В оглавление «Розы Мiра» Д.Л.Андреева
Το Ροδον του Κοσμου
Главная страница
Фонд
Кратко о религиозной и философской концепции
Основа: Труды Д.Андреева
Биографические материалы
Исследовательские и популярные работы
Вопросы/комментарии
Лента: Политика
Лента: Религия
Лента: Общество
Темы лент
Библиотека
Музыка
Видеоматериалы
Фото-галерея
Живопись
Ссылки

Лента: Политика

  << Пред   След >>

Китайская модель разрушает гегемонию «общечеловеческих ценностей» ("Жэньминь жибао", Китай)

Исторически мечтой западной цивилизации было торжество общечеловеческих ценностей в их западном понимании, мечтой китайской цивилизации — «великое единение» Да Тун. В нашу эпоху мир нуждается в китайских ценностях, потому что именно в них общечеловеческие ценности нашли свое полное выражение.

Давно ли это случилось — не ясно, но мы уже привыкли к тому, что говоря «общечеловеческие ценности», подразумеваем «западные ценности», и это считается само собой разумеющимся. То же самое произошло и с понятием «цивилизованности». Просвещенные западные страны сделали это слово своим девизом, присвоили его себе и таким образом монополизировали право на культуру. Именно поэтому мы и говорим сейчас о варварах, ворвавшихся в цивилизованный Рим. И сегодня слова «современный» и «имеющий всеобщую ценность» являются для просвещенных европейцев синонимами.

Когда почетный титул светила цивилизованности перешел от Европы к Америке, господство западных ценностей стало практически абсолютным. «Американский» и «западный» превратились во взаимозаменяемые понятия, а сами американцы стали непререкаемыми авторитетами в вопросе выбора модели развития, объявив, по сути, что американская либерально-капиталистическая модель — венец истории.

Но возникшие недавно новые экономические державы и в особенности, Китай, ставший наиболее характерным представителем этой группы стран, нанесли тяжелый удар по универсальным западным ценностям, что привело к появлению различных «теорий желтой угрозы».

Первый вариант: развитие Китая скоро остановится, потому что Китаю недостает основных европейских ценностей. Именно поэтому надо беспокоиться о том, как в КНР обстоят дела с правами человека и демократией, и надеяться, что в ходе контактов с цивилизованными странами удастся экспортировать в Китай зачатки общечеловеческих ценностей, которые позднее превратятся в стройную систему.

Второй вариант: у Китая есть своя система ценностей, но она не может быть общечеловеческой. Более того, Китай отрицает существование универсальных ценностей. Исходя из этого, Китай — враг общечеловеческой морали.

Третий вариант: у Китая – свой взгляд на общечеловеческие ценности, не уступающий западному и воплощенный в «китайской модели». Эта модель — угроза владычеству европейских идей, и Китай активно продвигает ее. Поэтому европейцы волнуются, как им жить, если китайское представление об общемировых ценностях распространится на весь мир.

В условиях, когда у Запада есть непререкаемый авторитет в вопросах, касающихся универсальных ценностей, Китай оказывается в ловушке тройного парадокса: неважно, есть у Китая свои ценности или нет, неважно, как он относится к «общечеловеческим ценностям», все равно он будет считаться угрозой для Запада.

Хотя древнекитайские мыслители и говорили о «мире под Небесами», в действительности они представляли собой систему ценностей, распространяющуюся лишь на Восточную Азию, западные «общечеловеческие ценности» — всего лишь преломление универсальных ценностей в призме западной культуры. Существующие сейчас «общечеловеческие ценности» — продукт западной цивилизации, имеющей здесь преимущество первенства. Но сейчас это первенство тормозит Китай в его морально-этическом росте.

Для Китая единственным способом искоренить парадокс «желтой угрозы» остается реглобализация. Современная глобализация — это, по сути, распространение на весь мир западного строя, западной духовной и материальной культуры. А нам нужна глобализация иного порядка, глобализация системы ценностей, которая будет в рамках всего мира равно уважать и выражать все существующие культуры, подходы и модели развития, полностью отражать все многообразие и богатство различных цивилизаций.

