Указ президента Путина «О мерах по защите интересов РФ при осуществлении российскими юридическими лицами внешнеэкономической деятельности» призван стать аргументом в тяжбе между «Газпромом» и Еврокомиссией, возбудившей сразу несколько антимонопольных разбирательств против российской газовой монополии. Впрочем, альтернативу российскому газу Евросоюз в краткосрочной перспективе найти вряд ли сможет.
Комментарии «оппонентов»
Россия ведет антиконкурентную политику: снижает цену на газ отдельным странам Западной Европы, чтобы разделить ЕС и удержать политическую гегемонию в Старом свете, а «Газпром» давно препятствует планам диверсификации поставок газа, к которой стремится Европейская комиссия. «Газпром» завуалированно оказывает политическую поддержку экологическим движениям, которые борются против использования атомных электростанций и разработки нестандартных залежей газа в Польше и Румынии. В сотрудничестве с некоторыми лояльными ему энергетическими компаниями, а именно с итальянским колоссом ENI, с немецкой компанией Wintershall, с французской EDF и национальными компаниями Греции, Словении, Македонии, Сербии и Черногории, «Газпром» разработал проект строительства газопровода «Южный поток», что делает невозможным строительство «Набукко», а значит мешает свободной конкуренции на газовом рынке Европы. («Il Legno Storto», Италия)
Очень рад, что Еврокомиссия начала расследование о ценовой политике «Газпрома» в Восточной Европе. Наконец интересы наших потребителей защищает кто-то, у кого есть зубы. Если Еврокомиссия докажет, что «Газпром» злоупотребляет монопольным положением, то ему придется не только изменить свою политику, но и заплатить крупные штрафы. (Кришьянис Кариньш, депутат Европарламента, экс-министр экономики Латвии)
Финансово-политические элиты вполне резонно рассматривают «Газпром» в качестве экономического оружия Кремля, за счет которого российские власти и приближенные к ним сырьевые монополии стремятся упрочить свои позиции в ЕС, а также облегчить доступ крупным бизнесменам к наиболее рентабельным и инвестиционно привлекательным активам. Очередной антимонопольный иск Еврокомиссии к «Газпрому» является логичным и прогнозируемым продолжением общей политики политических элит Старого света на ослабление позиций российской газовой монополии на рынке энергоресурсов. (Владислав Жуковский, старший аналитик ИК «Риком-Траст»)
Российский газ чем дальше, тем больше становится менее конкурентоспособным. Европейские структуры уже намерены нарушить систему долгосрочных контрактов, а также отвязать цену газа от цены нефтепродуктов. Если это случится, это будет означать полный крах политики «Газпрома» на европейском рынке. (Владимир Омельченко, энергетический эксперт)
Очень хотелось бы видеть лица европейских чиновников в момент, когда на предъявленные требования представитель «Газпрома» заявит, что, в соответствии с указом Путина, требования эти «Газпром» выполнять не будет без разрешения «уполномоченных структур» российского правительства. … Указы российского президента никакой юридической силы на территории Евросоюза не имеют. Если «Газпрому» нужно какое-то разрешение от российского правительства, то это проблема «Газпрома». И это никоим образом не может повлиять на необходимость соблюдения «Газпромом» норм и правил ЕС при операциях на территории Евросоюза. Так что если указ Путина кому и усложнит жизнь, то только самому «Газпрому». А также тем российским компаниям, которые внесены в список стратегических предприятий и которые совершают какие-то операции за пределами страны. (Максим Блант, «Ежедневный журнал»)
Комментарии «апологетов»
Действия Еврокомиссии можно расценивать как давление с целью повлиять на цены на газ. Ряд слабых экономик Евросоюза требует уступок от «Газпрома» по цене на газ, что по сути является субсидированием этих экономик. За прошедший год Еврокомиссия не предприняла действий для диалога, который неоднократно предлагали и сам «Газпром», и правительство РФ. Не было еще ни одного случая, чтобы разногласия между «Газпромом» и потребителями не были разрешены в ходе диалога... «Газпром» впредь будет согласовывать с правительством РФ любые изменения в ценовой политике, в том числе и предоставление скидок. Указ президента РФ не позволит повторить ситуацию с обысками в дочерних компаниях «Газпрома» в Европе, которая была год назад и предшествовала официальному началу этого антимонопольного расследования в сентябре 2012 года. (Сергей Куприянов, пресс-секретарь «Газпрома»)
Есть такая поговорка – на воре и шапка горит. В данном случае она должна гореть на голове Европейской комиссии. Именно «Газпром» страдает от ограничения конкуренции на европейском рынке – в частности, из-за того, что компании блокируется доступ к приобретению газопроводов на территории ЕС. (Александр Медведев, заместитель председателя правления «Газпрома»)
