"Евразийский экономический союз – связующее звено между Европейским союзом и Азиатско-Тихоокеанским регионом или конкурент ЕС€" – так определили тему прошедшей в Берлине международной конференции ее организаторы: Немецкое общество внешней политики /ДГАП/, Восточный комитет немецкой экономики /ВКНЭ/ и посольство РФ в ФРГ. Несколько длинноватое для подобных форумов название и некоторая "академичность" последнего не отпугнули приглашенных на эту интересную встречу, посвященную презентации интеграционных процессов на евразийском пространстве и перспективам ЕЭС.
Конференция собрала представителей политических и деловых кругов РФ и Германии, Еврокомиссии, экономических экспертов, дипломатов России, Белоруссии и Казахстана. Главным "действующим лицом" форума стала член коллегии / министр/ Евразийской экономической комиссии /ЕЭК/ по основным направлениям интеграции и макроэкономике Татьяна Валовая, рассказавшая о целях и перспективах ЕЭС.
Комиссия была создана решением президентов России, Белорусии и Казахстана в конце 2011 года как единый постоянно действующий регулирующий орган Таможенного союза и Единого экономического пространства этих государств, к которому могут присоединиться и другие страны. ЕЭК обладает статусом наднационального органа управления, то есть она не подчинена какому-либо из правительств России, Белоруссии и Казахстана, а вот ее решения обязательны для исполнения на территории этих государств. Основной задачей ЕЭК является обеспечение условий функционирования и развития Таможенного союза и Единого экономического пространства, а также выработка предложений по дальнейшему развитию интеграции. Планируется, что Европейский экономический союз будет создан к 2015 году.
Путь к стартовавшему 1 января этого года Единому экономическому пространству России, Белоруссии и Казахстана начался около 20 лет назад, когда после распада Советского Союза было создано Содружество независимых государств. Эта модель помогла сберечь цивилизационные и духовные нити, объединяющие народы, способствовала не только сохранению, но и укреплению производственных и экономических связей. Именно опыт СНГ позволил запустить многоуровневую и разноскоростную интеграцию на постсоветском пространстве, создать Союзное государство России и Белоруссии, организацию Договора о коллективной безопасности, Евразийское экономическое сообщество, Таможенный союз и, наконец, Единое экономическое пространство.
"Евразийский интеграционный проект находится еще только в стадии становления, хотя его успехи и положительные стороны граждане наших стран, деловые круги могут ощутить уже сейчас", – отметил посол РФ в ФРГ Владимир Гринин. Вместе с тем он констатировал "наличие определенного информационного вакуума", поскольку "далеко не всем нашим зарубежным партнерам понятно, какие цели преследуют страны Таможенного союза, на что следует рассчитывать в среднесрочной и долгосрочной перспективе". По словам дипломата, прояснение этих вопросов сейчас крайне важно, в том числе в Германии, поскольку она " является ключевым торгово-экономическим партнером РФ не только в Европе, но и в мире". "Наш товарооборот по итогам 2011 года составил 75 млрд евро, – указал Гринин. – Германский экспорт в Россию увеличился до 34,4 млрд евро, а импорт из России вырос более чем на 27 процентов до отметки в 40,6 млрд евро". "На текущий год ожидаем еще более внушительных показателей", – добавил посол.
Ключевым торгово-экономическим партнером для всех государств Таможенного союза и Единого экономического пространства /ЕЭП/ России, Белоруссии и Казахстана является Евросоюз, подчеркнула Валовая. По ее словам, "на долю ЕС приходится около 55 процентов нашего экспорта и примерно 44 процентов нашего импорта". Для ЕС Таможенный союз является третьим по величине партнером после США и Китая. С ее точки зрения, "наши партнеры из ЕС, прежде всего из Германии, начинают получать эффект от создания ЕЭП", "от развития ЕЭП зарубежные партнеры получают такие же преимущества, как и наши национальные производители", уточнила она, заметив, что создание ЕЭП "повышает и инвестиционную привлекательность всех входящих в него государств".
Председатель ВКНЭ Экхард Кордес выразил мнение, что создание ЕЭС "открывает шансы для германского бизнеса". По его словам, "особенно привлекательной представляется экономическая функция этого создаваемого пространства по наведению мостов между ЕС и Китаем". "Не случайно его концепция опирается, включая и название, на Евросоюз", – сказал глава ВКНЭ. По его словам, "в Западной Европе этот проект еще относительно неизвестен". Но есть и неясности: например, какие конкретно решения принимает образованная ЕЭК и куда следует обращаться германским партнерам. Неясно также, присоединятся ли в будущем к интеграционному проекту ЕЭС другие государства и какие именно, заметил Экхард Кордес.
