БРИКС имеет ряд характеристик, согласно которым данный альянс является многоуровневым и многооперационным. Основная точка зрения – что это, в первую очередь, экономическая организация, за последние годы приросла новыми векторами. Также считается, что организация является той платформой, на которой ее члены могут решать свои вопросы, связанные с международной системой. Раздавались голоса и о том, что создание БРИКС являлось результатом глобализации, которая не должна обязательно проходить в исключительно американском стиле.
В геополитическом контексте БРИКС рассматривается как альтернатива евроатлантическому сообществу, которая подразумевает совершенно иные методы работы с развивающимися странами. Говорится и о создании стратегической сети в развивающемся мире. К БРИКС нередко добавляют альянс IBSA (Индия, Бразилия, Южная Африка), а также Шанхайскую Организацию Сотрудничества (ШОС).
И если еще несколько лет назад говорилось, что Россия, как и страны БРИК не смогут конкурировать с США и Западным сообществом, то сейчас тон начинает изменяться.
"Многополярный мир" – это отдаленное будущее, а США, несмотря на все сложности, остаются единственной сверхдержавой и будет ею еще двадцать лет как минимум. – отмечал в середине 2008 г. Директор программ по России и Китаю Центра Европейских Реформ Бобо Ло [1], комментируя возможности блока БРИК.
Джозеф Най младший был уверен, что этот проект не станет такой серьезной политической организацией, которой являются классические ведущие государства[2] .
Несмотря на то, что западные СМИ отрицают возможность тесного взаимодействия между странами БРИКС, как из-за противоречий между Индией и Китаем, так из-за различия в политических и социальных системах, организация показала свою жизнеспособность и прогресс во взаимоотношениях. Кроме того, помимо двух совместных заявлений, озвученных в 2009 и 2010 гг., которые отражали концептуальную доктрину блока, следующие декларации (Санья-2011 и Дели-2012) четко продемонстрировали намерения группы проводить свою экспансию в глобальную политику.
Всемирный Банк (ВБ) в 2009 г. практически признал появление многополярной международной монетарной системы, что произошло благодаря трансформационным процессам, запущенным странами БРИК[3]. Как указано в докладе, «вместе с зоной евро БРИК является источником давления на международную монетарную систему, что приводит к сдвигам в глобальных экономических отношениях. Глобальная структура управления, определяемая доминирующей позицией США, ее либерализмом и поддержкой многосторонности, сейчас подвержена серьезным изменениям, так как распределение власти смещается к многополярности»[4].
Следует отметить, что термин "многосторонний" был взят на вооружение администрацией Обамы для определения нового миропорядка. По выражению госсекретаря США Хиллари Клинтон он подразумевал наличие коалиции стран, которые под патронатом США будут соуправлять мировыми делами. По сути, эта такая же форма доминирования и гегемонии Вашингтона, какая была раньше, только с большей ответственностью других государств.
Термин многополярность имеет совершенно другое значение. В международных отношениях полюс подразумевает военные, политические и цивилизационные альянсы государств, которые находятся в состоянии взаимного баланса и сдерживания.
Если рассматривать экономическую составляющую БРИКС, то, несмотря на то, что некоторые страны не имеют общих границ, этот блок поступательно бросает вызов единственной модели, привязанной к доллару США.
В отношении международной финансовой структуры уже давно высказывались критические замечания за ее несбалансированность и отсутствие координации. Неолиберальную финансовую систему в целом критиковали уже на протяжении многих десятилетий. В частности, около 30 лет назад Макс Корден назвал ее «несистемой» за ее несбалансированность и отсутствие координации[5]. Данная «несистема» вращается вокруг доллара, которые не обеспечен ни товарами, ни золотым запасом. Поэтому желание упорядочить сложную сеть финансовых, ресурсных, товарных и сервисных потоков вполне естественно для новых эмерджентных государств, учитывая, что Китай является второй по величине экономикой мира.
Согласно показателям Китай, Бразилия, Индия и Россия занимают второе, седьмое, девятое и одиннадцатое места в мировой экономике. И их коллективное влияние на мировую динамику имеет беспрецедентный характер в современной экономической истории, хотя она все еще строится на парадигме разделения на развитые и развивающиеся страны.
