Южный Кавказ или Закавказье продолжает играть ключевую роль в евразийской глобальной политике России и США. О претензиях на этот регион заявляют Европа, Иран, Турция и Израиль. Поворот внимания великих держав в лице Вашингтона и Пекина в сторону Юго-Восточной Азии повысил интерес к Центральной Азии. По этой причине несколько снизилось значение Закавказья. Однако битва за Кавказ набирает обороты и на ближайшую перспективу этот важнейший перекресток коммуникаций останется в повестке дня большой политики.
В 2010–2011 годах геополитические интересы России на Южном Кавказе рассматривались в основном через призму итогов грузино-южноосетинского конфликта и «арабской весны». Сегодня имеет смысл проанализировать данный вопрос с учетом произошедших здесь во второй половине 2012 года политических событий, которые неизбежно внесут корректировки в планы великих держав в отношении Закавказья.
Уроки «арабской весны»
Уместно отметить два важных события, способных привести к новому раскладу сил влияния в регионе, и одно, на первый взгляд, не очень значимое событие, которое может повлиять на политическое будущее главы одной из южнокавказских республик.
Итак, 2 октября 2012 года на парламентских выборах Грузии победу одержала коалиция «Грузинская мечта». Сей факт наглядно демонстрирует нежелание Запада (прежде всего американского демократического правительства) связываться с Михаилом Саакашвили, который неоднократно пытался столкнуть его с Москвой. Да, в разных точках мира США, Великобритания, Франция, Германия могут конкурировать с Россией за геополитическое влияние, но воевать, к чему стремился непредсказуемый, неадекватный и авантюрный грузинский президент, с Российским государством никто не хочет.
Тем самым Запад дал понять, что не позволит третьим странам втянуть его в незапланированные проекты, да еще и с непредсказуемым концом. А с теми, кто создает для западных стран новые проблемы, попрощаются и без выходного пособия. Поэтому, как и прогнозировалось, будущее грузинского творца «революции роз» выглядит очень туманно.
Взбудоражило Закавказский регион еще одно событие, из-за которого могли начать войну между собой Армения и Азербайджан. Баку захотел одержать морально-психологическую победу над Карабахом. Для этого в конце августа 2012 года из венгерской тюрьмы был выкуплен азербайджанский офицер, который сидел там с пожизненным сроком за то, что зарубил топором спящего армянского офицера. Оба они проходили курс повышения английского языка по программе НАТО. Чтобы досадить армянам, президент Азербайджана амнистировал освобожденного, повысил в воинском звании и встретил как национального героя.
Ильхам Алиев, героизируя своего головореза в буквальном смысле этого слова, набирал политические очки, но не у всего народа и даже не у всего своего окружения. Министру иностранных дел Мамедъярову пришлось отчитываться перед мировым сообществом, что ему явно не понравилось. Наблюдатели отмечают, что в отношениях между ним и президентом страны проявляется охлаждение.
Представители малых народов Азербайджана отказались признать убийцу своим национальным героем и посчитали оскорблением героизацию человека, расправившегося со спящим. В стратегическом плане Баку допустил ошибку, отголоски которой еще долго будут преследовать инициаторов этой авантюры. В итоге в глазах международного сообщества имидж страны испорчен, а процесс сплочения народа провалился.
Армении удалось привлечь внимание всего мира к этому событию и потребовать осуждения азербайджанских действий. Но самое главное – на конкретном примере было наглядно продемонстрировано, почему Карабах не может находиться в составе Азербайджана. Никто так не мог помочь армянам в данном вопросе, как сам азербайджанский президент.
В ответ на этот негуманный акт Ильхама Алиева президент Армении Серж Саргсян внес в Национальное собрание вопрос о признании независимости Нагорного Карабаха. Баку пригрозил начать войну.
Южный Кавказ буквально висел на волоске от большого кровопролития. Лишь осуждение России, США, Германии и других держав действий азербайджанского лидера остановило или отложило надвигающийся коллапс. Сей необдуманный и неадекватный шаг Баку может поставить алиевское будущее под большой вопрос. Опыт последних лет показал, что Запад стремится освободиться от таких непредсказуемых лидеров, как Саакашвили и Алиев.
Однако самое значимое событие в этом регионе – уход России из Азербайджана. С 11 декабря 2012 года Москва прекратила эксплуатацию Габалинской радиолокационной станции, размещенной на азербайджанской территории. Алиеву, которого до определенного времени защищал Кремль, теперь придется надеяться только на Израиль. Как уже отмечалось, российское присутствие в Закавказье – гарант мира и спокойствия. Тбилиси отказался от мира и потерял навсегда Абхазию и Южную Осетию. Теперь такую же позицию занял Баку – вероятно, Нагорный Карабах не последняя потеря для него.
