В понедельник 18 марта 2013 года мировые СМИ по-прежнему будоражила проблема использования средств вкладчиков, лежащих на депозитах в банках Кипра, для решения финансовых проблем островного государства. Экстраординарная мера обсуждается с минувшей субботы – 16 марта. Президент Анастасиадис в тот день заявил, что Еврогруппа вынудила Кипр согласиться на повышение корпоративного налога и введение одноразового налога на депозиты в банках Кипра в размере 6,75% на суммы ниже ?100 тыс и 9,9% на вклады свыше ?100 тыс. Президент Кипра признал, что это было вынужденное решение.
О том, что сложная и неоднозначная мера будет принята в самое ближайшее время, свидетельствовало сообщение от 13 марта 2013 года о том, что министр финансов Кипра Михалис Саррис после проведения саммита в Брюсселе в понедельник 18 марта отправится в Москву для переговоров со своим российским коллегой Антоном Силуановым. В понедельник стало известно, что визит отложен до среды. Это означает, что Москву хотят поставить перед фактом решения парламента Кипра.
Нельзя сказать, что решение, затрагивающее в значительной степени интересы российских вкладчиков, стало неожиданным. Еще с ноября 2012 года в своих политических обзорах мы указывали на подготовку подобной меры. 5 ноября сначала в германских, а вслед за ними и в других европейских СМИ началось оживленное обсуждение проблемы финансовой помощи Кипру. При этом достоянием гласности стало содержание отчета германской разведки BND (Bundesnachrichtendienst) правительству Германии о состоянии финансов Кипра. Суть проблемы в докладе сводилась к идее, что главными бенефециариями возможной финансовой помощи ЕС станут, на самом деле, связанные с кипрским офшором российские олигархи, бизнесмены и простые российские мафиози. Кипр, по информации BND, превратился в центр нелегальных инвестиций и сомнительных финансовых операций, осуществляемых российскими олигархами. В 2011 году около $80 млрд капитала ушло из России, при этом, по сведениям BND, именно при помощи Кипра. Как утверждала германская разведка, россияне в качестве депозита держат в кипрских банках суммы в размере ?24 млрд. Это превышает годовой объем ВВП Кипра, который составляет ?17 млрд. Главный вывод доклада BND – если Кипр получит финансовое спасение от ЕС и сохранит у себя в качестве валюты евро, то деньги немецких и других европейских налогоплательщиков будут защищать незаконные российские капиталовложения и преступный финансовый оборот.
В год парламентских выборов в Германии канцлеру Ангеле Меркель предстояло столкновение с оппозицией по вопросу о предоставлении помощи Кипру. Использование денег со счетов российских мафиози, незаконно выводящих средства из России на Кипр, в пакете помощи и стало той костью, которую Меркель бросила оппозиции. Кроме того, рядовой германский избиратель останется вполне довольным подобным оборотом дела. Наказать преступников – отвечает требованию общей германской добродетели.
13 декабря 2012 года стало известно, что Кипр начал у себя расследование незаконного оборота российского капитала. Предлогом стало актуальное для Запада принятие т. н. "Списка Магнитского". Необходимо заметить, что вопрос о деятельности офшорных банков Кипра в свете дела Магнитского был поднят в непростой момент в отношениях Евросоюза и России, перед очередным саммитом Россия-ЕС, на который 21 декабря 2012 года в Брюссель прибыл президент РФ Владимир Путин.
Нельзя сказать, что решение по Кипру, затрагивающее интересы российских вкладчиков, стало столь неожиданным для российского правительства. Ноябрьская активность в СМИ вокруг незаконных российских денег в кипрском офшоре была косвенным предложением Москве обсудить проблему. 9 января 2013 года канцлер Меркель предупредила Кипр, что он не должен рассчитывать на особое отношение к себе при переговорах по пакету помощи. В конце этого месяца появилась информация о том, что МВФ не сможет участвовать в программе помощи Кипру в том случае, если сумма пакета помощи островному государству приведет к росту госдолга до 170-180% от ВВП. Это было вторым звонком, адресованным Москве, означавшим, что пакет помощи составит меньшую сумму. Разницу необходимо было изыскать другим способом. Еще 15 января 2013 года в СМИ появилась информация о том, что правительство Германии приветствовало бы расширение Россией помощи Кипру, "как это было сделано в прошлом". Т. е. речь шла о предоставлении Россией очередного займа Кипру на недостающую сумму. Одновременно российскому правительству настойчиво намекали, что в случае отказа с его стороны в помощи Кипру, речь пойдет об использовании средств кипрских депозитов российских граждан – подобный определенный вывод мы сделали в своем обзоре по проблеме в конце января 2013 года. При этом мы отметили, что использование средств российских вкладчиков для решения финансовых проблем Кипра во всех отношениях было выгодно именно Германии. Правда, власти Германии всячески темнили и не проясняли до последнего момента свою степень готовности удовлетворить запрос островного государства по предоставлению ему пакета помощи. В начале марта 2013 года стало окончательно ясно, что кипрская офшорная зона рискует превратиться для "некоторых" вкладчиков кипрских банков в "поле чудес" в "известной" стране.
В итоге оказалось, что "поле чудес" в "известной" стране предназначено для всех. Отметим, что в сложившейся ситуации это было заведомой ошибкой кипрского правительства. От чрезвычайного налога следовало освободить минимальные вклады до ?10-20 тыс. Это снизило бы волну общего недовольства, внеся раскол в ряды вкладчиков и мобилизовав чувство социальной антипатии к состоятельным держателям со стороны народной массы. Но, что сделано – сделано, будем следить за дальнейшим развитием событий.
