Национальный избирательный совет Венесуэлы официально провозгласил Уго Чавеса победителем очередных президентских выборов, прошедших в южноамериканской республике 7 октября. Новый шестилетний президентский срок лидера боливарианской революции, впервые пришедшего к власти в 1999 году, начнется с 1 января следующего года и продлится до 2019 года. Если ничто не помешает Чавесу успешно завершить четвертый по счету президентский срок /первый был укороченным из-за того, что в стране была принята новая конституция/, то его пребывание у власти продлится ровно 20 лет.
Всего через три дня после выборов местный Центризбирком обнародовал окончательные итоги подсчета голосов, согласно которым Чавес набрал на выборах 55,26 проц., а его основной противник, кандидат оппозиционного Блока демократического единства Энрике Каприлес – 44,13 проц. Таким образом, за Чавеса отдали свои голоса 8,136 млн венесуэльцев, обладающих правом голоса, а за Каприлеса – 6,499 млн человек. Итоговая разница составила 11,13 проц. /1,6 млн голосов/. Остальные четверо кандидатов в президенты не набрали вместе и 1 проц. голосов. Больше всех из них получила Рейна Секера /69 тыс./, а меньше всех – Орландо Чиринос /4 тыс./.
Для участия в президентских выборах были зарегистрированы почти 19 млн граждан республики. На избирательные участки пришли свыше 80 проц. людей, обладающих правом голоса. Они продемонстрировали рекордно высокий уровень гражданской активности.
Даже самые ярые противники Чавеса вынуждены признать, что он великий мастер побеждать на выборах. Действительно, за годы пребывания у власти он многократно доказывал свою популярность. В декабре 1998 года он одержал свою первую победу на президентских выборах, набрав 56 проц. Год спустя референдум одобрил предложенную Чавесом реформу конституции, после чего в июле 2000 года прошли внеочередные президентские выборы, на которых Чавес получил уже 59 проц. В августе 2004 года с подачи оппозиции проходит референдум о вотуме доверия президенту, на этот раз в его поддержку высказались 58 проц избирателей, пришедших на участки. Очередные президентские выборы прошли в декабре 2006 года. Их итог – 62 проц. голосов за Чавеса при 75-процентной явке избирателей. В декабре 2007 года происходит единственный сбой: 50,7 проц. избирателей голосуют на референдуме против отмены ограничений на переизбрание президента /Чавес в сердцах назвал итоги того голосования "дерьмовой победой оппозиции"/. В феврале 2009 года проводится повторный референдум на эту тему, 54 проц. голосуют за отмену ограничений на переизбрание главы государства, открывая Чавесу путь к третьему переизбранию.
Сразу после провозглашения его президентом на новый срок Чавес назвал имя нового вице-президента республики. Им стал Николас Мадуро, который последние 6 лет возглавлял министерство иностранных дел. "Смотрите, куда направляется наш Николас, он ведь когда-то работал простым водителем автобуса, как же буржуазия над ним издевалась", – сказал Чавес, попутно выразив благодарность уходящему вице- президенту Элиасу Хауа, который оставил свой пост ввиду того, что будет баллотироваться в губернаторы штата Миранда /региональные выборы намечены на 16 декабря/. Противником Хауа на выборах станет Энрике Каприлес, он принял решение снова побороться за кресло губернатора Миранды, которое занимал с 2008 года вплоть до июля нынешнего, когда он временно снял с себя губернаторские полномочия из-за того, что вступил в борьбу за пост президента.
Назначив Николаса Мадуро вице-президентом, Чавес подтвердил предположения многих местных аналитиков о том, что именно своего многолетнего министра иностранных дел президент считает на сегодняшний день самым надежным человеком в ближайшем окружении. Не случайно именно Мадуро неотрывно сопровождал Чавеса в самые трудные моменты лета прошлого года, когда врачи обнаружили у президента онкологическое заболевание. Если теперь болезнь в очередной раз вернется, как это уже однажды случилось, именно Мадуро предстоит заменить лидера боливарианской революции на высшем государственном посту на время курса лечения. Конституцией предусмотрено, что если во время первых четырех лет срока своего правления президент не может выполнять свои обязанности, то его заменяет на 90 дней вице- президент, после чего проводятся внеочередные выборы. Если такая ситуация сложится во время двух последних лет шестилетнего президентского срока, то вице-президент завершает срок на посту главы государства.
