Отвечает ли Вашингтон за гибель невинных, когда курок спускают иностранцы?
В наши дни в Вашингтоне слово «аутсорсинг» стало ругательством. Однако когда речь идет об аутсорсинге целенаправленных убийств, наши официальные лица странным образом предпочитают отмалчиваться. В своих колонках я неоднократно писал о масштабе, особенностях, законности и стратегической эффективности Третьей войны – то есть тех целенаправленных убийств вне поля битвы, которые Америка осуществляет в Пакистане, Йемене, Сомали и на Филиппинах. Критикующие удары с беспилотников обычно говорят о непрозрачности процесса принятия решений, слабом контроле со стороны Конгресса и судов и об угрозе мирным жителям, а также о том, что власти, по-видимому, не пытаются все это исправить. На протяжении тех 10 лет, в течение которых США проводят в жизнь свою политику целенаправленных убийств, аналитики и политики неоднократно предлагали разные варианты того, как администрация могла бы полностью ее реформировать. Наконец президент Барак Обама и генеральный прокурор Эрик Холдер (Eric Holder) пообещали «в ближайшие месяцы» провести какие-то реформы, повышающие прозрачность. Это было несколько месяцев назад. Если учесть, что администрация Обамы отказалась участвовать в недавно проходивших в Конгрессе слушаниях о беспилотниках, а также отвечать на заданные журналистами и политиками уточняющие вопросы, вероятно, что предстоящие изменения не будут соответствовать постоянным обещаниям президента сделать свою администрацию «самой прозрачной в истории».
Однако если вас волнует проводящаяся администрацией Обамы политика целенаправленных убийств, не стоит забывать об аналогичных ударах, наносящихся нашими союзниками и партнерами, которые получают от Америки деньги, оружие и разведданные. Когда Соединенные Штаты помогают другим государствам и структурам осуществлять убийства, которые не были бы осуществлены без этой помощи, они несут полную ответственность за результаты этих операций. Любые предложенные Белым Домом реформы и любые новые слушания в Конгрессе должны учитывать тревожащую причастность Америки к целенаправленным убийствам, осуществляемым странами-клиентами. Приведем несколько наиболее вопиющих свежих примеров операций, которым США напрямую содействовали:
Сомали. В 2002 году была создана небольшая оперативная группа сотрудников ЦРУ и Совместного командования специальных операций, в задачи которой входили захват или убийство примерно 20 членов восточноафриканской ячейки «Аль-Каиды». Согласно попавшей позднее в прессу дипломатической депеше из посольства США в кенийской столице Найроби, для достижения этой краткосрочной цели использовались «нетрадиционные партнеры» (т. е. лидеры вооруженных группировок). В своей не имеющей аналогов истории американских контртеррористических операций «Грязные войны: мир как поле битвы» («Dirty Wars: The World Is a Battlefield») Джереми Скейхилл (Jeremy Scahill) приводит интервью с одним из таких партнеров – полевым командиром Мохамедом Афрой Каньяре (Mohamed Afrah Qanyare). Как пишет Скейхилл, в обмен на 100 – 150 тысяч долларов в месяц, которые им платил ЦРУ, «Каньяре и его товарищи устроили полномасштабную кампанию по убийству и захвату всех – сомалийцев или иностранцев, – кого они подозревали в поддержке любых исламских движений». Позднее источник в разведке рассказал журналисту Шону Нейлору (Sean Naylor), что полевые командиры помогли ЦРУ захватить «семь или восемь» представителей «Аль-Каиды» в Сомали.
Северный Ирак. В ноябре 2007 года Соединенные Штаты создали в столице Турции Анкаре совместную «ячейку по обмену разведданными». В опубликованной американской дипломатической депеше говорится: «Мы дали туркам доступ к данным со специального самолета RC-135 Rivet Joint, с U-2, и к полномасштабному видео с Predator… Американцы с турками вместе работают над анализом информации, поступающей с этих систем». Вскоре после создания этой ячейки один из сотрудников Пентагона заявил, что Соединенные Штаты фактически «указывают Турции цели». Но хотя в каждом Страновом докладе Госдепартамента о практиках соблюдения прав человека, начиная с 2007 года, упоминается об убийствах мирных жителей в ходе контртеррористических операций Турции против предполагаемых боевиков Курдской рабочей партии, ни один из них не говорит ни слова о причастности к этому США.