Можно предположить, что 2013 год станет переломным для Южного Кавказа. Хотелось бы, чтобы события развивались по бескровному сценарию, даже несмотря на роковые поступки некоторых лидеров этого региона. Рассмотрим факторы, способные повлиять на ход событий в Грузии, Армении и Азербайджане, – отношения с соседями, а также властей с оппозицией, национальными и религиозными меньшинствами.
Грузинская мечта
После победы на парламентских выборах в Грузии избирательного блока «Грузинская мечта» произошел ряд серьезнейших изменений в политической жизни страны. Тбилиси вектор внешней политики изменил с направления восток-запад на север-юг. Начался процесс нормализации отношений с Россией.
Премьер-министр Бидзина Иванишвили недвусмысленно заявил о нецелесообразности дальнейшего строительства железной дороги Баку – Тбилиси – Карс и выступил за возобновление железнодорожного сообщения с Россией. Очевидно, что в этом вопросе интересы Москвы и Вашингтона совпадают, так как они не заинтересованы в утрате независимости Грузией, влияние Турции на которую уже за гранью дозволенного.
Новое правительство освободило из тюрем политзаключенных, которых Саакашвили ложными обвинениями, в основном за шпионаж, заточил в тюремные камеры. У национальных меньшинств появилась надежда, что процесс грузинизации остановится. За время правления Мишико не только у них, но и у самих грузин появилось много вопросов к действиям властей. Исход населения из страны – тому яркое свидетельство.
Армянский флюгер
18 февраля текущего года в Армении состоятся президентские выборы. Безусловно, переизберется начавший политический дрейф в сторону Запада Серж Саргсян. Армянский истеблишмент ищет второй эшелон защиты у НАТО на случай отказа России выполнить свои союзнические обязательства в возможном военном конфликте с Азербайджаном. Такая суета говорит о неуверенности окружения действующего президента в своей политической устойчивости.
Несмотря на ожидаемую победу на выборах, над армянским лидером сгущаются тучи. И если не суждено Ильхаму Алиеву остаться у власти, то, вероятно, и Сержу Саргсяну придется уйти по договоренности между Вашингтоном и Москвой.
Оппозиция в Армении раздроблена и деморализована. Возглавляющий ее Левон Тер-Петросян благополучно довел противников действующей власти до полного краха, отказавшись выдвинуть свою кандидатуру на пост президента страны. Разброд и шатания царят в рядах оппозиции, руководители которой утратили доверие народа. Но общество ждет прихода нового, харизматичного, незапятнанного лидера с нестандартными подходами и безупречной репутацией.
Единственная гордость страны – это ее армия: сильная, боеспособная и народная. Союзнические традиции армянских вооруженных сил тесно связаны с российскими и пока пророссийские настроения в их рядах доминируют. Однако прозападные взгляды с каждым годом охватывают все больше военнослужащих и общественных деятелей.
В Армении проживают немногочисленные представители национальных меньшинств. По сообщению европейских экспертов, в республике 11 этническим группам власти ежегодно предоставляют девять миллионов драмов (около 25 тысяч долларов). Эти финансовые средства поровну распределяются между всеми. В результате езиды – самый многочисленный нетитульный этнос (около 40 тысяч) и греки, имеющие на порядок меньшую численность, получают от государства одинаковую сумму – 818 тысяч драмов. 29 сентября 2012 года в жизни езидов Армении произошло знаменательное историческое событие. В Армавирском районе торжественно был открыт езидский храм Зиарат – первый, построенный за пределами исконной родины этого этноса.
Азербайджанская ловушка
В Азербайджане сосредоточены все противоречия великих держав. Этим объясняется повышенная активность здесь спецслужб Турции, Ирана, Израиля и блока НАТО. Израильтяне лихорадочно вербуют татов-иудеев, Тегеран и Анкара – татов-мусульман, Россия и Армения опираются на татов-христиан.
Баку увлекся привлечением на службу дагестанских и чеченских наемников, поскольку не верит в способности собственной армии. Объединяются лезгиноязычные народы, возрождаются талыши, сплачивается оппозиция. Одним словом, республика к чему-то готовится, по словам ее президента – к войне. Только непонятно, к какой: внешней или гражданской?
Выборы в Азербайджане пройдут 16 октября 2013 года. Этот год будет тяжелым для страны, в которой ярко проявляются линии напряженности, отметившиеся в последние десятилетия.
