Утром 23 ноября 2012 года ночной саммит ЕС по проблеме бюджета ЕС 2014-2020 годов закончился провалом. После двух попыток достижения компромисса участникам саммита пришлось согласиться перенести вопрос на следующую встречу лидеров ЕС. Канцлер Германии Ангела Меркель признала, что позиции участников встречи далеки от согласия. Подобный финал совещания в Брюсселе по бюджету заранее ожидали. В частности, председатель Европарламента Мартин Шульц предупреждал, что соглашения о всеобъемлющем бюджете вряд ли удастся достичь на текущем саммите. В итоге саммита председатель Европейского совета Херман ван Ромпей получил поручение от лидеров стран ЕС, об этом он сказал на пресс-конференции, через двусторонние переговоры в ближайшие недели добиться согласования для окончательного решения по бюджету, к которому сейчас предполагают прийти на следующем саммите ЕС в первом квартале следующего года. К двусторонним переговорам Брюсселя с лидерами стран ЕС по бюджету предполагается привлечь и председателя Еврокомиссии Жозе Мануэль Баррозу.
Пока нет оснований для пессимизма при оценке складывающейся ситуации в Евросоюзе. Новый цикл евробюджета начинается с 1 января 2014 года. Это означает, что у брюссельских чиновников и лидеров стран ЕС имеется еще 13 месяцев для решения проблемы бюджета. В 1999 году бюджет ЕС был согласован за 9 месяцев до вступления его в силу. В 2005 году – за 12 месяцев. "Лагерь северян" в Евросоюзе – премьер-министры Австрии, Люксембурга, Финляндии и Нидерландов выразили уверенность, что оснований для волнений нет. В подобном же ключе выступил с заявлением и официальный Берлин. Теперь ожидается, что следующий саммит по бюджету состоится в марте 2013 года. Ожидается, что Европейский парламент поставит последнюю точку под документом по бюджету ЕС примерно в мае 2013 года.
Как и прогнозировалось ранее, главным возмутителем спокойствия в бюджетных делах на саммите выступил британский премьер Дэвид Кэмерон. Именно он потребовал от председательствующего на совещании Ван Ромпея вместо того, чтобы "возиться с цифрами", осуществить "реальное сокращение расходов". Подобный подход вызвал недовольство у "новых европейцев", т. н. "друзей фондов сплочения" – группы 15-ти членов ЕС получателей дотаций на развитие. Так, президент Румынии Траян Басеску ответил Кэмерону тем, что потребовал больше финансовых средств в фонды сплочения ЕС и больших субсидий сельскому хозяйству. Сейчас утверждается, что Румыния смогла использовать только 10% из выделенных ей на 2007-2013 годы ?20 млрд. Остальные средства были заморожены в этом году по официальной версии из-за "недостаточной регуляции общественными тендерами". Эти неиспользованные средства должны вернуться государствам-членам ЕС, выделивших их в бюджет Брюсселя.
Лидер либеральной фракции в Европейском парламенте Ги Верхофстадт очень точно прокомментировал неудачный саммит, сказав, что он выглядел как "турецкий базар", где каждый участник хотел продемонстрировать, что он борется за удачную сделку, хотя сумма, вызывающая разногласия, по величине являлась небольшой в сравнении с национальными бюджетами, которыми управляют у себя в своих странах эти деятели. В связи с этим укажем, что бюджет ЕС на 2014-2021 годы в один триллион евро составляет всего лишь один процент от совокупного валового внутреннего продукта стран ЕС. Для сравнения, федеральный бюджет США составляет 24% от ВВП. Эти бюджетные различия отражают действительное состояние двух "Союзов" Запада, один из которых – США является федерацией штатов с сильной властью центра. В то время как Европейский Союз все еще топчется перед воротами конфедеративного устройства. Финансовые средства, которыми распоряжается Брюссель, малы, по сравнению с теми суммами, которые контролируют национальные лидеры стран ЕС. Бюджет ЕС составляет 1% от ВВП стран ЕС, в то время как общая часть государственных расходов этих стран составляет 50% от их общего ВВП.