Уместно напомнить, что выборам предшествовал долгий этап, когда Чавес вел нелегкую борьбу с онкологическим заболеванием, из-за которого он одно время даже всерьез задумывался о том, что ему придется покинуть политику. В ходе избирательной кампании, продолжавшейся три месяца, Чавес неоднократно сообщал согражданам, что чувствует себя хорошо, бережет здоровье, делает физические упражнения и вполне успешно выполняет обязанности главы государства. "Настроение очень хорошее, я полон оптимизма, уверенности в том, что мы делаем и что еще сделаем в этой жизни, которая еще в большей степени принадлежит Богу и народу", – сказал 58-летний Чавес в одном из недавних интервью.
В июне прошлого года Чавесу сделали операцию по удалению раковой опухоли. Вслед за этим он прошел четыре курса химиотерапии, после чего объявил, что победил рак. Однако через несколько месяцев во время контрольного медицинского обследования врачи обнаружили у него новую опухоль в области таза, то есть в том же самом месте, откуда ранее было удалено злокачественное образование. В конце февраля опухоль была удалена в той же самой гаванской клинике, где Чавеса прооперировали в июне прошлого года. Вслед за этим он прошел курс лечения лучевой терапией, совершая регулярные поездки на Кубу, а в начале июля в беседе с журналистами объявил, что "полностью свободен от рака".
После болезни Чавес стал более религиозным. Это заметно по его последним выступлениям, в которых он частенько поминает имя божье. Например, выступая перед избирателями в городе Валенсия, он озвучил такую просьбу: "Прошу Господа, обращаясь с молитвой к Христу, дать мне здоровья, ибо не завершена еще моя миссия на этой земле. Прошу у него здоровья и возможности жить вместе с вами, чтобы завершить мою миссию по укреплению независимости и боливарианского демократического социализма". Все чаще в его пламенных речах звучит и религиозное смирение: "Тем, кто желает мне смерти, я желаю долгой жизни, чтобы они смогли увидеть, как боливарианская революция будет продолжать свое шествие от сражения к сражению и от победы к победе".
Возвращаясь к назначению Николаса Мадуро вице- президентом, нельзя не отметить, что его карьера поистине головокружительна: начав трудовой путь водителем автобуса, он стал профсоюзным вожаком, затем депутатом парламента, затем его спикером /2005-2006/, шесть лет провел на посту главы министерства иностранных дел и, наконец, стал вторым человеком в правящей иерархии. Кроме того, он женат на Силии Флорес, которая сейчас занимает пост Генерального прокурора республики /будучи молодым адвокатом она добилась освобождения Чавеса из тюрьмы, где он отбывал срок за организацию военного переворота/. Мадуро и Флорес входили в состав руководства движения Пятой республики, которое привело Чавеса к власти в 1998 году. Оба стали депутатами Национальной ассамблеи в 2000 году, а потом были переизбраны в 2005 году. После того, как Мадуро в августе 2006 года оставил пост спикера, чтобы возглавить МИД, его жена была избрана на эту должность и оставалась спикером парламента вплоть до января 2011 года Кроме того, оба супруга занимают высокие посты в руководстве правящей Единой социалистической партии Венесуэлы.
Сразу после объявления итогов выборов Чавес произвел перестановки в своем кабинете, назначив шесть новых министров. При этом он сообщил, что Николас Мадуро будет совмещать обязанности вице-президента республики с руководством МИД. Новым министром внутренних дел и юстиции стал Нестор Ривероль, который до этого был заместителем главы МВД. Министром связи назначен журналист Эрнесто Вильегас, который вел информационную программу на государственном телеканале "Венесолана де телевисьон". В июле этого года впервые в истории венесуэльских вооруженных сил звание адмирала получила женщина – Кармен Мелендес. Чавес назначил ее главой президентского кабинета в ранге министра. Министром сельского хозяйства стал Хуан Карлос Лойо, министром по делам индейцев была назначена Алоа Нуньес, пост министра по делам охраны окружающей среды поручен Кристобалю Франсиско.
