированная техника, как новая, так и находившееся в эксплуатации, включая 12 тыс. "Хамви" – высокомобильных многоцелевых армейских колесных вездеходов.
В российском военном экспорте основную долю составили авиационная техника и ракетные системы – 46 и 20 проц. соответственно. 65 проц. всех военных поставок России в 2008-2012 годах были произведены в страны Азии и Океании, 17 проц. – в Африку и 9 проц. – в страны Ближнего Востока.
Самым крупным импортером российской военной техники и вооружений была Индия. Кроме нее в ведущую пятерку в этой сфере входят Китай, Алжир, Вьетнам и Венесуэла.
По оценкам экспертов в анализируемый период Россия способствовала существенному увеличению военного потенциала в Юго-восточном азиатском регионе за счет поставок Индонезии, Малайзии и Вьетнаму 37 многоцелевых истребителей Су-30МК и Су-27С, а также значительного количество ракетных установок.
Также, по имеющимся оценкам, Россия экспортировала в 26 стран 343 вертолета Ми-17, предназначенных как для военных целей, так и для обеспечения внутренней безопасности. Почти половина их была поставлена в страны Азии и Океании /166 единиц/. Северная и Южная Америки получили 57 винтокрылых машин, Ближний Восток – 48, Европа – 43 и Африка – 29.
Как отмечают эксперты СИПРИ, в 2012 году российские представители проявляли заинтересованность в расширении производственного сотрудничества со странами-получателями российской военной техники, а также в восстановлении экспорта в регионы, являвшиеся ранее крупными импортерами советских вооружений.
В 2008-2012 годах объем военного экспорта Германии сократился по сравнению с предыдущим периодом на 8 проц. Это падение совпало с завершением поставок по целому ряду дорогостоящих контрактов в отношении морских и сухопутных систем вооружений, заключенных в нулевые годы. На долю Европы пришлось 35 проц экспортного объема, на страны Ближнего Востока – 14 проц.
В 2008-2012 годах Франция, как и Германия, сократила свой военный экспорт. Падение составило 18 проц. по сравнению с предыдущим периодом.
Самая большая доля экспортного объема пришлась на страны Азии и Океании – 54 проц. Европа в структуре французского экспорта заняла второе место – 14 проц, третье досталось Африке – 13 проц. Как в случае с Германией, сокращение объемов экспортных продаж совпало с завершением поставок по заключенным в 2000-е годы контрактам. В конце 2012 года у французских компаний еще был ряд невыполненных заказов на дорогостоящие системы вооружений, что, в свою очередь, позволяет говорить о временном характере снижения объемов военного экспорта. Так, Франции еще только предстоит поставить 10 подводных лодок в Бразилию и Индию, 7 фрегатов в Малайзию и Марокко и 175 истребителей в Индию.
По сравнению с 2003-2007 в 2008-2012 годах объем китайского военного экспорта увеличился на 162 проц, а доля Китая в мировой торговле оружием возросла с 2 до 5 проц. В анализируемый СИПРИ период 74 проц. китайских вооружений были поставлены в страны Азии и Океании, 13 проц. – в Африку. Главным военно-торговым партнером Китая является Пакистан – 55 проц. Предполагается, что Поднебесная сохранит это положение и в обозримом будущем, – за счет как уже заключенных, так и обсуждаемых крупных сделок на поставки воздушной техники, подводных лодок и фрегатов.
По подсчетам экспертов СИПРИ, общий объем продаж 100 крупнейших производителей вооружений в 2011 году уменьшился до 410 млрд евро /с 411,1 в 2010 году/. Сокращение продаж в 2011 году связано с мерами экономии, уменьшением военных расходов, а также отсрочками в осуществлению программ по вооружению. Свою роль здесь сыграли снижение численности войск в Ираке и Афганистане, а также санкции в отношении продажи оружия в Ливию.
"Производители вооружений и предоставляющие военные услуги компании предпринимали шаги, чтобы защитить себя от мер строгой экономии. Компании используют стратегии, предполагающие пересмотр восприятия угроз после сентября 2001 года, стремясь при этом сохранить свою базовую структуру. Мы наблюдаем это по закупкам, которые осуществляются, и областям, на которые нацелены компании", – комментирует эти данные эксперт СИПРИ Сюзан Джексон.
По-прежнему лидерами списка остаются американские и западноевропейские производители вооружений. В рейтинг не включены представители Китая, "ввиду отсутствия достаточно точных сведений".
Продажи 44 крупнейших компаний из США составили 50 проц, из Западной Европы – 29 проц. от суммарного показателя всех 100 компаний в докладе СИПРИ.
Неуверенность компаний в конъюнктуре вследствие принимаемых правительствами развитых стран мер по экономии привели к тому, что некоторые из них были вынуждены сузить специализацию, другие провели сокращения или перешли на смежные рынки.
Ряд производителей открыл дочерние предприятия в Латинской Америке, Ближнем Востоке и Азии с целью найти новые источники доходов.
Выход на рынок кибербезопасности является очевидной тенденцией в деятельности 100 ведущих военных производителей, пишут эксперты СИПРИ. Такие компании как "Рейтеон" /Raytheon/, "БАе системз" /BAE Systems/ и "ЕАДС Кассидиан" /EADS Cassidian/ ищут альтернативные источники дохода в гражданском секторе экономики, сохраняя, в то же время, связи с военной составляющей этого рынка. Деятельность этих компании в области кибербезопасности сосредоточена на информационной и сетевой защите программного обеспечения и оказываемых услуг.
Высшие места в списке крупнейших производителей занимают американские "Локхид Мартин" /Lockheed Martin/ и "Боинг" /Boeing/. В 2011 году оборот первой компании из США составил 46,499 млрд долларов. В первой пятерке списка, как и раньше британская "БАе" /BAE Systems/, американские компании "Дженерал дайнэмикс" /General Dynamics/ и "Рейтеон" /Raytheon/.
Десятый год подряд в докладе СИПРИ фигурируют российские компании. Так, "Объединенная авиастроительная корпорация " занимает 18-е место. Концерн ПВО "Алмаз- Антей", компании "АХК "Сухой", ОАО "Вертолеты России", "Объединенная двигателестроительная корпорация", ОАО "НПК "Уралвагонзавод им. Дзержинского", ОАО "НПК "Иркут", концерн "Радиотехнические и Информационные Системы" оказались соответственно на 22, 38, 40, 61, 64, 68, 69 местах списка СИПРИ.
Источник: По материалам ИТАР-ТАСС
При полном или частичном использовании данного материала ссылка на rodon.org обязательна.