Германия приняла принципиальное решение сохранить зону евро и единую европейскую валюту. Длительные колебания Берлина по поводу еврозоны, которые заняли около трех лет, завершились минувшим летом. Тогда канцлер Ангела Меркель сделала своей окончательный выбор, который, в том числе, должен обеспечить ей победу на выборах осенью наступающего 2013 года. Именно этим объясняется значительное усиление давления Берлина в сторону ускорения процесса создания федеральной Европы за счет новой фазы интеграции. Меркель и ее окружением поставлена цель образовать новую архитектуру ЕС, которая включает структуры по управлению экономикой и финансами зоны евро и напоминает единое правительство еврозоны.
"Меркель намерена проводить предстоящую избирательную кампанию в качестве политика, который спас Евросоюз", – пишет в этой связи лондонская газета "Файнэншл таймс". "Еще недавно Меркель критиковали за колебания и неспособность принимать решения. Сейчас канцлер вернула себе предельную уверенность", – подчеркивает издание.
Все говорит о том, что Германия разработала стратегию, которая позволит обезопасить будущее еврозоны и единой европейской валюты. Следует также отметить, что Берлин сделал вывод о том, что он не способен "заплатить за всех в зоне евро", и для ее спасения необходима более сложная политика, суть которой заключается в более высоком уровне интеграции.
Данный курс является двухэтапным: сейчас жесткая экономика и сокращение госраходов, а затем – совместная выработка и принятие решений, как плата за поддержку со стороны Германии. Ясно, что ситуация продолжает оставаться сложной и проблемы у евро еще не закончились. Экономический кризис удерживает в своей орбите Грецию, очередное списание долга которой еще предстоит сделать. Программа помощи требуется Испании и Кипру. Ключевым шагом по выходу из кризиса станет восстановление устойчивого роста экономик стран еврозоны. А их полное выздоровление произойдет в момент, когда они вернут себе конкурентоспособность. Это в первую очередь касается средиземноморских государств. "Тем не менее, сейчас можно сказать, что чувство экзистенциального кризиса евро испарилось, – замечает "Файнэншл таймс". – Все предсказания о неизбежном крахе евро не реализовались. Общий вывод состоит в том, что политика переиграла экономику".
"Многие считают, что евро, в конце концов, был спасен новым главой Европейского центрального банка – Марио Драги, – пишет газета. – Однако это ему удалось только по той причине, что Меркель выступила на стороне Драги против "Бундесбанка". Она была не первой, решившейся на подобный шаг: ранее канцлер Гельмут Коль отмел возражения "Бундесбанка" по формуле объединения Германии. Но последствия нынешнего решения Меркель не менее значительны". "На протяжении почти всей послевоенной эпохи политика Германии основывалась на двух основных положениях: сильных финансах и незыблемой приверженности идее единой Европы. Иногда между ними возникало напряжение, как во время споров Коля и президента Франции Миттерана в 80-х годах по поводу французской экономической политики. В целом эти два положения комфортно сосуществовали. Однако кризис евро все изменил", – говорится в статье. Он угрожает конфликтом монетарной стабильности Германии и ее обязательствам Европе, и Меркель "сделала выбор в пользу Евросоюза". "Говорят, что произошло это после ее раздумий по поводу Греции, – пишет издание. – Еще в первой половине нынешнего года Берлин считал, что Греции уже невозможно помочь, в том числе из-за отсутствия основных рычагов управления, которые способны восстановить эффективное экономическое управление. Выход Греции из еврозоны считался неизбежным и не особенно опасным. Однако эта оценка была изменена минувшим летом. Меркель решила, что как банк "Леман Бразерс" поверг в кризис мировую финансовую систему, так и Греция способна разрушить зону евро". "Не все экономисты согласны с тем, что зону евро еще можно спасти, – замечает газета. – Политика жесткой экономии, по их мнению, в конце концов, приведет к политическим протестам в переживающих трудные времена странах ЕС".