В декабре 2011 года видеозапись с американского беспилотника, переданная Турции, привела к авиаудару, который убил 34 мирных жителя, включая 17 детей. Высокопоставленный сотрудник Пентагона после этого заверял с явно чрезмерной горячностью: «Команду отдали турки. Это не было решением американцев». В последнем докладе Госдепартамента эта катастрофа едва упоминается: «Оппозиция и правозащитные организации полагают, что случившееся стало результатом недостаточных мер по защите мирного населения». О том, какие меры принимаются, чтобы американские разведданные в дальнейшем не использовались Турцией для нанесения авиаударов, ставящих под угрозу мирных жителей, доклад ничего не говорит.
Джозеф Кони. В декабре 2008 года, четыре угандийских вертолета Ми-24 открыли огонь по четырем лагерям в Национальном парке Гарамба на территории Демократической Республики Конго и обстреляли их ракетами. Как сообщал журналист Скотт Джонсон (Scott Johnson), ранее в тот же день на одной из промежуточных авиабаз в Уганде американские военные советники указали по картам пилотам цели – «четыре четко видных лагеря извилистых формы, раскинувшихся на вырубках в парке». Эта операция была связана с важной для американских военных задачей – помочь угандийскому правительству убить лидера Господней армии сопротивления. Для президента Джорджа Буша-младшего это, судя по всему, было одной из приоритетных целей. Высокопоставленный сотрудник Белого дома позднее говорил мне, что в свой второй срок Буш спрашивал о попытках убить Кони так же часто, как о попытках убить Усаму бен Ладена. Удар 2008 года оказался неудачным: «экипажи вертолетов позже заявляли, что под огонь попали несколько десятков человек, в том числе женщины и дети». Спустя три года Обама санкционировал отправку 100 американских военных советников, которые должны «подкреплять [американскими] разведданными [угандийское] оперативное планирование», чтобы помочь Уганде добраться до Кони. Как заявил в этом месяце Комитету по иностранным делам Палаты представителей сотрудник Пентагона Александр Вершбоу (Alexander Vershbow): «Мы, разумеется, стараемся помочь нашим партнерам захватить или убить Джозефа Кони и его помощников. Но саму военную операцию на месте они будут проводить самостоятельно».
Пакистан. В 2009 году, после пяти лет тесного сотрудничества с ЦРУ и помощи с отдельными ударами с беспилотников, Пакистан согласился создать совместные ячейки по обработке разведывательной информации. В американской дипломатической депеше, датированной маем 2009 года, сообщается: «Пакистан начал принимать помощь американских военных в области разведки и наблюдения для противоповстанческих операций». Передача разведданных пакистанской армии должна была помочь Исламабаду наносить удары по тем же самым боевикам «Талибана», которые были целью ракет ЦРУ. При этом она не должна была позволять пакистанской разведке предупреждать цели заранее. Возглавлявший в то время Центральное командование генерал Дэвид Петрэус (David Petraeus) заявил в апреле 2009 года в Сенате, что были случаи, когда «сотрудники разведслужбы предупреждали талибов о предстоящей операции». Приведем примечательный пример этого американо-пакистанского сотрудничества. Осенью 2011 года Соединенные Штаты предоставили Пакистану координаты лагеря талибов где-то в Зоне племен. Используя современные F-16 (Block 52), купленные у США в 2010 году, пакистанцы нанесли удар – но, как сообщил анонимный отставной американский чиновник, «не по той горной цепи». Впрочем, если учесть, что в ходе своих противоповстанческих операций Пакистан регулярно осуществляет внесудебные убийства, бомбить горы – было, вероятно, лучшим вариантом в данном случае.
