12 февраля 2013 года президент США Барак Обама выступил с традиционным посланием к нации, в котором он заявил о том, что США готовы начать переговоры с ЕС о создании общей зоны свободной торговли. Обама буквально сказал тогда следующее: "И сегодня я объявляю, что мы начнем переговоры о всеобъемлющем Трансатлантическом торговом и инвестиционном партнерстве с Европейским Союзом". Таким образом, американский президент дал примерное название будущему соглашению – Transatlantic Trade and Investment Partnership (ТТIP). Разумеется, коснулся Обама и выгод от подобного рода соглашения: "Потому что торговля, которая является справедливой и свободной, через Атлантический океан поддерживает миллионы хорошо оплачиваемых американских рабочих мест".
На следующий день, т. е. 13 февраля 2013 года, председатель Европейской комиссии Жозе Мануэль Баррозу в Брюсселе огласил совместное заявление Евросоюза и США о начале переговоров о создании зоны свободной торговли между Европой и Америкой. "Мы создадим крупнейшую в мире зону свободной торговли", – заявил при этом Баррозу. Он сообщил, что переговоры должны начаться в июне 2013 года. Баррозу предупредил, что на них предстоят трудные дискуссии. Одновременно он выразил уверенность в том, что заключение этого соглашения будет содействовать росту экономик двух соединенных Атлантикой объединений Запада.
Хотя означенное сообщение и не стало неожиданностью, оно оказалось удачным ходом для чиновников ЕС, которые работают с ноября 2011 года за закрытыми дверями над подготовкой основы и общих принципов для двустороннего соглашения о свободной торговле. Поэтому некоторые принципиальные договоренности между сторонами были достигнуты до начала переговоров. Рабочая группа, возглавляемая торговым представителем США Роном Кирком и европейским комиссаром по торговле Карелом де Гухтом, провела десять месяцев за столом в предварительной стадии переговоров. Доклад об этом этапе был опубликован с задержкой в несколько месяцев в среду сразу же после заявлений Обамы и Баррозу. Сообщение Обамы о переговорах по соглашению о свободной торговле с Европейским Союзом было добавлено в послание президента в самую последнюю минуту, поскольку отчет рабочей группы по соглашению был получен в Вашингтоне только во вторник, т. е. в день оглашения президентского послания.
Как теперь было заявлено, переговоры могут начаться в конце мая или начале июня 2013 года. Сам президент Обама хотел бы форсировать их для скорейшего создании трансатлантической зоны свободной торговли. Оптимисты из его администрации полагают, что соглашение может быть достигнуто уже через полтора года. Комиссар по торговле Европейского Союза Карел де Гухт, в свою очередь, считает, что достижение соглашения может потребовать двух лет непрерывной работы.
Европейские чиновники согласились с американцами, что время является благоприятным для соглашения. Обе стороны пытаются вырваться из плена почти пятилетнего экономического спада и стагнации. Европейские лидеры, в том числе, премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон и канцлер Германии Ангела Меркель, видят в соглашении о свободной торговле с США простой и недорогой способ стимулирования экономики. Страхи лидеров относительно затянувшейся рецессии теперь могут помочь достижению сделки между ЕС и США. И в Брюсселе, и в Вашингтоне отметили, что растущая экономическая мощь Китая дает дополнительный стимул для соглашения США и ЕС. Именно Китай является самым убедительным фактором для начала объявленного процесса. Подобного рода торговое соглашение гарантирует, что именно американцы и европейцы, а не китайское правительство, будут устанавливать стандарты по безопасности продукции и защите интеллектуальной собственности в последующие годы. По словам еврокомиссара по торговле Карела де Гюхта, в центре будущих переговоров будут стоять вопросы о ликвидации остающихся торговых тарифов, а также об унификации технической документации, сертификации и стандартов качества.
Таким образом, целью соглашения является не только ликвидация ввозных пошлин, но также согласование правил, регулирующих торговлю такими товарами, как автомобили, лекарства, медицинское оборудование и пр. Именно согласование этих правил и должно занять много времени у переговаривающихся сторон. На этом направлении США и Европа хотели бы устанавливать "правила дорожного движения" для торговли в эпоху формирования глобальной торговой системы. Власти США и ЕС надеются, что содержание их будущего соглашения будет оказывать давление на Японию и другие крупные развивающиеся страны, заставляя их принять согласованные правила по их сценарию. Таким образом, в двух центрах Запада не скрывается, против кого, в действительности, готовится соглашение. Сходство Европы и США в культуре и общность цивилизационных ценностей означают, что согласование торговых правил в принципе достижимо. Страхи лидеров относительно затянувшейся рецессии могут только помочь сделке ЕС и США. Отметим, что влиятельные профсоюзные объединения США дезориентированы и выступают за соглашение, полагая, что ЕС имеет более высокие трудовые и экологические стандарты, чем США. Однако, на самом деле, США приходится вести переговоры о свободной торговле с объединением, в рамках которого существуют страны с весьма низким уровнем заработной платы, что дает некоторые конкурентные преимущества европейцам.