Кроме того, продолжал он, "порой раздаются голоса, напоминающие времена "холодной войны", ведущие разговор даже о "возрождении Советского Союза в новом обличье". "В то время, как в Евросоюзе все 27 государства, сменяя друг друга, председательствуют в ЕС, и когда-то очередь дойдет даже до такой маленькой страны, как Кипр, звучат предостережения, что в Евразийском союзе может выйти на доминирующие позиции Россия", – сказал Экхард Кордес, добавив, что "многие вопросы еще остаются открытыми и велика потребность в их прояснении".
Продолжая эту тему, Гринин заметил, что недостаток информации о состоянии дел на евразийском пространстве, как уже становится очевидным, является питательной средой для всевозможных домыслов и спекуляций. Он сослался на целый ряд публикаций и суждений, звучавших в ФРГ в последнее время, в которых, в частности, утверждается, что весь евразийский интеграционный проект является ничем иным как попыткой России утвердить ее господство на постсоветском пространстве. "Подчас звучат и более изощренные комментарии, претендующие даже на научный анализ, в которых утверждается, будто создание ЕЭС и предпринимаемые попытки завлечь туда как можно большее число постсоветских государств, в том числе Украину, идут во вред экономическому благополучию Европы", – привел пример посол РФ в Германии. С его точки зрения, такого рода суждения "лишь со всей очевидностью доказывают назревшую необходимость разъяснить в деталях нашим партнерам истинное положение дел на евразийском пространстве и все преимущества данного проекта, в том числе для них самих". "В отличие от авторов вышеупомянутых идей, в чьих головах одни барьеры, мы как раз и пытаемся снять лишние ограничения, обеспечить свободное движение товаров, услуг и капиталов на всем пространстве от Лиссабона до Владивостока", – констатировал Гринин.
В своем выступлении Валовая подчеркнула, что "Таможенный союз и Единое экономическое пространство России, Белоруссии и Казахстана являются не просто мостом между ЕС и Азиатско-тихоокеанским регионом, но важным связующим звеном". "Мост – это конструкция, по которой можно просто проехать, а в нашем случае речь идет совершенно о другом", – добавила она. "Совершенно не случайно, что образовавшиеся на месте Советского Союза независимые государства, практически одномоментно осознав необходимость интеграции друг с другом, поскольку ранее они были единым экономическим механизмом, в качестве основы своей будущей интеграции решили смотреть не в прошлое, а в будущее", – продолжила она. В качестве своего аналога они избрали не Советский, а Европейский союз. "Поэтому вся история евразийской интеграции, это история того, как наши партнеры пытались создать что-то, похожее по своим принципам на ЕС", – пояснила министр ЕЭК
В 1991 году было создано СНГ, в 1995 была предпринята первая попытка создать Таможенный союз России, Белоруссии и Казахстана, в 2000 году эти три государства вместе с Киргизией и Таджикистаном создают Евразийское экономическое сообщество, и, наконец, в 2007 году Москва, Минск и Астана подписывают договор о создании единой таможенной территории и формировании Таможенного союза.
Член коллегии ЕЭК в шутку поблагодарила глобальный экономический кризис, "поскольку именно он заставил Россию, Белоруссию и Казахстан, как и всех других участников мировой экономики, искать новые дополнительные импульсы для экономического роста. "Есть такая пословица: "не было бы счастья, да несчастье помогло". Таким образом, кризис заставил нас принимать новые эффективные меры", – пояснил докладчик. "В период кризиса мы поняли, что об интеграции нужно уже не говорить, а действовать, – уточнила она. – Поэтому в самый трудный, 2008 год, экономическая интеграция начала набирать обороты. К этому моменту у нас была уже создана достаточно обширная нормативно-правовая база. Кроме того, методом проб и ошибок мы выяснили, что в интеграции нельзя забегать вперед, а следует действовать поэтапно, постепенно переходя от зоны свободной торговли, которая существовала еще с начала 1990-х годов, к Таможенному союзу и только потом к другим стадиям интеграции.
Именно поэтому с 1 января 2010 года мы запустили Таможенный союз с единым таможенным кодексом, единым таможенным тарифом, с единой системой тарифного регулирования, с отсутствием таможенного оформления товаров во взаимной торговле, таможенного контроля на внутренних границах".
"Если проводить параллели с Европой, то можно увидеть, что этот Таможенный союз не напоминает тот, который Европа создала в 1968 году. Речь идет, скорее, об уровне взаимоотношений, достигнутом Европой к 1993 году, потому что мы сразу сняли внутренний контроль на внутренних границах", – пояснила министр ЕЭК. По ее словам, "на базе Таможенного союза достаточно быстро было принято решение о переходе к следующей стадии интеграции – Единому экономическому пространству, которая по смыслу и задачам напоминает европейский проект Единого внутреннего рынка, чья реализация началась в середине 1980-х годов".