Исторически мечтой западной цивилизации было торжество общечеловеческих ценностей в их западном понимании, мечтой китайской цивилизации — «великое единение» Да Тун. В нашу эпоху мир нуждается в китайских ценностях, потому что именно в них общечеловеческие ценности нашли полное свое выражение.

В современную эпоху прозападные «общечеловеческие ценности» заковали мир в оковы, а западная цивилизация стала сводить на нет культурное многообразие Земли. Однако европейские интеллектуалы осознали, что западная культура уже не может справиться с вечными изменениями мира или даже просто предложить эффективный способ выхода из долгового кризиса. Они стали наперебой возлагать свои надежды на китайскую цивилизацию, надеясь, что она сможет проложить какой-то новый, отличный от западного, путь в будущее. Иными словами, мир нуждается в китайской мечте. И для нас это неиссякаемый источник сил и уверенности в том, что выбранные нами теория и строй — правильные, и что мы идем правильным путем.

Китайские идеи «изменяя себя, меняешь мир», ставшие в современную эпоху частью официальной политики Китая, сегодня уже превращаются в силу, способную менять к лучшему нашу культуру в целом. Приход державы к величию, возрождение нации, переход цивилизации на новый уровень — именно в этом триединстве и содержится основной посыл китайской политики мирного развития. Что подразумевается под переходом цивилизации на новый уровень? Построить на основе китайских ценностей систему, подходящую всему мировому сообществу. Создать на благо всего мира такой строй, такую материальную и духовную культуру, которая, взяв начало в Китае, будет служить всем странам, будет продуктом совместных усилий всех стран и народов.

На уровне мышления переход цивилизации на новый уровень выражается, в первую очередь, в переходе от локального мышления к глобальному мышлению, и этот переход закреплен в докладе об итогах 18-го съезда КПК. Этот доклад сразу на нескольких уровнях твердо определил основные ценности китайской модели. На личном уровне это любовь к Родине, преданность работе, добросовестность, благонамеренность. На уровне семьи — свобода, равенство, справедливость, опора на закон. На уровне государства — стремление к богатству и могуществу, демократичность, цивилизованность и гармония. Затем на этой базе доклад определил и основную универсальную ценность, которая должна существовать на уровне всей планеты: «мир всюду под Небесами». И именно в рамках этой системы ценностей, общей для всего человечества, и будет формироваться Китай наших дней, объединяющий в себе три начала: традиционный Китай, современный Китай и мировой Китай.

Если посмотреть с этой точки зрения, то становится понятно, что великое возрождение китайской нации — это не просто возврат к каким-либо истокам, потому что это не решило бы тех вопросов, тех проблем, с которыми Китай сталкивается сегодня. Тем более это не попытка просто «срастить» западную и восточную цивилизации: наши пути слишком разнятся, к тому же Западу и своих проблем хватает. Нет, возрождение китайской нации — это три в одном: возврат к лучшему, готовность вобрать превосходное и создание нового.

Как это еще можно объяснить? Во-первых, через возвращение лучших элементов первозданной китайской культуры и в то же время развитие уже существующих в рамках нашей цивилизации элементов западной культуры пойти навстречу всему миру. Во-вторых, вобрав в себя западную цивилизацию, отбросить миф об «общечеловеческих ценностях» и создать систему настоящих ценностей, близкую всем представителям человечества. В-третьих, сформировать новую общечеловеческую цивилизацию и, став флагманом новой, постзападной эпохи, создать предпосылки для вечного развития всего человечества в мире, где Китай будет помощником и наставником каждого.


Ван Ивэй
Перевод выполнил Кокорев Федор
Источник: "ИноСМИ"
Оригинал публикации: "中国模式正在打破“普世价值”霸权 "


 Тематики 
  1. Китай   (650)