Согласно статистике ВБ страны БРИКС составляют 53% глобального ВВП в размере 7250 млрд долл. за период 2007-2010 гг. США за тот же период имели всего 592 млрд долл. При этом на ближайшие годы ЕС и Япония не ожидают улучшения своих показателей.
Не случайно британское издание "Гуардиан" во время проведения последнего саммита организации в Нью-Дели отмечало, что "БРИКС занимается созданием новой глобальной архитектуры... А на международном уровне Россия, Бразилия и Индия добиваются установления многополярной международной системы, где они являются основными акторами"[6] . Хотя некоторые считают, что Китай выстраивает новую двуполярную систему, это не соответствует действительности. Именно в КНР еще в 70-х гг. прошлого столетия начала разрабатываться доктрина многополярности (duojihua).
БРИКС влияет не только на экономический, финансовый и промышленный сектор, но также и на геостратегический и, в конце концов, на международный легальный порядок. Расположение стран создает диагональную ось из Северного Полушария (Евразия) к югу Западного Полушария (Индо-Латинская Америка), которая имеет в себе три ядра – евразийский полюс (Россия, Китай, Индия), Южную Африку и Бразилию[7] .
Предыдущие прецеденты показывают, что страны альянса будут выстраивать повестку дня по влиянию на глобальные международные дела поступательно, шаг за шагом.
Если ранее, на саммите БРИКС в 2011 г. в Китае говорилось о необходимости укрепления финансового сотрудничества посредством Банка Развития БРИКС, то весной 2012 г. во время проведения саммита Большой Двадцатки в Мехико министры финансов стран БРИКС пришли к соглашению о создании многостороннего (multilateral) банка, который бы финансировал проекты непосредственно в этих странах[8]
Пока еще БРИКС занимается координацией экономических интересов и не является политической и военно-политической силой как НАТО. Это частично объясняет разные позиции стран по поводу конфликта в Сирии и других вопросов. Но, как считает доктор Джаганнат Пада из Института оборонных исследований и анализа (Нью-Дели), «политически члены организации могут и не быть объединены, имея различные системы и внутреннюю политику. Однако мощная унифицированная позиция БРИКС может заставить США подумать дважды, прежде чем действовать в одностороннем порядке и принуждать Вашингтон работать в рамках дипломатических процедур и диалога»[9].
Эксперты также отмечают, что консолидация и активные действия БРИКС связаны не только с желанием выйти из долларовой системы США, которую они вынуждены волей-неволей поддерживать, но также и осуществить защиту своих интересов. Например, Россия и Индия не допустили проведения медицинских и социальных реформ по шаблонам ВБ (так называемые программы структурного регулирования), в том числе воспротивились монополизации ряда жизненно важных отраслей транснациональными корпорациями. При этом под сомнение ставится не только "Вашингтонский консенсус", но и действия Белого дома, что, в конце концов, приводит к эрозии "мягкой силы" США[10].
Во-первых, страны БРИКС переходят на взаиморасчеты в своей валюте, избегая оплаты в долларах США. Это не только ослабляет значение мировой резервной валюты, но и повышает доверие между участниками блока. Во-вторых, анонсирование о создании в ближайшем будущем банка БРИКС также является серьезным шагом по развитию многополярности. Фонд нового банка будет больше, чем суммарный ВВП примерно 150 стран (конечно же, имеются в виду страны, не относящиеся к сверхдержавам или региональным геополитическим центрам). Кроме того, страны БРИКС, создав новый банк, намереваются повлиять и на политику МВФ, где сейчас их взносы составляют примерно 11% (и квота голосования соответствующая).
Новый банк БРИКС однозначно сможет изменить финансово-политический ландшафт во многих регионах, так как ВБ и Европейский Банк Реконструкции и Развития (ЕБРР) обычно навязывает политические условия вместе с займами. Предполагается, что банк БРИКС будет работать с будущими реципиентами без подобных условий и производить инвестиции в области, где ВБ не работает, так как его экологические стандарты не подходят для реализации проектов типа строительства дамб, атомных станций и производства биотоплива.
Есть предположения, что банк БРИКС может начать кооперацию с инициативой Chiang Mai, созданный блоком АСЕАН + 3 (страны Юго-Восточной Азии, Китай, Япония и Южная Корея). Показательно, что в 2012 году размеры данного фонда достигли 240 млрд долл., что составляет примерно ту же сумму, что запланирована и для банка БРИКС [11]. Остается определиться с расчетной единицей банка либо создать корзину, которая будет привязана к резервным валютам или валютам стран БРИКС.