Что касается расследования, которое Еврокомиссия начинает в отношении «Газпрома», кто не знает, я скажу, что российский газ занимает всего 26% на европейском рынке и Европа получает газ не только из России, но из Норвегии, Алжира, Катара. Поэтому говорить о каком-то монопольном положении «Газпрома» на европейском рынке – ну, это просто глупо. Я думаю, что все эти действия Еврокомиссии направлены на то, чтобы снизить цены на российский газ. (Павел Завальный, зампред комитета Госдумы по энергетике)
Это решение (Еврокомиссии. – Ред.) в большой степени связано с политикой отдельных стран-членов Евросоюза. Тем более что уже есть публичное заявление признательного характера со стороны правительства Литвы. Да, «Газпром» обеспечивает 100 процентов поставок газа в Литву. Но кто виноват в его доминировании на этом рынке, принимая во внимание, что именно по требованию Евросоюза Вильнюс был вынужден закрыть Игналинскую АЭС€ (Владимир Чижов, постпред России при ЕС)
Понятно, что Евросоюз борется за выживание, но делает совершенно «немыслимые па». Если Европе уж так хочется выжить как единое государство, то нужно очень аккуратно разговаривать с Россией, а не устраивать «углеводородные разборки». Совершенно понятно, что «евронаезд» не останется без внимания «друга Влада», а у того на каждого Баррозу заготовлено по Рогозину и на каждую красную кнопку «Перегрузка» под рукой газовый вентиль. («Dailymedia»)
Независимый комментарий
11 сентября президент Российской Федерации Владимир Путин подписал указ «О мерах по защите интересов РФ при осуществлении российскими юридическими лицами внешнеэкономической деятельности».
Согласно документу, акционерные общества из списка стратегических компаний и их «дочерние хозяйственные общества» могут выполнять некоторые требования иностранных контролирующих и регулирующих органов только с предварительного разрешения уполномоченных структур российского правительства. К числу таких требований, исполнение которых требует разрешения «уполномоченных структур», относятся: запросы о предоставлении любой информации об их деятельности (кроме требуемой для эмиссии ценных бумаг или раскрываемой эмитентами по законам РФ); требования об изменении коммерческих контрактов и продаже долей в иностранном бизнесе, прав деятельности или имущества.
Никто особенно не скрывает, что указ президента Путина призван стать аргументом в тяжбе между «Газпромом» и Еврокомиссией, возбудившей сразу несколько антимонопольных разбирательств против российской газовой монополии. Указ президента РФ также призван не допустить повторения ситуации годичной давности с обысками в дочерних компаниях «Газпрома» в Европе. Именно эти обыски предшествовали официальному началу антимонопольного расследования в сентябре 2012 года.
Напомним, что 4 сентября Еврокомиссия начала расследование в отношении «Газпрома» по подозрению в злоупотреблении господствующим положением в Центральной и Восточной Европе. Расследование затрагивает сегодня восемь государств: Польшу, Чехию, Словакию, Венгрию, Болгарию, Эстонию, Литву и Латвию. При этом Еврокомиссия может расширить регион проверок деятельности «Газпрома» в Евросоюзе, сообщил журналистам представитель ЕК 5 сентября.
Концерн подозревается в нарушении ст.102 Договора о функционировании Евросоюза. Данная статья фиксирует ответственность за злоупотребления со стороны компаний, которые занимают доминирующее положение на рынке и могут препятствовать свободной торговле между государствами ЕС.
Европейский регулятор подозревает «Газпром» в трех типах нарушений: в том, что он разделил рынки газа, затруднив свободные поставки в страны ЕС, препятствовал диверсификации поставок и устанавливал несправедливые цены в привязке к нефтяным котировкам.
В рамках расследования европейские чиновники могут потребовать от «Газпрома» и его «дочек» раскрыть информацию о его деятельности на территории, подведомственной структурам Евросоюза. А по результатам расследования, если Еврокомиссия выявит нарушения действующих на территории ЕС норм и правил, она может потребовать от «Газпрома» эти нарушения устранить и, скажем, продать часть активов.
Реакция российской стороны на этот демарш Еврокомиссии оказалась непривычно резкой.
Президент Владимир Путин назвал ЕС заложником стран, не входящих в зону евро, а вице-президент «Газпрома» Александр Медведев уподобил Европейскую комиссию вору, на котором шапка горит (имея в виду, что как раз Брюссель нарушает принцип конкуренции, блокируя «Газпрому» доступ к газораспределительным сетям в Европе).
