В оглавление «Розы Мiра» Д.Л.Андреева
Το Ροδον του Κοσμου
Главная страница
Фонд
Кратко о религиозной и философской концепции
Основа: Труды Д.Андреева
Биографические материалы
Исследовательские и популярные работы
Вопросы/комментарии
Лента: Политика
Лента: Религия
Лента: Общество
Темы лент
Библиотека
Музыка
Видеоматериалы
Фото-галерея
Живопись
Ссылки

Лента: Политика

  << Пред   След >>

Неужели проект «Европа» провалился? ("The New York Times", США)

Космополитизм может стать первой жертвой растущей этнической напряженности

На прошлой неделе лидеры европейских государств собрались в Берлине. Фоном для их встречи служили признаки надвигающегося экономического спада и растущие опасения перед тем, что в течении года Греция может выйти из еврозоны, т.е. сделать шаг, который грозит страшными последствиями для будущего единой валюты.

Нынешний кризис был вызван многими причинами – от коррупции и безответственности греческого руководства до неповоротливости европейских институтов власти и ошибочной концепции о возможности построения валютного союза без союза в налогово-бюджетной сфере. Однако эту историю нельзя объяснить исключительно безрассудной тратой финансовых средств и косностью кредитно-денежной политики. В основе европейского долгового кризиса лежат не только и не столько экономические обстоятельства, сколько проблемы национальной идентичности, этнические противоречия.

Идея Европейского Союза всегда была политической концепцией, разработанной для того, чтобы укротить воинственную Германию. Считалось, что институты союза будут культивировать взаимозависимость стран континента и единое национальное самосознание для всех его жителей, а экономические преимущества, которые обещала интеграция, пойдут на благо всем европейцам.

Пока Европа процветала и ее статус на международной арене был высок, элитам удавалось убеждать общественность своих стран в верности данной концепции. Однако со временем союз утратил былой блеск, замедлил экономическое развитие и стал устаревать. Его давний союзник, Соединенные Штаты, переносит акцент своего внимания на Восточную Азию. Идея общей оборонной политики оказалась пустой.

По мере утраты былого статуса на международной арене концепция общеевропейского самосознания, и без того весьма шаткая, будет и дальше разрушаться, а жители богатых стран станут все больше тяготеть к национальной идентичности, считая себя скорее немцами или французами, чем гражданами единой Европы. В результате возрастет нежелание этих стран спасать за счет средств своих налогоплательщиков этнически отличные от них народы Южной Европы, особенно греков, далеких от них в культурном плане, что погубит перспективы интеграции в налогово-бюджетной сфере, которая могла бы спасти евро.

В итоге получается порочный круг – возвращается национальная идентификация по этническим признакам, этнические противоречия становятся ярко выраженными, народы возвращаются к стереотипам прошлого, начинают искать врагов, клеймить их позором, считать варварами, что оправдывает враждебные действия. Такая схема лежит в основе всех этнических конфликтов в мире, и сегодня подобная ситуация формируется в Европе.

Сползание к этническим конфликтам не будет сопряжено с насилием, однако приведет народы континента к разрушительным последствиям, как в экономическом, так и политическом плане. Возьмем, например, растущую напряженность в отношениях между немцами и греками. Результаты недавнего опроса показывают, что в большинстве своем граждане Германии хотят вывести Грецию из еврозоны, если она не сможет быстро провести необходимые реформы. И это несмотря на то, что, по мнению большинства аналитиков, выход Греции из зоны единой валюты обернется для Германии огромными издержками. Вне всяких сомнений, мотивы, которыми руководствуется немецкая общественность, лежат не только и не столько в сфере экономических интересов.

Недавно известные политологи Михаэль Бехтель (Michael Bechtel), Йенс Хайнмюллер (Jens Hainmueller) и Йотам Маргалит (Yotam Margalit) провели опрос и обнаружили, что отношение немецких избирателей к бэйлаутам зависит от степени их «космополитизма», т.е. от того, как они настроены по отношению к людям, отличающимся от них в этническом или культурном плане. Оказалось, что респонденты, придерживающиеся более «космополитических» взглядов, охотнее поддерживают идею финансовой помощи южным соседям со стороны Германии.

К сожалению, космополитизм может стать первой жертвой растущей этнической напряженности, ведь народы весьма негативно реагируют на эскалацию политической демагогии, что играет на руку экстремистам всех мастей. Сегодня в Европе полно примеров подобной нетерпимости – возьмем пренебрежительную аббревиатуру «PIGS» [в переводе с английского – «свиньи»], используемую для обозначения Португалии, Италии, Греции и Испании, т.е. экономик, находящихся в бедственном положении, или приевшиеся медицинские аналогии, когда Юг называют источником эпидемии, от которого может заразиться Север. Немцы учат греков, как следует жить, а те в ответ обзывают их нацистами.

Причинами подобного положения вещей являются не усталость от экономических проблем и не страх. Это вполне предсказуемый возврат к бескомпромиссному национальному самосознанию, которое надеялся изжить Евросоюз. Правда, справедливости ради нужно сказать, что многие греки, особенно живущие за рубежом, до сих пор строго придерживаются европейской линии поведения, соглашаясь «принимать лекарства», прописанные европейскими «докторами», независимо от того, насколько болезненным является этот процесс.

Вы спросите, почему? Некоторые боятся социальных волнений, к которым неизбежно приведет переход к драхме. Другие опасаются, что политики-популисты откажутся от проведения структурных реформ в отсутствии контроля со стороны Европы. Между тем, соображения из области социальной психологии подсказывают нам, что многие греки отчаянно цепляются за остатки общеевропейской идентичности, так как она внушает им больше самоуважения, чем необходимость считаться жителями Балкан, почти Восточной Европы, от которой они десятилетиями пытались избавиться. «Подпорченная» репутация их страны заставляет греков цепляться за общеевропейское самосознание, однако такому положению вещей может скоро прийти конец.

Немцам следует провести откровенное публичное обсуждение на темы о том, что означает быть европейцем, как добропорядочные граждане единой Европы должны относиться к другим жителям континента и почему идея сильной Европы выгодна Германии в мире, где доминируют Соединенные Штаты, Китай и быстроразвивающиеся страны, такие как Индия и Бразилия. Без такой дискуссии и реальных уступок грекам Греция неминуемо выйдет из Евросоюза, в результате чего в Европе возобладают местничество и провинциализм.


Николас Самбанис(Nicholas Sambanis) – профессор политологии, директор Программы по этике, политике и экономике в Йельском университете
Источник: "Голос России"
Оригинал публикации:"Has “Europe” Failed? "


 Тематики 
  1. ЕС   (529)