"Мы продолжим путь к социализму, будем его строить и пусть это никого не пугает", – такими словами Чавес обрисовал суть своей политической программы, которую он намерен осуществлять на протяжении очередных шести лет. Выступая на первой после переизбрания пресс-конференции, он выразил уверенность в том, что его сторонники "разгромили на выборах не политическую коалицию Каприлеса, а нечто более мощное – международную коалицию, обладающую огромной властью. Победа на выборах означала сохранение национальной независимости. За кандидатом правых сил стоял колониальный проект, направленный на то, чтобы империалистические страны вновь захватили власть в Венесуэле".
В ходе избирательной кампании Чавес не уставал повторять, что очередные выборы главы государства станут судьбоносными для страны. Наиболее ярко он выразил свою главную мысль, выступая в июне на заседании кабинета министров: "Считаю возможным, что в период 2013-2019 годов мы преодолеем точку невозврата, в этот период страна должна будет вступить в этап ускоренного перехода к социализму".
Накануне этого выступления Чавес предложил зафиксировать в конституции необходимость продолжения начатых его правительством социальных программ социалистической направленности. "Национальная ассамблея должна выступить с инициативой о принятии конституционной поправки или о конституционной реформе, чтобы включить в основной закон социалистические национальные программы", – сказал он. Пока этого не произошло, но наверняка будет сделано, особенно если учесть, что правящая партия обладает большинством мест в парламенте.
Анализируя итоги выборов, местные наблюдатели констатируют, что венесуэльское общество расколото на две части: 8 млн венесуэльцев проголосовали за лидера боливарианской революции, а 6,5 млн против него, то есть фактически против строительства социализма. Численность сторонников и противников Чавеса не слишком отличается друг от друга, а это лишний раз свидетельствует, насколько глубок в стране социальный раскол.
Наблюдатели называют свидетельством политической зрелости оппозиции отсутствие обвинений в адрес Чавеса в подтасовке результатов выборов. Каприлес признал свое поражение уже вечером в день выборов, а его ближайший сторонник Леопольдо Лопес безоговорочно подтвердил правильность результатов, объявленных Национальным избирательным советом, напомнив, что у оппозиции были свои наблюдатели на каждом из 13 тыс. избирательных участков.
Победа Чавеса на президентских выборах приведет к новой волне эмиграции из Венесуэлы, предсказывают политические наблюдатели местных оппозиционных газет. Многие обеспеченные венесуэльцы предпочтут покинуть родину, не дожидаясь радикализации социалистических преобразований, провозглашенных Чавесом в ходе избирательной кампании, и ухудшения положения в сфере безопасности, которое неминуемо произойдет по причине того, что власти не предпринимают решительных мер для борьбы с уголовниками.
Газеты напоминают, что в США уже сейчас проживает около 200 тыс. венесуэльцев, покинувших родину за годы правления Чавеса. За несколько месяцев до выборов "наиболее реалистично настроенные" венесуэльцы уже присмотрели себе недвижимость во Флориде, не дожидаясь пока цены на дома и квартиры вырастут перед лицом наплыва новой волны эмигрантов. Сразу после объявления итогов выборов число обращений венесуэльцев в риэлторские компании в Майами возросло на 20 проц.
Между тем местные и зарубежные аналитики на все лады предлагают свои объяснения убедительной победы Чавеса. Например, газета "А-Бэ-Сэ", традиционно представляющая консервативные круги Испании, сводит все к семи факторам. На первом месте вполне объяснимо фигурирует нефтяной: за неполные 14 лет правления Чавеса доходы от экспорта нефти составили 990 млрд долларов, что позволило властям вложить огромные средства в решение социальных проблем страны. Второй фактор вытекает из первого, это осуществление общенациональных социальных программ, которые в Венесуэле называют "миссиями". Речь идет о субсидировании цен на продовольствие, раздаче пенсий и пособий, строительстве жилья, бесплатной медицине и многом другом /кстати, Каприлес уверяет, что все участники "миссий" были поименно призваны на избирательные участки/. Третий фактор: кампания по ликвидации неграмотности и привлечению беднейших слоев населения к образованию. Остальные факторы – это политизация социальной помощи, реформа трудового кодекса, контроль над СМИ и, наконец, харизма лидера боливарианской революции.
