В оглавление «Розы Мiра» Д.Л.Андреева
Το Ροδον του Κοσμου
Главная страница
Фонд
Кратко о религиозной и философской концепции
Основа: Труды Д.Андреева
Биографические материалы
Исследовательские и популярные работы
Вопросы/комментарии
Лента: Политика
Лента: Религия
Лента: Общество
Темы лент
Библиотека
Музыка
Видеоматериалы
Фото-галерея
Живопись
Ссылки

Лента: Политика

  << Пред   След >>

Китай и Индия на пороге формирования нового типа отношений

Визит в КНР министра иностранных дел Индии Cалмана Хуршида /9-10 мая/ и состоявшиеся в китайской столице переговоры продемонстрировали мировому сообществу, что "две крупные азиатские державы стремятся к созданию нового типа отношений" и предпочитают "надлежащим образом решать споры". С такой фразы начинается редакционная статья в газете "Чайна дели", рассказывающая об итогах визита главы МИД Индии в КНР.

Следует отметить, что авторы большинства публикаций в местной прессе, посвященных китайско-индийской встречи, отмечают положительную тональность данного визита, который мог быть омрачен недавними пограничными противоречиями. Как пишет англоязычная "Чайна дейли", нацеленная в основном на иностранную аудиторию, "быстрое урегулирование приграничного конфликта говорит о том, что Китай и Индия заинтересованы в развитии двусторонних отношений и отчетливо понимают их взаимовыгодный характер".

Как сообщалось в распространенном здесь по итогам двусторонней встречи пресс-релизе, на переговорах со своим индийским коллегой министр иностранных дел Китая Ван И отметил, что сотрудничество между Китаем и Индией имеет огромный потенциал и широкие перспективы. Он обратил внимание на "большие возможности" для развития отношений. По его словам, КНР готова прилагать совместно с индийской стороной усилия для того, чтобы поднять отношения стратегического сотрудничества и партнерства между двумя странами на новую ступень развития. "Китай готов вместе с Индией продвигать процесс переговоров по пограничным проблемам и искать методы их справедливого и рационального разрешения", – сказал Ван И.
Салман Хуршид, в свою очередь, сказал, что Индия и Китай играют все более важную роль в международных делах, и укрепление сотрудничества между ними отвечает их коренным интересам.

Как указывает газета "Жэньминь жибао", визит министра иностранных дел Индии в Пекин был призван укрепить отношения двух государств, которые в последнее время сталкиваются с новыми вызовами. В частности, издание обращает внимание на то, что во время визита Салман Хуршид встретился и с членом Госсовета КНР Ян Цзечи, в недавнем прошлом главой дипломатического ведомства. "Китай и Индия – влиятельные развивающиеся страны. В последние годы китайско- индийские отношения получили всестороннее и быстрое развитие, что принесло ощутимую пользу народам двух стран и сделало важный вклад в дело содействия миру и развитию в регионе и в мире в целом", – приводит слова Ян Цзечи газета. Член Госсовета КНР подчеркнул, что обе страны будут и дальше проводить переговоры по пограничным вопросам и совместно защищать мир и спокойствие в приграничных районах".

В свою очередь, премьер Госсовет КНР Ли Кэцян, с которым также встретился Cалман Хуршид отметил, что отношения двух стран имеют "стратегическое значение".

Однако в преддверии визита некоторые как китайские, так и индийские наблюдатели явно не были склонны к позитивным оценкам его возможных итогов. Сам факт поездки с разных точек зрения широко обсуждался как в Пекине, так и в Нью- Дели из-за обострения ситуации на границе двух стран.

Согласно распространенному в конце апреля сообщению агентства ПТИ, 15 апреля китайские военные вторглись на 10 км вглубь индийской территории в Ладакхе /штат Джамму и Кашмир/ в секторе Даулат-Бег-Ольди и разбили там палаточный лагерь. После случившегося индийское внешнеполитическое ведомство потребовало вывода китайских войск из этого района. МИД КНР, в свою очередь, заявил, что китайские войска никогда не пересекали линию фактического контроля на границе с Индией, и что Пекин строго соблюдает соответствующие соглашения. В какой-то момент стало казаться, что для решения данного противоречия потребуется большое количество времени, тем не менее, сторонам удалось мирно и весьма оперативно решить проблему. Вместе с тем, хоть это и маловероятно, мог быть и другой сценарий: поговаривали и о возможности вооруженного конфликта, и для этого предположения, надо сказать, были основания.