Проект создания зоны свободной торговли между ЕС и США может стать наиболее амбициозным проектом после 1995 года, когда была создана ВТО. Двусторонние соглашения между странами о свободе торговли вошли в практику после провала работы на этом направлении Всемирной торговой организации в 2005 году в Дохе. Финансовый кризис 2008-2009 годов и последовавшая за ним рецессия лишь усилили протекционистские меры в национальных экономиках. ВТО утверждает, что 18% ограничительных мер в торговле были приняты странами G20 после 2008 года, что привело к снижению потенциала мировой торговли на 3%, что является эквивалентом суммы в ?350 млрд.
Сейчас Брюссель ведет на разных стадиях двусторонние переговоры о соглашениях о свободной торговле с более чем 80 странами мира. Соглашение о свободной торговле ЕС с Сингапуром было согласовано в декабре 2012 года. Переговоры с Индией проходят без каких-либо признаков успеха. Идущие с 2009 года переговоры с Канадой также не смогли урегулировать разногласия по поводу сельского хозяйства и интеллектуальной собственности. Но, тем не менее, соглашение ЕС с Канадой с некоторыми ограничениями скоро будет заключено. Переговоры с Японией о свободе торговли будут запущены, как ожидается, в апреле этого года.
Идея переговоров о свободе торговли между ЕС и США была впервые высказана в 2011 году, когда и была создана совместная рабочая группа по их подготовке. Создание зоны свободной торговли между США и ЕС проходило обещанием во время последней предвыборной кампании Барака Обамы в США. Однако идея о подобного рода соглашении родилась ранее, еще в администрации президента Клинтона. Тогда по аналогии с соглашением о свободной торговле американских стран – Nafta, проект соглашения получил название Tafta. Администрация Обамы сейчас намерена, помимо европейского, еще одновременно работать над соглашением о Транс-тихоокеанском партнерстве со странами бассейна Тихого океана.
На Соединенные Штаты и Европу приходится около половины мирового объема производства и треть мировой торговли. По сведениям правительства США, торговля товарами и услугами между ЕС и США составила в прошлом году объем, равный $646 млрд. ЕС, по утверждению торгового представителя США Рона Кирка, является наилучшим потребителем в мире американских товаров и услуг, приобретаемых ежегодно на сумму $459 млрд., что создает для американцев 2,4 миллиона рабочих мест. В свою очередь, Брюссель полагает, что объем торговли между ЕС и США составляет чуть меньшую сумму – ?455 млрд. ($613 млрд.) в год. Для сравнения торговый оборот России с ЕС по итогам 2012 года составил около $400 млрд. Отметим известный разнобой в определении конкретных выгод от заключения соглашения о свободной торговле между ЕС и США. По оценке экспертов двух сторон, возможно, соглашение добавило бы 0,5% к ВВП ЕС и 0,4% – США, что означало бы дополнительных ?86 млрд. ($116 млрд.) в год к 2027 году. По оценкам Европейской комиссии, заключение всеобъемлющего соглашения приведет к созданию 2 млн. новых рабочих мест и может добавить дополнительно в товарооборот ?275 млрд.
Тарифы на товары, перемещающиеся между Соединенными Штатами и ЕС, и так находятся сейчас на чрезвычайно низком уровне – где-то в среднем около 3 или 4 процентов. Но экономия от ликвидации пошлин станет значительной, поскольку общий объем торговли велик. Например, только по продажам американской авиатехники экономия на тарифах может составить около $450 млн. в год. Другой существенный момент – правила и нормы. Так, например, устранение нормативных противоречий приведет к тому, что германскому автопроизводителю Audi впредь не нужно будет разрабатывать особые версии одного и того же автомобиля для американского и европейского рынков. Руководитель Германской ассоциации автомобильной промышленности Матиас Виссманн заявил, что согласование норм позволило бы сэкономить несколько сотен долларов при производстве одного автомобиля. То же самое касается и производителей лекарств. После соглашения им не потребуется сертификация своей новой продукции на другом континенте.
