В оглавление «Розы Мiра» Д.Л.Андреева
Το Ροδον του Κοσμου
Главная страница
Фонд
Кратко о религиозной и философской концепции
Основа: Труды Д.Андреева
Биографические материалы
Исследовательские и популярные работы
Вопросы/комментарии
Лента: Политика
Лента: Религия
Лента: Общество
Темы лент
Библиотека
Музыка
Видеоматериалы
Фото-галерея
Живопись
Ссылки

Лента: Политика

  << Пред   След >>

Перспективы и последствия военного присутствия Индии в Средней Азии

Несмотря на недавние активные интеграционные и договорные процессы, Индия и Китай продолжают оставаться принципиальными геополитическими соперниками. В любом случае, их противоречия в Тибете, Пакистане, Мьянме, на Вьетнамском шельфе и на основных транспортных морских путях в Индийском океане вряд ли разрешатся в близкой перспективе.

В то же время последние два года кристаллизуется новая точка не только экономического (в виде борьбы за ресурсы), но и военного противостояния Пекина и Нью-Дели, которую Китай просто не может игнорировать.

Индия стучится в двери Средней Азии.

Еще одна страна-тяжеловес во все более неспокойном и важном для безопасности России регионе.

В декабре 2011 года независимый вашингтонский журналист, специализирующийся на освещении проблем безопасности в Центральной Азии, на Кавказе и Ближнем Востоке Джошуа Кучера, опубликовал, хотя и не занявший первые строчки новостных лент, но крайне любопытный и достойный более пристального внимания репортаж, текст которого приведу полностью:

Таджикистан:"Индия разместила вертолеты и истребители на базе «Айни»"

"По сообщению индийского журналиста, Индия негласно в сотрудничестве с Россией использует авиабазу "Айни" в Таджикистане, на которой базируется целый парк вертолетов и истребителей. Хотя правительство Таджикистана и заверяло, что не пустит на базу никого, кроме России, Саурав Джха (Saurav Jha), пишущий для издания World Politics Review, утверждает, что на самом деле происходит обратное:

"Однако индийский чиновник, имеющий непосредственное отношение к реконструкции аэродрома, рассказал World Politics Review, что на базу, находящуюся под совместным индийско-таджикским контролем, в настоящее время уже перебазировался контингент индийских ВВС, включая парк индийских вертолетов Ми-17 и арендуемых российских истребителей. Российская техника будет эксплуатироваться российскими подрядчиками, образуя тем самым "своего рода совместный контроль над этими объектами". Эти заявления вторят недавним сообщениям о переговорах между тремя сторонами о совместном использовании базы".

Джха также высказывает несколько соображений на тему о том, почему все делается тишком -- чтобы не раздражать Китай и Пакистан:

"Индия потратила почти 70 млн. долларов, включая стоимость оборудования, которые пошли на полное обновление покрытия и расширение взлетно-посадочной полосы "Айни", организацию авиадиспетчерской службы, огораживание периметра и оборудование трех укрепленных убежищ. Все это, как подтвердил индийский чиновник, предусмотрено для поддержки операций реактивных истребителей. Именно этим и может объясняться нежелание Таджикистана давать официальные разъяснения относительно статуса базы. Помимо того, что "Айни" предоставит Индии возможность приглядывать за территорией северного Афганистана после ухода оттуда войск НАТО, индийские истребители также смогут охватить территорию северного Пакистана и западного Китая – районы, имеющими пробелы в системе противовоздушной обороны. Возможно, таджикские власти стараются не акцентировать своей причастности к деятельности базы, щадя чувства Пекина и Исламабада."
Все это звучит вполне правдоподобно и согласуется с тем, на что намекал во время своего октябрьского визита в Душанбе министр обороны Индии А.К. Энтони:

"Индия, Таджикистан и Россия ведут переговоры о совместном использовании авиабазы "Айни" под столицей Таджикистана Душанбе, которая приобретет стратегическое значение после вывода американских войск из Афганистана, сообщают источники…"

На вопрос, является ли Индия партнером по использованию базы, Энтони лишь назвал "Айни" лучшей авиабазой во всей Центральной Азии.

Любопытно, что ничего не упоминается о том, о чем же все-таки удалось договориться во время последующего визита Энтони в Узбекистан и Казахстан, а также о недавно озвученном интересе Индии к другой авиабазе в Таджикистане, "Фархор", близ афганской границы. Интрига закручивается все туже…"


И вот по прошествии года еще одна новость о планах военного сотрудничества Индии с другой среднеазиатской страной и участником ОДКБ – Кыргызстаном.

"Руководство Киргизии готово рассмотреть предложение Индии по аренде торпедного полигона на озере Иссык-Куль "

Власти Киргизии согласны рассмотреть предложение индийских военных об аренде торпедного полигона на Иссык-Куле, если соответствующий запрос поступит в кабмин официально. Об этом на пресс-конференции по итогам 100 дней работы правительства КР заявил его глава Жанторо Сатыбалдиев.

- Киргизия может рассмотреть предложение Индии по аренде полигона на Иссык-Куле для испытания торпед, – отметил премьер. – Официально подобных запросов в правительство пока направлено не было, однако если запрос поступит, мы его рассмотрим.

Напомним, несколькими днями ранее портал News-Asia сообщал о том, что полигон, расположенный на Иссык-Куле и предназначенный для испытаний различных видов торпед, может перейти в руки Индии на ближайшее десятилетие. Заинтересованность в этом индийские военно-морские силы высказывали неоднократно. В 2011 году на озере индийским военным были продемонстрированы противокорабельные торпеды, которыми заинтересовался в официальном Нью-Дели. В этот же период индийская сторона предложила Киргизии модернизировать водный объект, так сказать, для «укрепления своего подводного потенциала», тем более что полигон считается одним из лучших в мире для подобного рода испытаний. Более того, на объекте в свое время побывал министр обороны Индии Энтони, дабы оценить масштабы инвестиционных вливаний и договориться о совместном развитии полигона. Намерения Индии нам подтвердил и официальный источник в посольстве страны. Сама же администрация диппредставительства попыталась опровергнуть информацию и заставить редакцию раскрыть свои источники, однако официального опровержения посольство Индии так и не распространило.