Так, в 1962 году между Индией и Китаем произошел вооруженный пограничный конфликт, на десятилетия омрачивший отношения между двумя странами. Причины его следующие: Пекин выдвигает претензии на территорию индийского штата Аруначал-Прадеш, а Нью-Дели, в свою очередь, считает, что КНР "незаконно оккупирует" часть территории индийского штата Джамму и Кашмир, включая район площадью в 5 тыс. кв км, переданный в 1963 году Пакистану.

В некотором смысле пограничная "разрядка" в отношениях между Индией и КНР наступила в конце 80-х – начале 90-х годов. Во время встречи в Пекине в сентября 1993 года было подписано "Соглашение о поддержании мира и спокойствия вдоль линии фактического контроля". В ноябре-декабре 1996 года Дели и Пекин заключили соглашение о мерах доверия в военной области вдоль этой линии, ставшей своеобразным "пактом о ненападении". В индийских СМИ, однако, периодически появляются сообщения о нарушении китайскими пограничниками достигнутых договоренностей.

В 1993 году Китай и Индия возобновили приграничную торговлю через гималайский перевал Липулех, расположенный на высоте 5 тыс. метров. Товарообмен с использованием этого древнего торгового пути был прерван 30 лет назад вследствие вооруженного конфликта между двумя странами.

Вместе с тем, претензии Китая на Аруначал-Прадеш имеют вполне конкретные исторические корни. В наследство от колониального прошлого Индии досталась искусственно закрепленная в 1914 году британцами территория, расположенная южнее так называемой линии Макмагона, носящей имя бывшего главы МИД Великобритании. Генри Макмагон проводил переговоры о территориальном разделе с провозгласившим тогда независимость Тибетом. Раздел был проведен фактически без учета традиционных тибетских владений в этом районе по основным водораздельным хребтам и берегам реки Брамапутра. К югу от нее и раскинулись те самые 90 тыс. кв. км земель, на которые многие годы претендует Пекин в Аруначал-Прадеше, считая их частью бывшего Тибета, а значит и нынешнего Китая. В 1962 году, во время кровопролитного вооруженного конфликта между двумя странами, китайские войска легко сломили сопротивление индийцев и смогли глубоко продвинуться на эту территорию. Однако затем они отвели войска, закрепившись в основном вдоль линии Макмагона, именуемой с тех пор линией фактического контроля. Ее общая протяженность – 4057 км. К задаче демаркации стороны еще и не приближались. Китай продолжает, однако, удерживать отвоеванное в том же 1962 году высокогорное плато Аксайчин в северо-восточной части штата Джамму и Кашмир, хотя в 2003 году КНР отказалась от притязаний на штат Сикким. Последнее было расценено в Индии как важный "жест доброй воли".

В августе 1994 года Индия и Китай завершили первый этап сокращения своих войск, размещенных в северном секторе границы между двумя странами. В различных районах численность пограничных гарнизонов была уменьшена с уровня батальона до роты. Вместе с тем, стороны сохранили свои военные посты вдоль пограничной полосы.

Подписанное в сентябре 1993 года во время визита в Пекин премьер-министра Индии П.В.Нарасимха Рао соглашение о поддержании мира и спокойствия в районе границы между двумя странами позволило сделать важный шаг в стабилизации индийско-китайских отношений и оказало позитивное влияние на обстановку у Азии в целом. Кроме сокращения войск, другим отрадным событием на границе Индии и Китая стала активизация приграничной торговли. Впервые после 32-летнего перерыва для бизнесменов двух стран открылась торговля через перевал Чипкила на границе штата Химачал-прадеш. Оттуда берет начало древний торговый путь между Индией и Тибетом, который ныне снова становится оживленной торговой артерией.
В 1996 году Китай и Индия подписали соглашение, в котором было указано, что ни одно из государств не имеет права предпринимать действия по пересмотру демаркационной линии.

Стороны не раз пытались решить спор. Так, во время визита премьер-министра Атала Бихари Ваджпаи в Пекин в июле 2003 года стороны по обоюдному согласию скорректировали позиции по Сиккиму и Тибету, а также назначили высокопоставленных специальных представителей из правительственного аппарата для проведения консультаций по вопросам урегулирования пограничной проблемы. Тогда взаимное стремление к примирению нашло отражение в двух основных подписанных во время визита документах – Декларации КНР и Индии о принципах отношений и всестороннем сотрудничестве, а также в Меморандуме о взаимопонимании по расширению пограничной торговли.

Нью-Дели признал Тибетский автономный округ "частью территории КНР", а Пекин, в свою очередь, согласно формулировкам индийских официальных лиц, неофициально "смирился" с присоединением Сиккима в качестве ее штата.