С несколько другой точки зрения анализирует итоги выборов известный кубинский эмигрант-публицист Карлос Альберто Монтанер. Чавес, констатирует он, остается одним из последних латиноамериканских "каудильо", связанных с народом эмоциональными узами. Со стороны это выглядит забавно и где-то даже смешно, но многие венесуэльцы продолжают относиться к нему почти как к объекту религиозного поклонения. Примеры генерала Перона в Аргентине и Институционно-революционной партии в Мексике показывают, что страной можно достаточно долго управлять плохими методами, тем не менее сохраняя популярность правящего режима в народе. Бедные и беднейшие слои населения составляют две трети населения Венесуэлы, именно они остаются электоральной базой правящего режима. Кроме того, Чавес самым беззастенчивым способом использует преимущества главы государства, он полноценный хозяин большинства телеканалов и радиостанций, на каждую минуту предвыборной пропаганды Каприлеса он отвечал 50 минутами своей пропагандистской канонады. К этому нужно добавить такой гигантский экономический рычаг как государственный нефтегазовый концерн "Петролеос де Венесуэла". В этих условиях достойно удивления, что Каприлес получил целых 44 проц. голосов. Если Блок демократического единства сохранится как оппозиционное формирование, а Каприлес сможет оправиться от поражения, то эта политическая сила в обозримом будущем придет к власти, считает Монтанер. Новый раунд борьбы предстоит уже на декабрьских губернаторских выборах. Многое будет зависеть от здоровья Чавеса. Ситуация напоминает последние годы правления Франко в Испании, когда многие испанцы не предпринимали никаких действий, а просто- напросто дожидались так называемого "биологического решения проблемы диктатуры".
Главное венесуэльское предпринимательское объединение "Федекамарас" выступило с заявлением, в котором говорится, что надеется на то, что президент Чавес выполнит свое обещание и приступит к диалогу с национальными бизнес- кругами. Больше всего местных бизнесменов беспокоят проблемы с государственным контролем над приобретением валюты. На своей первой после выборов пресс-конференции Чавес действительно заявил, что готов к диалогу с оппозицией, но при этом сделал важнейшую оговорку – диалог должен проходить "без подчинения правительства интересам буржуазии". "Я тут /в президентском дворце/ не для того, чтобы подчиняться интересам буржуазии, тем более когда речь идет о моем правительстве, а уж тем более о государстве, – сказал он. – На переднем плане всегда будут национальные интересы и требования конституции, именно в таком порядке выстраиваются мои приоритеты при любом диалоге". По мнению лидера боливарианской революции, некоторые представители оппозиции придерживаются "прежнего подхода к диалогу", то есть считают, что "политическая элита должна навязывать президенту свою точку зрения".
Стремление предпринимателей к диалогу вполне объяснимо. На последней ежегодной ассамблее "Федекамарас" были озвучены такие сведения: к началу правления Чавеса в Венесуэле насчитывалось 617 тыс. компаний, 170 тыс .из которых больше не существует, что означало потерю 800 тыс. рабочих мест. Еще 2300 компаний были экспроприированы. Тем не менее, руководство "Федекамарас" считает, что для Венесуэла с ее почти 30-миллионным населением и проживающими в стране 5 млн колумбийских иммигрантов могла бы иметь через 10 лет до 1 млн компаний. Для этого власти должны прекратить политику экспроприации предприятий и отменить жесткий валютный контроль, а предприниматели – вкладывать в экономику не менее 13 млрд долларов в год. Если в соседних Колумбии и Перу частные инвестиции достигают 20 проц. ВВП, то венесуэльские предприниматели вкладывают в экономику сумму, соответствующую лишь 7 проц. ВВП, что слишком мало для развития страны.
После предыдущей победы на президентских выборах Чавес начал осуществление крупномасштабной программы национализации в экономике. В руки государства одна за другой переходили компании в таких стратегически важных отраслях, как добыча нефти, банковская сфера, производство электроэнергии, стали и цемента, пищевая промышленность, коммуникации. Последней по времени сферой, куда дошла волна национализации, стала добыча золота. Ускоренными темпами велась экспроприация сельскохозяйственных угодий. Местные экономические обозреватели уверены, что новый президентский срок Чавеса будет сопровождаться дальнейшей экспроприацией предприятий и упрочением позиций государства в экономике.
Источник: По материалам ИТАР-ТАСС
При полном или частичном использовании данного материала ссылка на rodon.org обязательна.