Данное перебалансирование финансовых и инвестиционных потоков может привести и к серьезным политическим сдвигам, так как будут представлять альянс и каждую страну в отдельности в более выгодном свете, чем западное сообщество, критикуемое за неоимпериалистический подход в отношении развивающихся стран. Руководству стран БРИКС уже необходимо выработать адекватную стратегию для работы со странами-реципиентами, так как некоторые эксперты из стран Третьего мира начинают высказывать предположения, что новый банк будет действовать суб-империалистическими методами[12]. В частности, обвинялась экспансионистская политика Бразилии в отношении других стран Латинской Америки и Африки, направленная на расширение рынков.
Что касается последней супердержавы, то некоторые авторы высказывают подозрения, что Вашингтон может не согласиться на видное место в будущей конструкции многополярного мира. И вместе с проблемами добычи природных ресурсов, изменения климата, распространением бедности, США могут прибегнуть к глобальной военной агрессии для поддержания своего доминирующего положения, что, возможно, даже приведет к третьей мировой войне[13].
Как сдерживающий механизм для такого сценария у стран БРИКС не остается другого выхода, как создавать свою модель глобальной безопасности, основанной на принципах уважения интересов других суверенных государств и невмешательства во внутренние дела.
Этот проект возможен при достаточно глубокой институциализации ряда механизмов дипломатического характера, в том числе в отношении оказания взаимопомощи и применения военной силы. Опыт работы стран, входящих в БРИКС, в других альянсах, которые носят преимущественно военно-политический характер, может существенно помочь выработать доктрину межрегиональной безопасности и зон ответственности БРИКС в мире.
Леонид Савин
Источник: "Геополитика "
[1] Lo, Bobo. Russia and the multipolar myth. Friday, July 04, 2008. http://centreforeuropeanreform.blogspot.ru/2008/07/russia-and-multipolar-myth.html
[2] Debate: BRIC. 2010-06-07. http://www.chinadaily.com.cn/cndy/2010-06/07/content_9940523.htm
[3] Dailami M., Masson P. The New Multi-polar International Monetary System. Policy Research Working Paper 5147. The world Bank Development Project Group. December 2009. http://www-wds.worldbank.org/external/default/WDSContentServer/IW3P/IB/2009/12/03/000158349_20091203160509/Rendered/PDF/WPS5147.pdf
[4] Ibidem. P.4
[5] Max Corden, “The Logic of the International Monetary Non-System” in Fritz Machlup, Gerhard Fels, and Hubertus Muller-Groeling, eds., Reflections on the Troubled World Economy: Essays in Honour of Herbert Giersch. London: Macmillan, 1983, pp. 59-74
[6] Tisdall S. Can the Brics create a new world order? The Guardian, Thursday 29 March 2012. http://www.guardian.co.uk/commentisfree/2012/mar/29/brics-new-world-order
[7] Graziani, T. The BRICs and the Construction of the Multipolar System. March 06, 2012. http://wpfdc.org/politics/866-the-brics-and-the-construction-of-the-multipolar-system
[8] Bhadrakumar M. BRICS flame continues to shine. March 6th, 2012. http://indepthafrica.com/brics-flame-continues-to-shine/
[9] Jagannath P. Panda. The charming effect on global politics. April 9, 2012. http://rbth.ru/articles/2012/04/09/the_charming_effect_on_global_politics_15273.html
[10] Horn, Leo. Rise of the BRICs – shift to a multipolar world. June 16, 2009. http://www.globaldashboard.org/2009/06/16/10116/
[11] Sharma R. BRICS: The World’s New Banker? The Diplomat. November 27, 2012 http://thediplomat.com/indian-decade/2012/11/27/brics-the-worlds-new-banker/
[12] Bond P. BRICS bloc’s rising ‘sub-imperialism’.// Pambazukа, 2012-11-29, Issue 608 http://pambazuka.org/en/category/features/85609
[13] Smith J. BRIC Becomes BRICS: Changes on the Geopolitical Chessboard.// Foreign Policy, January 21, 2011. http://www.foreignpolicyjournal.com/2011/01/21/bric-becomes-brics-changes-on-the-geopolitical-chessboard/2/