Казалось бы апрельский инцидент на границе мог перерасти в локальный вооруженный конфликт, но этого не случилось. Инцидент на границе был урегулирован до начала визита главы индийского внешнеполитического ведомства в Китай. Стороны договорились о соблюдении статус-кво на Линии фактического контроля и отводе оттуда своих военнослужащих.

Официальный Пекин позитивно оценил действия двух государств во время разрешения сложившейся непростой ситуации. "Стороны действовали конструктивно и оперативно, поддерживали контакты", – сказала в преддверии визита главы МИД Индии официальный представитель МИД КНР Хуа Чуньин, добавив, что "чиновники соответствующих уровней проводят необходимые консультации".

Китайская сторона сейчас дает понять, что намерена продолжать динамично развивать на взаимовыгодной основе китайско-индийские отношения. В заявлениях МИД КНР говорится, что стороны "приложили усилия по повышению взаимного доверия". Достижение договоренности по недавнему инциденту на границе свидетельствует о готовности сторон к сотрудничеству, отмечалось в официальных документах внешнеполитического ведомства, хотя, как констатирует эксперт по Южной Азии Китайской академии общественных наук Сунь Шихай на страницах газеты "Хуаньцю шибао", до полного урегулирования пограничного вопроса еще далеко.

Агентство Синьхуа также пишет, что недавний инцидент на границе свидетельствует о том, что сторонам еще много предстоит сделать для формирования доверительных отношений, как между правительствами, так и между народами двух стран. В комментарии агентства отмечается, что министр иностранных дел Индии подтвердил во время своего визита в Китай приверженность индийской стороны к "продвижению взаимовыгодного партнерства и разрешению противоречий надлежащим образом, что будет способствовать построению нового типа отношений между странами".

В комментарии также говорится, что у стран большой потенциал в двустороннем торгово-экономическом сотрудничестве. Китай является одним из крупнейших торговых партнеров Индии, и стороны ставят перед собой цель довести к 2015 году объем взаимного торгового оборота до 100 млрд долларов в год. /В 2012 году двусторонний торговый оборот достиг отметки в 66,8 млрд долл. США – прим ИТАР-ТАСС/ . Индия заинтересована в привлечении большего количества инвестиций из КНР и рассчитывает, что индийские фирмы будут шире представлены в Китае. "Нет никакого сомнения, что две страны установившие дипотношения в 1950 году, способные развивать связи в соответствии с пятью принципами мирного сосуществования, также смогут выработать новый тип взаимодействия", – пишет Синьхуа.

По словам специалиста по индийским вопросам профессора Юньнаньского университета Лю Чжаои, мнение которого публикует газета "Чайна дейли", странам необходимо укреплять гуманитарные обмены, чтобы народы двух государств лучше понимали друг друга. В свою очередь, специалист по индийским вопросам Академии общественных наук КНР Сунь Шихай призывает к "более практичным и глубоким связям".

Во время визита министр иностранных дел КНР Ван И и его индийский коллега подписали протокол о сотрудничестве. Эксперт по странам Южной Азии Академии общественных наук КНР Е Хайлинь отмечает, что "пограничные вопросы не являлись ключевыми на переговорах глав дипломатических ведомств двух стран". Министр иностранных дел Индии "приехал в Китай для согласования деталей визита премьера Госсовета КНР Ли Кэцяна в Нью-Дели".

Подводя итоги, следует отметить, что быстрое разрешение недавнего пограничного инцидента продемонстрировало желание двух государств вести диалог. "Китай и Индия, развивая отношения в духе взаимного доверия и решая противоречия в конструктивном ключе, смогут доказать, что соперничество "Дракона со Слоном" ни что иное, как плод воображения" -, пишет "Чайна дейли".

Тем не менее, укреплению двусторонних отношений с Китаем, согласно мнению китайских наблюдателей, которое приводит газета "Глобал таймс", могут помешать США, которые стремятся переманить Индию на свою сторону и заручиться ее поддержкой в делах Азиатско-Тихоокеанского региона.

Сбудутся или нет прогнозы китайских аналитиков в отношении данного сценария развития событий, покажет время, но, судя по всему, крупного разлада в отношениях двух стран вряд ли стоит ожидать, так как по заявлению официальных лиц КНР, стороны нацелены на конструктивное сотрудничество, что и продемонстрировал состоявшийся визит.


Источник: По материалам ИТАР-ТАСС
При полном или частичном использовании данного материала ссылка на rodon.org обязательна.


 Тематики 
  1. Индия   (285)
  2. Китай   (650)