Саммит по бюджету стартовал поздно вечером 22 ноября 2012 года и завершился утром на следующий день. Саммит начался с большой задержки по времени из-за того, что к его председателю Ван Ромпею потянулась вереница премьеров и президентов, которые высказывали ему позиции своих стран по бюджету. Предварительное уведомление Ван Ромпея означало их несогласие. Поэтому вместо запланированных 20:30 саммит начался в 23:30. Отметим, что это третий саммит подряд ЕС, который отмечен ночными бдениями европейских политиков.
В ходе согласований было предложено три варианта по абсолютной величине бюджета ЕС и с разными вариациями по статьям. Первый проект бюджета, подготовленный Еврокомиссией и Ван Ромпеем, предлагал его общую сумму в ?1053 млрд. Увеличение бюджета Брюссель обосновывал обретением новых функций: появлением новой дипломатической службы ЕС – Европейской службы внешних действий, и вступлением в Евросоюз новых членов – Болгарии и Румынии в 2007 году и Хорватии в будущем 2013 году. Однако в ходе согласований и споров Брюссель вынужден был для достижения компромисса согласиться с замораживанием уровня бюджета на существующем уровне. Следующее предложение Европейской комиссии предполагало бюджет ЕС уже в размере ?1,012 трлн., что примерно на 5,5% больше, чем в предшествующую семилетку. Разницу в пять с лишним процентов можно списать на инфляцию. Этот бюджет, предложенный Еврокомиссией, по статьям выглядел следующим образом.
Бюджет ЕС (проект) в млрд. евро
1. Инклюзивный рост – 460, из них фонды сплочения – 320
2. Устойчивый рост – 372, из них субсидии – 278
3. Безопасность и гражданство – 17
4. "Глобальная Европа" – 61
5. Администрирование – 63
6. Внебюджетные фонды – 40
Всего – 1012
Но и он не удовлетворил участников саммита. Последнее предложение Ромпея, прозвучавшее на саммите, предусматривало при общей сумме бюджета в ?972 млрд. увеличение дотаций сельскому хозяйству на ?8 млрд. и расширение объемов в фондах сплочения на ?10,6 млрд. При этом фонды инфраструктурного развития ЕС предполагалось сократить на ?5 млрд. до ?41 млрд. Подобные изменения отражают борьбу на саммите. Увеличение дотаций сельскому хозяйству выгодно Франции, а увеличение фондов сплочения – Польше.
Кроме того, предусмотрено сокращение ассигнований из фондов ЕС на ?350 млн. европейской навигационной системы Galileo. Программу "Глобальная Европа", из которой финансируется расходы по приему новых членов и кандидатов ЕС, а также помощь странам мира предполагается сократить на ?5 млрд. Подобное обстоятельство следует учитывать теперь и российским НКО. И, что замечательно, последний проект Ван Ромпея оставлял без изменения на прежнем уровне статью административных расходов в учреждениях ЕС. Итак, годовой бюджет ЕС составляет по последнему проекту Ромпея примерно ?130 млрд. в год.
Эту планку семилетнего евробюджета на уровне ?972 млрд. обещал поддержать председатель Европарламента Мартин Шульц. Однако он пригрозил, что против бюджета на более низком уровне решительно выступит Европарламент. Великобритания и Европейский парламент, таким образом, занимают крайние позиции по бюджету.
Дэвид Кэмерон выдвинул более амбициозный проект сокращения бюджетной программы Евросоюза до ?890 млрд. Тем не менее, руководители ЕС перед саммитом ожидали, что Кэмерон пойдет на компромисс на основании последнего проекта Ван Ромпея. Этого не произошло. Линия Кэмерона на саммите была частью его внутриполитической борьбы за избирателей Великобритании. Британский премьер должен был показать им, что он сражался как Веллингтон с Наполеоном за их интересы на саммите в Брюсселе. В пятницу 23 ноября Кэмерон вернулся в Лондон "победителем".