Дмитрий Семушин – европейский обозреватель ИА REGNUM
Источник: "REGNUM "
* * *
Нежелание немцев платить за российских олигархов спровоцировало кризис на Кипре ("Christian Science Monitor", США)
Жители Кипра вышли на улицы, а парламентарии страны выступили против условий предоставления Евросоюзом финансовой помощи, которые предполагают введение налога на банковские вклады
Берлин – Сможет ли крошечная экономика средиземноморского Кипра, крайне нуждающаяся в финансовой помощи, снова ввергнуть еврозону в кризис?
Как нам удалось выяснить за последние несколько дней, ответ на этот вопрос утвердительный. И ответственность за это лежит на самой сильной экономике еврозоны – на Германии.
В течение нескольких месяцев министры финансов стран еврозоны обсуждали, как можно помочь Кипру, чьи банки, пострадавшие из-за греческих долгов, остро нуждаются в рекапитализации. Кипр стал четвертым государством еврозоны после Греции, Португалии и Ирландии, которое обратилось за финансовой помощью к Евросоюзу, Европейскому центральному банку (ЕЦБ) и Международному валютному фонду (МВФ).
Кроме того, среди обратившихся за финансовой помощью стран Кипр является самым маленьким государством, поэтому сумму, которая необходима, чтобы удержать его на плаву, можно назвать довольно скромной – это примерно 10 миллиардов евро. В связи с этим в конце прошлой недели на встрече в Брюсселе министры согласовали пакет условий оказания финансовой помощи Кипру.
Впервые за всю историю Евросоюза по настоянию Германии часть финансовой помощи должны будут взять на себя владельцы частных счетов. Чтобы собрать необходимые 5,8 миллиарда евро, правительство Кипра должно обложить все вклады в стране специальным разовым налогом.
«Немецкий налогоплательщик хочет помочь Кипру, – заявил Михаэль Фукс (Michael Fuchs), заместитель председателя парламентского блока партии христианских демократов, лидером которой является канцлер ФРГ Ангела Меркель. – Однако киприоты сами должны себе помочь и заплатить налог на свои вклады».
Во время своего выступления на телевидении мертвенно бледный президент страны Никос Анастасиадис (Nicos Anastasiades) сообщил своим согражданам, что либо они согласятся на эти условия, либо стране грозит неминуемое банкротство. Согласно условиям договора, налог составит 6,75% на вклады до 100000 евро и 9,9% на вклады свыше этой суммы.
Реакцией киприотов стали шок и гнев, которые еще больше усилились, когда они обнаружили, что на выходных все их счета были заморожены и совершить какие-либо операции с деньгами невозможно. 18 марта все банки были закрыты в связи с национальным праздником, и, по словам чиновников, они будут закрыты до четверга, 21 марта, чтобы предотвратить панику среди вкладчиков.
В понедельник, 18 марта, парламент Кипра должен был одобрить условия договора по оказанию финансовой помощи. Голосование было отложено до вторника, хотя, очевидно, президенту Анастасиадису не миновать провала. Члены парламента особенно недовольны тем, что налогом будут обложены все счета, в том числе те, на которых лежат незначительные суммы. Разгневанные люди, вышедшие на улицы столицы страны Никосии, во всем винят немецкое правительство.
Однако во время своего интервью немецкому телеканалу министр финансов Германии Вольфганг Шойбле (Wolfgang Schaeuble) заявил, что его не волнует, откуда киприоты возьмут деньги, главное – чтобы они их собрали.
Существует две причины, по которым Германия настаивает на таких необычных условиях. Во-первых, немецкие политики и многие их европейские коллеги подозревают, что Кипр является налоговым раем и местом отмывания денег для российских олигархов. Из 68 миллиардов евро, хранящихся на счетах в банках Кипра, примерно 20 миллиардов принадлежат российским вкладчикам. Согласно докладу, подготовленному немецкой Федеральной разведывательной службой в 2012 году, существуют доказательства, что кипрские банки и филиалы российских банков, расположенные на Кипре, используются для отмывания денег.
Вторая причина заключается в том, что в сентябре 2013 года правящей коалиции консерваторов и либералов Германии предстоит участвовать в всеобщих выборах, и политики боятся услышать в свой адрес обвинения в том, что они жертвуют средствами немецких налогоплательщиков ради оказания финансовой помощи российским миллиардерам. «На кипрских счетах лежит огромное количество, скажем так, сложных денег, – добавил Фукс. – Мы хотим, чтобы их обложили налогом».
Вопрос заключается в том, каковы будут последствия подобной меры для всей еврозоны и для международных финансовых рынков. В целом, всеобщий вердикт, очевидно, отрицательный. 18 марта европейские акции, в особенности акции банков, упали.
В свою очередь экономисты предупреждают, что пример Кипра может стать опасным прецедентом. Лауреат Нобелевской премии Пол Кругман (Paul Krugman) назвал эти меры «опасным решением», которое может привести к массовому снятию денег со счетов в таких странах как Греция и Италия. А Питер Бофингер (Peter Bofinger), член так называемого совета мудрецов, которые консультируют немецкое правительство по вопросам экономики, заявил в своем интервью немецкому журналу Der Spiegel, что «отныне граждане Европы должны начать по-настоящему волноваться за свои деньги».
Майкл Штайнингер (Michael Steininger)
Источник: "ИноСМИ "
Оригинал публикации: "How German fears of underwriting Russian oligarchs pushed Cyprus to crisis "