В оглавление «Розы Мiра» Д.Л.Андреева
Το Ροδον του Κοσμου
Главная страница
Фонд
Кратко о религиозной и философской концепции
Основа: Труды Д.Андреева
Биографические материалы
Исследовательские и популярные работы
Вопросы/комментарии
Лента: Политика
Лента: Религия
Лента: Общество
Темы лент
Библиотека
Музыка
Видеоматериалы
Фото-галерея
Живопись
Ссылки

Лента: Политика

  << Пред   След >>

Китаю необходимо создать свой региональный центр торговли энергоресурсами ("Газета Хуаньцю шибао", Китай)

Вот уже много лет Россия строит нефтепровод «Восточная Сибирь – Тихий Океан». По важности этот проект сравним только с проектом Транссибирской магистрали, которая была проложена в регионе в конце XIX века. Однако у России на этом поле уже появились конкуренты. Среди них особенной активностью отличается Япония, быстро развертывающая свои «энергетические войска» в виде различных «сого сёся» – универсальных торговых корпораций. Таким образом Япония надеется воплотить честолюбивые планы по созданию своей системы торговли энергоресурсами в регионе.

Начиная с 2001 года, в вопросах, касающихся нефтепровода «ВСТО», мы сохраняли преступное бездействие. Японские же политики и финансисты, сменяя друг друга в строю, постоянно оказывали давление на всех игроков в регионе, и вот Япония все же добилась своего: Россия отказалась от первоначального плана довести нефтепровод до перевального пункта в Дацине. В конце концов был утвержден другой план: соединить нефтепроводом Тайшет и спецморнефтепорт Козьмино. В Дацин же будет проведено лишь ответвление от основной линии.

Но в действительности задача удовлетворения внутреннего спроса – всего лишь одно из звеньев японской энергетической политики в регионе. Настоящей целью Японии является создание полноценной производственной цепочки, и воплощать этот план в жизнь будут японские финансовые группировки, в первую очередь представленные корпорациями сого сёся. Именно с расчетом на будущие нефтегазовые ресурсы в Японии сейчас принимаются решения по развитию и реформированию производственной цепи нефтегазовой промышленности, проводятся специализированые исследования. Таким образом японские компании подготавливают плацдарм для будущей нефтехимической торговли. Возьмем, например, сферы сбыта и переработки. Корпорации «Мицуи» и «Марубэни» сейчас активно развивают сферу сотрудничества с российскими нефтегазовыми компаниями, работают над созданием совместных нефтеперерабатывающих предприятий в Находке. Не отстают и японские транспортные компании, активно создающие инфраструктуру для транспортировки нефти. Уже в 2007 году компании «Мицуи ОСК Лайнз, Лимитед» и «Ниппон Юсэн» образовали стратегическую коалицию с «Приморским морским пароходством», крупным игроком, ответственным за транспортировку нефти на Дальнем Востоке.

Япония последовательно, укрепляя свои позиции на каждом шагу, переходит ко все более плотному сотрудничеству с Россией в энергетической сфере и все больше закрепляется на тихоокеанском нефтегазовом рынке. Все это говорит о том, что сейчас стратегические интересы сого сёся, всеми силами содействующих предприятиям, у которых есть сверхразвитые технологии добычи сырья, лежат в сфере получения контроля над всеми этапами производственной цепочки – от добычи и производства энергоресурсов до их транспортировки и сбыта. Упрочив свой контроль над производственной цепью, Япония сможет оказывать влияние на стратегию России в области дальневосточной энергетики как на этапе разработки, так и на этапах нефтепереработки и транспортировки. В конечном итоге подобный рычаг воздействия значительно укрепит авторитет Японии в регионе.

Если же мы взглянем на то, как на этом поле развивается стратегическое сотрудничество Китая и России, то увидим, что вся активность происходит на уровне правительств, и практически нет настоящей бизнес-активности, сотрудничества между частными компаниями, а все крупные соглашения, подписанные на высочайшем уровне, практически не оказывают реального воздействия на рынок. И пусть Государственный банк развития Китая и предоставил России ссуду в размере 25 млрд долл., чтобы ускорить процесс строительства ответвления от нефтепровода ВСТО в уезде Мохэ, сейчас по этому отводу в Китай каждый год поставляется всего 15 млн т нефти, в то время как по морю Россия ежегодно поставляет Японии 50 млн тонн: цифры несопоставимые. К тому же Китай и Россия никак не могут прийти к соглашению по ценам на нефтеснабжение. На данный момент российские поставки нефти по-прежнему используются лишь как рычаг давления на Китай, а Япония тем временем продолжает строить у нас за спиной свои козни. Все это говорит о том, что до окончания противостояния Китая и Японии в сфере энергетики еще далеко, что мы сейчас всего лишь начинаем очередной раунд этой великой шахматной партии.

Продолжая анализировать ситуацию, мы увидим, что Китай остается пассивной стороной в этом современном троецарствии еще и из-за того, что мы не используем весь потенциал так называемой «нефтяной столицы», то есть Дацина, позволяя нефтяной промышленности в этом регионе постепенно угасать. Если же мы сделаем Дацин логистическим центром региональной системы торговли энергоресурсами, то сможем значительно снизить влияние русско-японской торговли нефтегазовыми продуктами на Дальнем Востоке.

В современном мире цена на энергоносители определяется одновременно на бирже и физических рынках. Обсуждая условия долгосрочного соглашения с Китаем, Россия как раз настаивает на модели рыночного ценообразования, однако именно здесь у Китая и России возникли разногласия, и переговоры зашли в тупик. Япония, с другой стороны, пошла навстречу России и сейчас активно создает торговую сеть типа Дальний Восток – Токио, всеми силами стараясь сделать Токио рыночной площадкой торговли энергоресурсами, что в перспективе позволит Японии оказывать влияние на формирование цен на нефть. Поэтому мы должны создать систему, при которой русская нефть, приходящая в Дацин, будет идти дальше, насыщая экономически активный район у Бохайского залива.

У Японии есть корпорации сого сёся, которые, выступая в качестве своего рода «торгового авангарда» и организаторов производств, могут создавать полноценную систему распределения ресурсов. У Китая подобных структур нет, поэтому в текущей рыночной ситуации энергетическое сотрудничество Китая со странами-соседями не обещает никаких прорывов. Поэтому задачей первостепенной важности для нас становится создание своего регионального центра торговли энергоресурсами. Для этого нам необходимо активно развивать в Бохайском районе фьючерсный рынок торговли продуктами нефтегазовой промышленности и налаживать связь между городами Бохайской зоны и Дацином. Так мы сможем выйти из невыгодного положения, сложившегося в ходе энергетического противостояния с Японией.


Бай Иминь– член Института японских экономических исследований Академии социальных наук КНР
Источник: "ИноСМИ "
Оригинал публикации: "白益民:中国应建东北亚能源物流中心 "


 Тематики 
  1. Энергополитика   (222)
  2. Китай   (650)
  3. Япония   (33)
  4. АТР   (152)