"Экономисты в чем-то правы, однако они не видят главного, – продолжает издание. – Жалуясь на то, что политики не понимают в экономических вопросах, эти специалисты не совсем хорошо представляют себе, что такое политика. Рассуждения о том, что Меркель может сказать Италии или Испании забыть о болезненных реформах и продолжать тратить и брать займы, ожидая, что Берлин заплатит по их долгам, представляют собой политическую фантазию. Тем не менее, правдой является положение, когда Германия добивается от других правительств ЕС сокращения текущего дефицита и одновременно продолжает сохранять свой крупный текущий профицит". "Ясно, что продолжаться так дальше не может. Урок прошедших нескольких лет говорит о том, что подобное продолжение не сохранится. Меркель дала обещание, что новой финансовой помощи не будет, но с тех пор она поддержала серию подобных программ. Еврозона сейчас имеет постоянную систему по оказанию финансовой помощи, а ЕЦБ в случае крайней необходимости способен действовать как кредитор в последней инстанции. Все говорит о том, что Германия продолжит приспосабливать свою политику к создающимся обстоятельствам", – констатирует "Файнэншл таймс".
"Лучшей точкой для наблюдения за тем, что происходит в еврозоне, являются классические переговоры между кредиторами и обанкротившимися должниками. Германия знает, что заемщики не могут полностью погасить долги, но перед тем, как согласовать их списание, она намерена получить гарантии, что подобное положение больше не повторится. Меркель приняла решение платить, однако в обмен ей необходимо получить достаточные заверения для того, чтобы убедить немецких избирателей в том, что это не является первой выплатой из многих последующих", – отмечает газета. "Нельзя сказать, что данный путь является эффективным в управлении кризисом. Евросоюз не может выскочить подобным образом из кризиса. Евро всегда был как политическим, так и экономическим проектом. И если Германия выдает деньги, она должны и устанавливать правила", – заключает "Файнэншл таймс".
В чем же состоит проект Германии по спасению Евросоюза? Его последняя версия была изложена Ангелой Меркель во время выступления в 8 ноября в Брюсселе перед депутатами Европарламента. Заявив, что нынешний финансовый кризис еврозоны обнажил те недостатки, которые были заложены в фундаменте при ее создании, Меркель отметила, что необходимо сделать принципиальные шаги в четырех ключевых сферах. "Во-первых, обновленный экономический и валютный союз требует более высокой степени интеграции политики на финансовом рынке. Мы должны гармонизировать финансовое регулирование, а также создать европейский механизм по мониторингу банков, – заявила канцлер. – Во-вторых, необходима более высокая интеграция бюджетной политики. В- третьих, нужна более значительная степень интеграции экономической политики. И, наконец, требуется более высокая координация усилий в областях, которые затрагивают национальный суверенитет – рынок труда и налоговая политика".
При этом сейчас Германия пытается действовать на опережение и не допустить развития кризиса, который способен привести к развалу еврозоны и Евросоюза в целом. В центре внимания – финансово-экономические потрясения во Франции. Среди аналитиков утвердилось мнение о том, что 2013-й год станет годом французского кризиса, когда Париж окажется в сложнейшем финансовом положении. Как сообщают информированные круги, группа из пяти ведущих немецких экспертов получила задание от министерства финансов Германии разработать для Франции программу реформ. Это подтвердила на днях германская газета "Цайт". По ее словам, министр финансов Германии Вольфганг Шойбле в высшей мере заинтересован в том, чтобы французская экономика увеличила темпы своего роста.
Дипломатические круги отмечают, что в Берлине усиливается беспокойство по поводу развития событий в экономике Франции. "Если Франция окажется в долговом кризисе, аналогичном периферийным странам еврозоны, то о евро можно забыть", – прокомментировал ситуацию информированный дипломат.