Договорно-правовую основу ЕЭП составляет 17 международных соглашений. Они позволяют осуществлять взаимодействие в таких областях, как макроэкономическая политика, конкуренция, рынок услуг, инвестиционная деятельность, техническое регулирование, интеллектуальная собственность, сфера естественных монополий. Все эти соглашения обеспечивают переход к предоставлению национального режима во всех сферах экономической деятельности на единых для наших стран правовых условиях, констатировала Валовая.
Она уточнила, что на "площадке ЕЭП сейчас не только бизнес конкурирует между собой".
"Впервые сложилась уникальная ситуация, когда начинают конкурировать также национальные администрации, национальные юрисдикции. Причина в том, что теперь, бизнес, чтобы работать на всей территории ЕЭП, может сам выбирать ту страну, откуда он будет вести экономическую активность, где будет инвестировать, утверждать свое присутствие и затем уже без дополнительных ограничений выходить на весь рынок экономического пространства. По сути дела это приведет к тому, что бизнес будет выбирать те национальные юрисдикции, где правила более четкие, понятные и прозрачные, где инвестиционный климат лучше. Такая конкуренция – гораздо лучше, чем что-либо другое, и, вероятно, она заставит национальные юрисдикции улучшать свою работу", – полагает Валовая.
С ее точки зрения, "зарубежные партнеры России от ее вступления в ВТО выиграли дважды, поскольку получили более либерализованный доступ на российский рынок, но также и на рынок государств-партнеров России по Таможенному союзу и ЕЭП России, Белоруссии и Казахстана".
"Россия рассчитывает, что этот процесс существенно облегчит процесс присоединения к ВТО двух других участников нашего объединения – Казахстана и Белоруссии", – подчеркнула член коллегии ЕЭК. По ее словам, функционирование Таможенного союза и ЕЭП в последние годы происходило на фоне не очень благоприятных внешних экономических факторов. Если взять 2012 год, то налицо прогнозы снижения темпов экономического роста. "Тем не менее, наши экономические показатели лучше, чем у большинства наших партнеров, особенно у Европы или США", – указала Валовая. "Например, темпы роста ВВП за девять месяцев текущего года составили около 4 процентов. Если брать взаимную торговлю, то здесь тоже прослеживаются интересные тенденции. С 1 января 2010 года, начала функционирования Таможенного союза, оборот нашей взаимной торговли увеличился в 1,9 раза. Это очень большая цифра. Однако гораздо больше радует то, что оборот взаимной торговли между Белоруссией и Казахстаном увеличился в 2,3 раза. Это – явное следствие образования Таможенного союза и снятия внутренних границ, которые прежде разделяли эти две страны", – отметила министр.
В 2012 году темпы мировой торговли существенно снизились, как и темпы роста торговли Таможенного союза с третьими странами, составившие около 4,7 проц. "Однако наша взаимная торговля за этот период выросла почти на 10 процентов. Это меньше, чем в предыдущие годы, но в два раза большее, чем развитие нашей торговли с внешним миром. Это подтверждает, что интеграционное взаимодействие уже дает эффект, и наши взаимные связи развиваются гораздо быстрее", – отметила Валовая.
Она также добавила, что ключевым торгово-экономическим партнером для всех государств Таможенного союза и ЕЭП является Евросоюз, на долю которого "приходится около 55 процентов нашего экспорта и примерно 44 проц нашего импорта". Для ЕС Таможенный союз является третьим по величине партнером после США и Китая. "Представляется, что наши партнеры из ЕС, прежде всего из Германии, начинают получать эффект от создания ЕЭП.
Данные о торговле Таможенного союза с Германией показывают, что она растет по крайней мере такими же темпами, как наша торговля внутри друг друга. От растущего ЕЭП наши зарубежные партнеры получают такие же преимущества, как и наши национальные производители", резюмировала Валовая, обратив внимание на тот факт, что "создание этого пространства повышает также инвестиционную привлекательность всех входящих в него государств".
Представитель Генерального директора Еврокомиссии по торговле Джейн Амельхат подчеркнула на конференции в Берлине, что для Брюсселя ЕЭП "является реальностью" и "сотрудничает с ним на каждодневной основе". Позиция ЕС заключается в том, что он поддерживает Таможенный союз как таковой, поскольку сам является таковым, сформулировала она. Высказавшись за стабилизацию ситуации на экономических пространствах, Амельхат подчеркнула, что этому содействует вступление России в ВТО.
Руководитель отдела Восточной Европы, Южного Кавказа, Центральной Азии министерства экономики и технологий ФРГ Андреас Нойман отметил, что в Германии "очень внимательно следят за развитием" ЕЭП, поскольку Федеративная республика "очень хорошо представлена во всех трех странах, прежде всего в России, являющейся крупнейшим торговым партнером". В то же время в "практическом осуществлении взаимодействия с ЕЭП продолжают сохраняться вопросы".
Источник: По материалам ИТАР-ТАСС
При полном или частичном использовании данного материала ссылка на rodon.org обязательна.