Рассмотрим некоторые из них: лезгино-аварскую, талышскую, оппозиционную и карабахскую.
Баку был сильно раздражен проведением 18 июня 2012 года в Москве лезгино-аварской международной конференции «Проблемы лезгинского и аварского народов, разделенных госграницей между Российской Федерацией и Азербайджанской Республикой, и пути их решения». В ходе мероприятия представители национальных меньшинств Азербайджана рассказали о своих накопившихся проблемах, замалчиваемых Баку. Лезгины, рутульцы, аварцы и талыши потеряли надежду на то, что Алиев услышит их голос, и обратились за помощью к президенту России. В Южном Дагестане возрождается лезгинское патриотическое объединение «Садвал». Все эти факторы подтверждают намерения этих народов отстаивать свои права не только декларациями.
В России осознают, что Азербайджан переходит под американо-израильский контроль и предоставляет свою территорию для размещения вооруженных сил этих стран. По неофициальным данным, американцы из Афганистана перебрасывают часть своих войск в республику. Поэтому Москве придется принимать ряд адекватных мер по защите своих национальных и геополитических интересов у южных границ. Исторической необходимостью становится российское покровительство национальных меньшинств Азербайджана: лезгиноязычных народов, аварцев и талышей. Если лет десять назад им было бы достаточно статуса автономии, то сегодня данные этносы вряд ли удовлетворятся этим.
Талышский народ особо надеется на Москву, так как Баку ведет активную ассимиляционную политику, а Тегеран на передний план выдвигает ислам. Для этноса важна талышская идентификация и в этом вопросе Россия рассматривается им в качестве гаранта безопасности их этнической сущности. Талыши надеются, что Москва выполнит свое историческое обязательство – не передать эти народы и территории третьей стороне.
Согласно 5-й статье Туркманчайского мирного договора 1828 года персидский престол признал, что «…все земли и все острова, лежащие между пограничною чертою вышеозначенною и между хребтом Кавказских гор и Каспийским морем, равно как и все кочующие и другие народы, в тех странах обитающие, принадлежат на вечные времена Российской империи».
Этнос претендует на свои исконные территории – семь районов юго-восточного Азербайджана.
Как и предполагалось, оппозиционный «Форум интеллигенции Азербайджана» стал серьезным конкурентом клану Алиевых. Костяк форума вошел в организацию под названием «Третья сила». Один из ее лидеров – кинодраматург Рустам Ибрагимбеков заявил, что планируется создание новой структуры – Национальный совет, который объединит все демократические и прогрессивные силы. В случае успеха оппозиции на предстоящих выборах единый кандидат останется во главе государства на краткий, переходный период – один-два года. После осуществления необходимых реформ и избрания нового парламента должны состояться новые президентские выборы на основе международных демократических стандартов. Борьба за власть в республике предстоит тяжелая, но оппозиция уверена в победе.
Еще один переполох в администрации президента Азербайджана вызвало создание новой организации «Союз азербайджанских организаций России», названной в Баку «проектом Кремля». Азербайджанское общество озабочено продвижением в структуры командного состава МВД иракских курдов, которых усиленно перевозят из Киркука. Население республики воспринимает подобные действия как подготовку властей к уличным протестам. Вероятно, у режима появились сомнения в способности полицейских применить силу против собственного народа.
После выдавливания России из Габалы и отказа Грузии от строительства железной дороги Карс – Тбилиси – Баку складывается ситуация попадания Азербайджана в геополитическую ловушку. Теперь он со всех сторон прижат к Каспию.
Очевидно, Азербайджан осознал свое поражение на Карабахском фронте и потерял всякую надежду вернуть эту республику. Наверное, понимание и осознание неприятного факта вынудило Баку попрощаться с Москвой. Вероятно, Израиль и США обещали Алиеву отдать северный Иран, если он поможет им во время возможного военного конфликта с Тегераном. Этот регион Баку считает своей исторической территорией, чем и объясняется передача военных аэродромов Израилю.
У Азербайджана испорчены отношения с Туркменистаном и Ираном из-за нефтяного месторождения «Кяпяз», которое Ашхабад называет «Сардар», а Тегеран – «Сардар Джангал». Фактически Баку поругался со всеми своими соседями из-за необоснованных территориальных претензий и недружественной политики по отношению к ним.
Таким образом, вражда с региональными странами, столкновения интересов великих держав, бескомпромиссная внутриклановая борьба, притеснение титульных народов и оппозиции могут просто разорвать Азербайджан на несколько частей. Так что можно констатировать: Южный Кавказ, возможно, уже в текущем году ждут геополитические перемены.
Источник: "ВПК"