Между тем Еврокомиссия предпринимает очередные шаги, которые неизбежно осложнят положение российского газового концерна на европейском рынке. Так, 14 сентября в Страсбурге прошло голосование в пользу проекта закона, который обязывает страны ЕС информировать Европейскую комиссию о контрактах, заключенных с неевропейскими энергетическими компаниями. Брюссель, в свою очередь, должен в течение трех месяцев информировать об этом все другие страны ЕС.
По словам докладчика, депутата Европарламента латыша Кришьяниса Кариньша, принятие общеевропейской единой энергетической позиции необходимо для того, чтобы гарантировать права потребителя и упрочить геополитическое положение ЕС.
Еврокомиссар по энергетике Гюнтер Эттингер в этой связи поставил задачу, чтобы в течение нескольких лет были разработаны общие цены для всех европейских энергетических компаний, вынужденных заключать контракты с неевропейскими поставщиками.
Затем 17 сентября Еврокомиссия представила проект решения, которое обязывает страны-члены ЕС объединить свои национальные энергетические системы до конца 2014 года на основе Третьего энергетического пакета. Этот закон одобрил внутреннюю либерализацию купли-продажи газа и запретил коммерческий контроль за «голубым золотом» со стороны монополистов, не входящих в ЕС.
Основная цель проекта – снизить зависимость от поставок из России, потому что единая континентальная газораспределительная система позволит всем странам ЕС получать газ из Норвегии, Северной Африки и Катара. Газ будет поступать через единую сеть в страны Центральной Европы, которые сегодня почти целиком зависят от «голубого золота» России.
Европейцы с завистью посматривают при этом в сторону своего атлантического соседа: территория США полностью связана газопроводами, прекрасно развита инфраструктура, дающая возможность осуществлять прокачку газа из одной точки страны в другую. В ЕС такой возможности сейчас нет даже технически. В Евросоюзе нет единого «газового» пространства, нет достаточного количества газораспределительных и накопительных мощностей, терминалов СПГ (сжиженного природного газа).
За упомянутыми проектами просматриваются интересы двух альянсов, активно лоббирующих идею единого европейского энергетического рынка.
Первый альянс заключен между польской компанией Gaz System и хорватской Pinacro. Они осуществляют контроль за сетями газопроводов в Польше и Хорватии. Согласно сообщению Bloomberg, компании подписали договор, чтобы связать национальные газовые сети своих стран в том числе и через третьи страны – Словакию и Венгрию.
Второй альянс в целях создания общеевропейского рынка газа был заключен между Литвой и Румынией в рамках встречи президентов двух стран Дали Грибаускайте и Трайяна Базеску. Главы государств занимают сходные позиции не только по вопросу объединения газовых сетей Евросоюза, но и относительно строительства газопровода «Набукко», который не зависел бы от инфраструктуры, контролируемой Москвой. «У Литвы и Румынии есть цель – создать единый европейский рынок и стать его участниками», – заявила Грибаускайте.
Румыния, Польша и Литва выступают также основными критиками российского проекта «Южный поток», в случае реализации которого они могут оказаться в энергетической изоляции. К слову, именно Литва в 2011 году обратилась в совет по вопросам конкурентоспособности Еврокомиссии с требованием провести расследование возможных нарушений «Газпрома». Страна является одним из наиболее проблемных клиентов «Газпрома», с которым продолжаются споры о цене газа. На сегодня российские поставки покрывают 100% потребностей этой страны в голубом топливе.
В Брюсселе не скрывают, что причиной активизации Европейского Союза по созданию единого энергетического рынка стало начало официального расследования Европейской комиссией монопольной деятельности российского «Газпрома».
Обычно расследования ЕС идут неспешно, но дело «Газпрома» получило приоритетный статус и может быть рассмотрено в кратчайшие сроки. Правда, на носу зима, и ссориться с крупнейшим поставщиком вряд ли кто-то будет – тем более что та же Болгария прекрасно помнит, как осталась без российского газа в ходе конфликта Москвы и Киева, и вряд ли захочет это повторить. Дабы избежать преждевременной паники, официальный представитель Еврокомиссии Марлене Хольцнер заявила: она не располагает никакими сигналами о том, что российская сторона будет иметь сложности со снабжением Европы газом в холодный период года. А если проблемы и возникнут, то Европа к ним подготовилась, заверила она.
Если вина будет доказана, российскому газовому концерну грозят имиджевые потери и крупные штрафы.