Гондурас. В июле 2012 года в двух независимых друг от друга случаях пилоты гондурасских истребителей сбили, «используя данные американской радиолокационной разведки», над Карибским морем самолеты, предположительно осуществлявшие контрабанду наркотиков. Дэмиен Кейв (Damien Cave) и Джинджер Томпсон (Ginger Thompson) писали: «Сколько людей погибло? Были на борту наркотики – или мирные пассажиры? Чиновники и здесь, и в Вашингтоне говорят, что они не знают. Самолеты так и не нашли». В августе США перестали делиться данными радиолокационной разведки с Тегусигальпой, однако в ноябре снова вернулись к этой политике. Официальный представитель американского посольства заявил, что «Гондурас принял ряд мер, чтобы не сбивать гражданские самолеты». На фоне непрекращающегося спроса в Америке на любые наркотики, которые могли быть на сбитых самолетах, предоставлять данные, которые привели к гибели самолетов с командой, выглядит крайне неэффективным тактическим ходом в борьбе с наркотрафиком.
Мали. С февраля 2013 года военные начали запускать небольшое количество безоружных беспилотников с базы на западе Нигера, пытаясь выслеживать предполагаемых сторонников «Аль-Каиды» и прочих воинствующих исламистских организаций в Алжирии, Нигере и Мали. Хотя администрация Обамы не исключает, что в будущем беспилотники будут вооружены ракетами, один из высокопоставленных чиновников заявил: «Мы не хотим способствовать убийствам». Тем не менее, вскоре после того, как были произнесены эти слова, Соединенные Штаты начали передавать «необработанные видеосигналы [с беспилотников] и другую информацию в реальном времени французским военным и разведчикам». Как писала в марте Wall Street Journal, беспилотники обеспечили «разведданные, приведшие только за последние недели почти к 60 французским авиаударам». В число убитых попал лидер боевиков Мохтар Бельмохтар (Mokhtar Belmokhtar), которого администрация Обамы предполагала включить в список объектов для устранения силами Совместного командования специальных операций. В 2003 году его уже собирались убить, но посол в Мали наложил на операцию вето.
Это не единственные примеры целенаправленных убийств, осуществлявшихся в последнее время клиентами Вашингтона. В частности речь идет о контртеррористических операциях в Афганистане, в Кении, на Филиппинах, в Йемене и в других странах. Различие между американскими операциями и операциями стран-клиентов заключается в том, что причастность Америки к последним и ее ответственность за них легче замаскировать. В прошлом году глава Комитета Палаты представителей по разведке конгрессмен Майк Роджерс (Mike Rogers), говоря об обмене разведданными, заметил: «А что если эта информация попадет к иностранному правительству, и оно сделает с ней что-нибудь дурное, или она попадет в руки еще к кому-то, кто сделает с ней что-то дурное?»
Это странный вопрос для политика, который предположительно должен осуществлять надзор за ЦРУ. Если Белый дом и Конгресс, наконец, решат всерьез реформировать юридические и оперативные принципы, по которым США осуществляют целенаправленные убийства вне поля боя, новые принципы должны будут также относиться к убийствам, осуществляемым при поддержке Америки. Нашим политикам необходимо принять во внимание операции, в которых курок спускают иностранцы, потому что таких операций, вероятно, будет становиться все больше. Ключевая цель расширения «потенциала по развитию партнерства», которым сейчас занимается Пентагон, как раз и заключается в том, чтобы обучать, снаряжать и снабжать разведданными чужих военных, чтобы они могли захватывать и убивать людей, угрожающих интересам США. Но если эти операции могут проводиться только с прямой помощью США, тогда Соединенные Штаты должны, в конечном итоге, за них отвечать.
Мика Зенко (MICAH ZENKO)
Источник: "ИноСМИ "
Оригинал публикации: "Outsourcing Lethality "