В переданном на днях правительству Меркель ежегодном экономическом докладе, подготовленном группой, которая получила почти официальное название "мудрецов", затронут вопрос о Франции. "Учитывая существующую в еврозоне тенденцию к спаду, наибольшее беспокойство у нас вызывает состояние Франции, – заявил один из составителей этого документа Ларс Фильд. – Самой серьезной проблемой зоны евро сейчас является не Греция или Испания и Италия, а Франция, которая ничего не сделала для восстановления своей конкурентоспособности, более того, она продолжает двигаться в противоположном от этой цели направлении".
В этой связи не все убеждены в том, что критическая по своей важности ставка Германии на переустройство Евросоюза будет Берлином выиграна. "Меркель поставила перед собой задачу реформировать Евросоюз таким образом, чтобы он сумел не только выжить, но и находился в будущем в прекрасном состоянии, – пишет "Файнэншл таймс". – Принципиальный подход Берлина состоит в том, чтобы в обмен на поддержку периферийные страны еврозоны были поставлены под контроль центра /иными словами Германии/, что закрепляется как в новом Бюджетном пакте, таки и шагами в сторону усиления контроля со стороны ЕЦБ".
Но этот путь опасен тем, что Германия способна потерять контроль над всем процессом реформы еврозоны, предупреждает газета. "Совет директоров ЕЦБ работает по принципу – один член – один голос, – подчеркивает она. – На сегодняшний день только два члена Совета из 23 являются немцами. На бумаге, по крайней мере, глава "Бундесбанка" не обладает большими правами, нежели управляющие ЦБ Мальты или Кипра".
"В спокойные времена данная структура работает прекрасно. Однако в кризисные периоды ситуация меняется. Так, сейчас ЕЦБ вынужден, к ужасу "Бундесбанка", интерпретировать свой мандат таким образом, чтобы реализовать политику финансовой помощи находящимся в кризисе государствам еврозоны. И тот факт, что данный курс верен, тем не менее, не скрывает реальности – широкого недоверия к нему немцев", – подчеркивает "Файнэншл таймс".
Сейчас крупные противоречия возникли по банковскому союзу стран еврозоны. "В принципе, централизованный мониторинг банков отвечает интересам Берлина. Он должен сократить финансовые риски в странах еврозоны и снизить угрозу использования денег немецких налогоплательщиков для спасения европейской банковской системы. Однако здесь есть нюансы. Новая структура еврозоны по наблюдению за работой банков будет находиться внутри ЕЦБ, и нести ответственность все перед тем же Советом директоров, где влияние Германии ограничено", – отмечает газета. В этом заключается значительная опасность, считает она. В какой-то момент банки в периферийных странах еврозоны "вновь окажутся в стесненном состоянии". Чтобы избежать дорогостоящих мер по их стабилизации представители Германии "предложат банкам сократить размер рискованного капитала и увеличить собственный капитал". Но для того, чтобы избежать болезненных распродаж активов, "представители периферийных государств выступят, скорее всего, с альтернативной программой, прося помощи для своих банков".
"Учитывая управленческую структуру ЕЦБ, можно с уверенностью сказать, что периферийные страны еврозоны возьмут верх, и банковский мониторинг не будет отличаться жесткостью. Результатом этого станет все увеличивающееся обращение имеющих крупную задолженность стран к фондам Европейского механизма финансовой стабильности. В подобных условиях Германия окажется перед необходимостью предоставлять все более значительные суммы на поддержку этих государств", – пишет газета. "Подобная ситуация не сможет долго продолжаться, – цитирует она Томаса Майера из "Дойчебанка". – Немцы уже недовольны монетарной политикой ЕЦБ, даже несмотря на тот факт, что инфляция сохраняется на низком уровне. Но когда Германия окажется перед необходимость платить, то это недовольство перерастет в гнев", – замечает Майер.
Будущее Евросоюза, по словам британской радиостанции Би- би-си, сейчас находится на острие ножа. При этом финансовый кризис имеет свою логику развития, которая может помешать Германии реализовать планы по созданию федеративной Европы.
Источник: По материалам ИТАР-ТАСС
При полном или частичном использовании данного материала ссылка на rodon.org обязательна.