Построенный в советское время объект до настоящего времени использовался российскими войсками в качестве военного полигона для испытания торпедных двигателей и систем наведения. Проверку на Иссык-Куле проходят скоростные подводные торпеды «Шквал», произведенные в Киргизии на заводе «Дастан», за который год назад разгорелась нешуточная борьба между Россией и инвесторами из Турции и Индии. После тестов «Шквал» поставляется на вооружение все в те же Россию и Индию, однако большая часть идет на экспорт ко вторым (порядка 70 процентов производимой продукции).

Эксперты оценивают перспективы как вполне осуществимые, тем более, что аренда полигона Индией не пойдет вразрез с интересами России в регионе, а также не помешает развитию российско-индийских отношений, скорее даже наоборот.

"Общеизвестно, что Россия занимается поставками подводных лодок для Индии, и в этой сфере страны являются партнерами, – поясняет ситуацию эксперт по вопросам безопасности, политолог Токтогул Какчекеев. – Калибр производимых в Киргизии торпед соответствует нормам, используемым Россией и Индией, поэтому и перспективы взаимосвязаны между собой. Не исключено, что вопрос аренды полигона на Иссык-Куле решался именно с подачи Российской Федерации, однако однозначно утверждать этого не могу. Вспомните, что Москва не поднимала вопрос об аренде испытательного полигона во время обсуждения военных вопросов. Логично, что Индия заговорила об аренде: зачем ей испытывать торпеды где-то удаленно, когда это можно делать непосредственной близ завода изготовителя?"

Подведем итоги:

1) Если использование Индией авиационных баз в Таджикистане еще можно попытаться (пусть и не очень убедительно) объяснить Китаю потребностями сдерживания Пакистана, то полигон на Иссык-куле, предназначен исключительно для потребностей ВМФ Индии, главным потенциальным стратегическом противником которых определен именно Китай.

2) Приписываемые Индии намерения по существенному усилению военного присутствия в странах Средней Азии, на деле воплощаются относительно вяло и более носят все же декларативный характер.
Но, в любом случае, предположительная цель этих шагов очевидна. Они нежелательны и даже враждебны Китаю и могут в большей или меньшей мере побудить Пекин дополнительно отвлечь свое внимание на Среднюю Азию, в ущерб решению проблем противостояния КНР США и их союзникам в АТР и на морских путях поставок.

3) В обоих случаях иностранные и отечественные журналисты высказывают предположения, что именно Россия, заинтересована и поощряет создание и укрепление военного присутствия Индии в среднеазиатских странах ОДКБ. Присутствия, крайне тревожного и неприятного для Китая, имеющего собственные давние стратегические интересы в регионе.

Это самое важное из изложенного – то, что СМИ уже "определяют" Москву главным сторонником и вдохновителем (пока еще достаточно робкого) "среднеазиатского похода" Индии, тем самым противопоставляя такую позицию России существующим амбициозным региональным проектам Китая в СА.

Таким образом, в случае если Кремль на самом деле не возражает против военного присутствия Индии в странах ОДКБ, важно, просчитав возможные ответные шаги Китая, заранее определиться с пределами поддержки Дели, пересечение которых для поддержания нормальных российско-китайских отношений нежелательно или недопустимо.

Но нельзя исключить и того, что как сам факт, так и уровень "поддержки Россией индийских военных планов в среднеазиатском регионе", сознательно искажаются и преувеличиваются противниками страны через статьи журналистов.

Тогда на подобные публикации следует реагировать как на элемент информационной атаки, имеющей целью столкнуть Москву и Пекин в Средней Азии накануне ожидаемого ухудшения ситуации в соседнем Афганистане после завершения запланированного на 2014 год вывода из страны сил ISAF.

В любом случае, считаю, что России следует уже сейчас, не откладывая на завтра, в вопросе индийского военного присутствия в странах ОДКБ четко сформулировать и обозначить такую собственную позицию, которая исключит любые двойные толкования и спекуляции.

Тем более, что слишком много геополитических интересов ключевых стран мира сегодня все теснее переплетаются вокруг Афганистана и Средней Азии, создавая вызовы региональной безопасности, которые придется решать в том числе и России в рамках ОДКБ. И трения, а тем более противостояние с Китаем в этой ситуации для России будут крайне нежелательными.


Источник: "etoruskiy "




Комментарий автора

Мой вариант, который не опубликовал в статье из-за того, что обоснований его фактами нет:

Индию в СА попросили войти США, убедив Дели, что базы будут полезны и необходимы для защиты будущего газопровода ТАПИ. Индия может действовать исключительно из меркантильных соображений защиты и гарантирования наполнения туркменским газом ТАПИ. Ее главные военные интересы – Пакистан и Индийский океан.

Газопровода еще нет, потому Индия и не спешит с усилением своего присутствия в СА. А в это время СМИ (США и Англии) потихоньку накручивают Китай, что недружественные китайцам Индусы "угрожают сырьевым интересам Поднебесной в СА", а "двуличная Россия индусов поддерживает".

Типичное для англо-саксов разделяй и властвуй, сначала обманув всех.

 Тематики 
  1. Центральная Азия   (51)
  2. Энергополитика   (222)
  3. Россия   (1236)
  4. Индия   (285)
  5. Китай   (650)