Итак, самым решительным противником нынешнего бюджета, предложенного Брюсселем в трех вариантах, является Великобритания. Она не остановилась на минимальном требовании – оставить общий объем бюджета ЕС на уровне 2007-2014 годов, а пошла дальше. Из-за различных соображений перед саммитом угрожали наложить вето на бюджет ЕС Франция, Швеция, Дания и Австрия. Ворчали центральноевропейцы из Вышеградской группы. Шумел премьер-министр Венгрии Виктор Орбан.
Великобритания, а вслед за ней и Нидерланды, выражают свое недовольство по поводу финансирования бюджета, который примерно на две трети состоит из выплат сельскохозяйственных субсидий и поддержки инвестиционных проектов в блоке бедных стран Евросоюза. По завершении саммита премьер-министр Голландии Марк Рютте заметил: "Тенденция, что больше денег идет сельскому хозяйству не вызывает у нас удовольствия. Я выражаю осторожный оптимизм, что мы согласимся [в следующий раз с бюджетом], но нет никаких гарантий". Северяне – против увеличения субсидий сельскому хозяйству. Они бы предпочли увидеть эти деньги в сфере развития инфраструктуры и технологий.
Поэтому проблемой бюджетного планирования 2014-2021 годов является определение правильной стратегии. Субсидии сельскому хозяйству и фонды сплочения занимают 80% объема финансовых средств бюджета. Однако необходимо было задуматься о расширении финансирования таких областей, как исследования и инновационные разработки, программы развития инфраструктуры в энергетике, транспорте и широкополосной связи.
В первоначальном предложении Ван Ромпея и Еврокомиссии предполагалось увеличить расходы на инфраструктуру более чем в три раза до ?50 млрд. Но даже и в этом случае в абсолютном измерении эта сумма выглядела достаточно скромно по сравнению с ?379 млрд. из фонда сплочения и ?283 млрд. прямых субсидий сельскому хозяйству. Потом Ван Ромпей вынужден был для достижения компромисса предложить сокращение бюджета сначала на ?50 млрд., а потом еще на ?24,5 млрд. Даэвид Кэмерон сразу же отметил, что Ромпей идет в верном направлении, но бюджет требует дальнейшего уменьшения. Для провоцирования конфликта Кэмерон предложил сократить административные расходы ЕС на ?6 млрд., для чего уменьшить зарплаты еврочиновников на 10%, повысить им пенсионный возраст до 68 лет и установить им пенсии в размере 60% от их зарплаты, а не 70%, как сейчас. Еврокомиссия парировала атаку британского премьера, указав, что количество сотрудников в аппарате ЕС итак уже сокращается, продолжительность рабочего дня у тех, кто остается, растет. Евробюрократы указали на то обстоятельство, что их жалованье ниже зарплат у британских чиновников. В данной ситуации премьер-министр Великобритании, предлагая урезать расходы на административный аппарат Союза, затронул небольшую, но весьма символическую область затрат, одну из немногих статей бюджета, понятную обычным гражданам.
Интерес Франции при составлении бюджета заключается в защите Общей сельскохозяйственной политики (Common Agricultural Policy – CAP). Социалистическому правительству приходится считаться у себя в стране с интересами крупных и богатых фермеров Франции – главных получателей сельскохозяйственных дотаций. Подмечено, что все крупные перспективные французские политики обязательно отмечаются посещением ежегодной сельскохозяйственной выставки в Париже. Президент Франсуа Олланд в этом году установил новый рекорд пребывания французского президента на ней. Он поглаживал коров и перебирал картошку целых 12 часов непрерывно! Премьер-министр Франции Жан-Марк Эро накануне бюджетного саммита однозначно заявил, что предложение Ван Ромпея уменьшить бюджет CAP почти на ?50 млрд. в течение семилетнего периода – неприемлемо для французов. Французы не устают повторять, что поддержка европейских фермеров является не только их субсидией, но и обеспечением продовольственной безопасности и поддержанием качества пищевых продуктов в Европе.