Тем не менее, во взаимных торговых отношениях имеются чувствительные и сложные вопросы, которые необходимо будет решать. Комиссар ЕС по торговле Карел де Гухт предупредил, что переговоры с американцами будут жесткими. Некоторые сферы производства, в частности, сельское хозяйство, имеют большие субсидии по обе стороны Атлантики. Однако соглашение не коснется проблемы таковых. Поэтому самым сложным вопросом на переговорах станет открытие Европой своего рынка для американской сельскохозяйственной продукции в случае соглашения о свободе торговли. На этом направлении американцы усматривают для себя "заманчивые перспективы". Торговое соглашение может получить двухпартийную поддержку Конгресса США только в случае снижения торговых барьеров и снятия запретов на экспорт американской сельскохозяйственной продукции в Европу, заранее предупреждают американцы. В среду Баррозу заявил журналистам, что проблема ограничения в Европе на потребление генетически модифицированных сельскохозяйственных культур в дискуссии с американцами будет обосновываться исключительно данными науки.
Европейцы возражают против принятого в США потребления генетически модифицированных сельскохозяйственных культур и продуктов, полученных от клонированных животных. Европейцев не устраивает, что птица на птицефабриках в США моется хлорированной водой, а животных откармливают с добавками гормона ростарактопамина. Американцы, в свою очередь, опасаются естественных бактерий из специфических французских сыров и из импортной европейской говядины.
Другим острым вопросом, который непременно встанет на переговорах, является борьба за субсидии для крупнейших соперничающих авиапроизводителей: Airbus в Европе и Boeing в Соединенных Штатах. Это самый большой и самый продолжительный спор в истории ВТО, который теперь выйдет на уровень двусторонних переговоров.
Еще один сложный фактор, который может воспрепятствовать легкости переговоров о зоне свободной торговли, сама структура ЕС, состоящего из 27 государств-членов, не гарантирующая из-за этого согласия по отдельным пунктам соглашения. Сейчас полагают, что Франции будет трудно отказаться от национального контроля за сельскохозяйственной продукцией и от системы поддержки национального кинематографа. В 1998 году именно Франция торпедировала готовящееся трансатлантическое торговое соглашения из-за опасения ущерба своему сельскому хозяйству. Французский министр торговли Николя Брико уже предупредил, что он поддержит соглашение только, если оно пойдет на пользу Франции. Глава европейской делегации на предстоящих переговорах де Гухт ответил, что он не намерен вести переговоры с руками, связанными требованиями какой-либо одной европейской страны. Однако гармонизация правил сама по себе является трудным делом на предстоящих переговорах отчасти потому, что страны-члены Европейского Союза сами еще не полностью синхронизировали свои собственные правила.
И, наконец, отметим тот факт, что ЕС и США идут на соглашение о свободной торговле после десятилетия сокращения взаимного товарооборота. Одним из факторов этого явления стало введение европейской валюты евро. Введение евро сопровождалось падением доли экспорта ЕС в США с 27% в 2002 году до 17,5% в 2011 году и доли импорта в ЕС из США с 19% в 2002 году до 16% в 2011 году. Соответственно падение доли экспорта США в ЕС составило с 21% в 2002 году до 17,5% в 2011 году и доли импорта США из ЕС с 19% в 2002 году до 16% в 2011 году (источник Erostat и US Census Bureau). Теперь европейцы в обстановке кризиса своей валюты пытаются укрепить ее позиции через обратное увеличение торгового оборота с США. Хотя, очевидно, что на "свободу торговли" самое существенное влияние будут оказывать курсы двух мировых валют. Таким образом, для создания работающей зоны свободной торговли согласованию подлежит и сфера финансов.
Многие эксперты полагают, что в случае с предполагаемым соглашением о свободе торговли между США и ЕС речь, на самом деле, идет о создании замкнутого экономического пространства. Они обеспокоены тем, что распад мира на экономические блоки, в действительности, может закончиться созданием новых препятствий на пути мировой торговли. Т. е. речь, на самом деле, в данном конкретном случае создания зоны свободной торговли ЕС-США идет не о "свободе торговли", а о новом протекционизме. Создаваемая сейчас американцами и европейцами мешанина из различных регламентов, стандартов и норм превращается в более серьезные барьеры на пути торговли, чем прежние тарифы. Существует опасность того, что, в конце концов, все закончится перенаправлением товарных потоков, а не созданием новых.
Что касается национальных интересов России, то в заключение отметим, что о проекте создания зоны свободной торговли с США европейцы заявили после того, как они полностью проигнорировали предложенный им российский проект "Большой Европы". План создания зоны свободной торговли между Россией и ЕС, представленный Европе во время визита Владимира Путина в Берлин в 2010 году, предлагал создание на Евразийском континенте огромной торговой зоны с населением в 700 миллионов человек – 500 миллионов граждан ЕС и 200 миллионов россиян, белорусов, казахов и украинцев. Тем не менее, в Европе этому российскому предложению предпочли сотрудничество на означенном направлении с США.
Дмитрий Семушин – европейский обозреватель ИА REGNUM
Источник: "REGNUM "