Антимонопольные штрафы в ЕС могут составлять около 10% годовой выручки от продукта в стране, где были совершены нарушения. Если исходить из размера выручки «Газпрома» от продаж газа в дальнее зарубежье, то размер штрафа может достичь 4 млрд долларов, полагают эксперты. Если же будет доказано, что компания нарушала законодательство ЕС в течение нескольких лет, то сумма штрафа может возрасти до 30% от годовой выручки.
Впрочем, альтернативу российскому газу Евросоюз в краткосрочной перспективе найти вряд ли сможет, да и сланцевые проекты (в отличие от США) Старый свет пока развивать не спешит (прежде всего по экологическим соображениям). Раньше много газа в ЕС поставлял Катар, но до 2014 года катарцы установили мораторий на увеличение поставок топлива. Рассчитывать на газ из Ирана сейчас невозможно из-за обострения отношений ЕС с Ираном. Туркменский газ поставляется через РФ. Так что свободного нероссийского газа для Европы сейчас нет.
Целью атаки, как полагают российские эксперты, является очередная попытка заставить «Газпром» пересмотреть политику ценообразования.
«Газпром», как известно, осуществляет поставки на европейский рынок по долгосрочным контрактам, в которых прописан принцип «бери или плати». Этот принцип предполагает, что потребители должны платить существенные штрафы, если они не выбирают заранее оговоренный объем топлива. В условиях экономического спада в ЕС многие страны начали добиваться от «Газпрома» уступок или скидок в рамках долгосрочных контрактов.
Что касается долгосрочной перспективы, то рынок ЕС, который потребляет российский природный газ, пребывает в ожидании фундаментальных потрясений и трансформации. ЕК исходит из предположения, что он вступает в очень комфортный период, когда на рынке будет профицит газа, а потому европейцы смогут диктовать «Газпрому» свои условия.
Это связано с тем, что большие объемы сжиженного газа в обозримом будущем должны хлынуть в Европу из-за океана. Европейцев воодушевляет успех сланцевой революции в США, изменившей американский газовый рынок. Еще недавно планировавшая масштабные закупки природного газа страна уже присматривается к статусу экспортера.
По данным экспертов, с 2016 по 2020 год в США и Канаде будут вводиться в эксплуатацию мощности по сжижению природного газа и строительство терминалов по его отгрузке, при этом общий объем ожидаемого потока колеблется в пределах от 130 до 176 млрд куб. м. Таким образом, значительная часть сжиженного газа будет поступать на рынок ЕС из Северной Америки, что впоследствии составит конкуренцию трубопроводному газу. Естественно, это отразится на России.
В такой ситуации Россия станет наиболее уязвимой. Европа не готова будет покупать у России газ в силу его дороговизны, а сжиженный газ из Северной Америки будет обходиться европейским потребителям, как ожидается, намного дешевле.
Долгосрочные планы на случай подобного развития событий есть и у российской стороны. Владимир Путин на саммите АТЭС во Владивостоке заявил, что Россия «будет искать возможности сбыта продукции и на других рынках». «Россию ждут в Азии», – сказал президент.
В свою очередь «Газпром» объявил, что в ближайшее время намерен ускорить реализацию Восточной газовой программы, чтобы нарастить экспорт в Азиатско-Тихоокеанский регион
и сделать его как минимум сопоставимым с Европой по объему продаж. Не исключено, что на более ранние сроки будет перенесено начало добычи на ряде месторождений в Восточной Сибири.
Если европейцам удастся убедить «Газпром» отойти от сложившейся практики, российская газовая монополия (а заодно и российский бюджет) столкнется с дополнительными финансовыми потерями. Изменение цен для европейских потребителей негативно отразится на финансовом состоянии компании. Учитывая, что она в последнее время вынуждена была давать скидки на газ многим европейским потребителям, компания уже несет финансовые потери. В связи с договоренностями о снижении стоимости газа в бюджете компании на 2012 год заложены ретроактивные компенсации в размере около 300 млрд рублей, напоминают аналитики.
Что же касается государства, то оно уже недополучает доходы в связи с падением объема экспорта российского газа в Европу.
В первом полугодии, по имеющимся данным, падение составило 17% – до 71,9 млрд кубометров. Если в ходе расследования Еврокомиссия выявит какие-либо нарушения, то «Газпрому» придется пересматривать ценообразование экспортных контрактов, что приведет к снижению газовых цен для Европы и как следствие к сокращению доходов компании.
Переговорную позицию «Газпрома» осложняет тот факт, что уже закончено ТЭО и фактически начато строительство «Южного потока», который поведет российский газ через южные европейские страны. Разбирательство может заставить «Газпром» пересмотреть инвестпрограмму и ужесточить контроль над операционными издержками, чтобы компенсировать потенциально выпадающую выручку в Европе.
Источник: "Центр проблемного анализа"