Позиция Италии по бюджету близка французской именно из-за субсидий сельскому хозяйству. Эти крупные доноры ЕС одновременно являются и крупнейшими получателями субсидий их фермерам.
Польша, являясь крупнейшим в ЕС в абсолютных величинах получателем средств из фондов сплочения ЕС, остается главным защитником этих фондов, которые используются для выравнивания уровней между богатыми и бедными странами ЕС. Именно Польша возглавляла на саммите ЕС неформальный клуб из 15-ти стран т. н. "друзей сплочения". Продолжающийся рост экономики Польши добавляет ей авторитета, как в Берлине, так и Париже.
"Фонды сплочения" ЕС – это финансовые средства Евросоюза, выделяемые новым членам ЕС – группе 15-ти для помощи им в достижении уровня более богатых членов ЕС. Любая задержка в определении бюджета ЕС с их фондами сплочения может отразиться на внутренних бюджетах таких стран Вышеградской группы, как Венгрия, Польша и Чехия. Поскольку используют они поступающую из Брюсселя валюту для собственного финансового маневра, тогда как согласованные с Брюсселем программы "сплочения" выполняются с использованием в паритете местными валютами по курсу форинта, злотого и кроны.
В переговорах по бюджету необходимо достигнуть соглашения между восемью ведущими государствами-членами ЕС, которые являются главными донорами бюджета.
Главная проблема в Великобритании. Складывается ощущение, что Франция и другие готовы пойти на компромисс, но британцы используют споры по бюджету для того, чтобы доказать самим себе, что они не хотят Европы. Дискуссия до и во время саммита выявила особые интересы получателей сельскохозяйственных дотаций – Франции и Италии. Польша выступила выразителем интересов "клуба друзей сплочения". Ну, а что Берлин – признанный экономический лидер ЕС€ Великобритания требует дальнейшего сокращения бюджета от последнего потолка в ?972 млрд., предложенного Ван Ромпеем. И вот канцлер Германии Ангела Меркель соглашается с этим предложением. Утверждается, что Меркель согласна на дальнейшие сокращения бюджета ЕС в размере ?30 млрд. В этом отношении позиция Германии противоречит позиции Франции. Но франко-германский конфликт в данном случае не принимает явный характер. Получается, что Германия заинтересована в достижении компромисса с Великобританией? Но одновременно становится ясно, что в Берлин в течение следующих семи лет, начиная с 2014 года, согласен не увеличивать прерогативы Брюсселя, оставляя реальную власть в кризисном Евросоюзе за собой. Выходит, разговоры о федерации остаются разговорами, а процесс консолидации Евросоюза собирается прямо контролировать Германия, оставляя Брюсселю номинальную роль.
Разногласия в подходе к бюджетной политике ЕС связаны с обострившимися в связи с финансовым кризисом противоречиями из-за региональных различий в Евросоюзе между Старой Европой и Новой, между Севером и Югом, между Великобританией и континентом. Почти треть членов Союза намекнули в последние дни перед саммитом на возможность использования права вето, которое позволило бы, каждому из них сорвать принятие бюджета. Но в целом, ситуацию на саммите по бюджету очень точно можно определить названием известной пьесы Вильяма Шекспира: "Много шума из ничего". Спор между руководителями ЕС идет, на самом деле, о ничтожных суммах. Национальные эгоизмы и политиканство разрушают картину европейской гармонии, за которую ЕС только что получил Нобелевскую премию мира за 2012 год.
Дмитрий Семушин – европейский обозреватель ИА REGNUM
Источник: "ИА REGNUM "