В начале августа Польша подвела итоги двух лет президентства Бронислава Коморовского – лидера, который пришел на этот пост после трагической гибели в авиакатастрофе под Смоленском его предшественника Леха Качиньского. На волне как положительных, так и отрицательных комментариев все ждали от него какого-то яркого шага, сильного заявления, разрушающего сложившееся в некоторых слоях общества представление о нем как о пассивном и бездеятельном президенте. Коморовский не заставил себя долго ждать. В первом же интервью, опубликованном в еженедельнике "Впрост", он выступил с беспрецедентной инициативой – построить в стране собственную систему противоракетной обороны. Эти планы вызвали в республике волну обсуждений и споров.
Смысл идеи президента в том, что польская система должна эффективно защищать республику от воздушных атак, а в будущем стать элементом общего щита стран НАТО. "Сейчас мы располагаем устаревшими системами, которые все меньше способны защитить страну", – отметил глава государства. Он выразил уверенность в том, что "трата средств на военную технику не имеет смысла, если она не защищает от самых типичных и опасных типов атак, как воздушные и ракетные".
"Нашей ошибкой было то, что принимая предложение США /о строительстве системы ПРО НАТО в Европе/, мы в достаточной степени не приняли во внимание политического риска, связанного со сменой президента. За это мы заплатили большую цену. Этой ошибки повторять нельзя", – сказал Коморовский.
Администрация предыдущего президента США Джорджа Буша- младшего, разработавшая первоначальные планы создания ЕвроПРО, в рамках этого проекта хотела разместить в Польше 10 противоракет и радар в Чехии. Сменивший Буша в 2009 году Барак Обама внес коррективы в предлагаемую архитектуру ПРО в Европе, одобрив ее создание в 4 этапа. На первом – до конца 2011 года – намечалось разместить в Средиземном море корабли с противоракетами, что уже сделано, и РЛС в Южной Европе.
"С марта 2011 года крейсер "Монтерей" первым приступил к патрулированию в Средиземном море, – отмечается в справке Белого дома. – А Турция недавно дала согласие на размещение на ее территории радара в качестве компонента ПРО НАТО". РЛС планируется ввести в строй до конца года в уезде Кюреджик – примерно в 700 км от границы с Ираном. На втором этапе – по 2015 год – Пентагон хочет перебросить мобильные батареи противоракет Эс-эм-3 в Румынию. "США и Румыния подписали 13 сентября 2011 года соглашение по ПРО, которое после его ратификации позволит США обустроить позиционный район ПРО в Румынии", – указывает Белый дом. Согласно новой стратегии, Польшу планируется подключить к системе только в 2018 году, разместив на ее территории мобильные батареи противоракет Эс-эм-3. В 2020 году эти противоракеты планируется заменить на более совершенные, способные защищать уже всю территорию стран-членов НАТО не только от баллистических ракет средней и меньшей дальности, но и межконтинентальных.
Заявление президента Польши породило в первую очередь вопрос, где взять деньги?
Строительство системы ПРО не дешевое удовольствие, да и далеко не простое с технологической точки зрения. Многие наблюдатели уверены, что без союзников здесь не обойтись. Другие комментаторы расценили заявление главы государства как демонстрацию недоверия противоракетному сотрудничеству с США.
"Трудно не согласиться с тем, что президент прав. Ведь если тратить деньги на армию и вооружение, то в первую очередь, исходя из реалий XXI века, на защиту от воздушных атак, – прокомментировал слова Коморовского информационный портал "ТВН24". – Именно ракетная угроза сейчас является ахиллесовой пятой нашей безопасности".
В настоящее время Польша более или менее эффективно защищена от вражеских самолетов. Такой щит у страны есть, но достаточно устаревший и с каждым годом становящийся все менее эффективным. Однако проблема заключается в том, что на сегодняшний день наиболее серьезной угрозой считаются баллистические ракеты, которым республике противопоставить нечего. Варшаве недостает ни ракет, ни технологий. Таким образом, местные эксперты сходятся в том, что модернизация этого сектора вооружений неизбежна.
По словам главы МИД Польши Радослава Сикорского, предложение президента – это "ни что иное, как концентрация внимания на том, что на определенном уровне уже существует в планах модернизации польской армии". "Мы должны, наконец, заменить устаревающие ракетные и авиационные системы, еще постсоветские. Иначе через несколько лет Польша будет фактически безоружна перед лицом атак с воздуха", – отметил он.
Многие эксперты утверждают, что польские технологии позволяют самостоятельно создать собственную систему противоракетной обороны. Главный редактор журнала "Новая военная техника" Анджей Киньский заверил, что оборонка Польши в состоянии предоставить для этого щита многие компоненты, а если говорить о ракетах малой дальности, то их республика может производить свои на 100 процентов. Хуже обстоят дела со средним и большим радиусом действия, в частности, в сфере борьбы с баллистическими ракетами. Здесь республике, как считают эксперты, не обойтись без помощи союзников. Выбирать Варшава планирует между американскими "Пэтриотами", работать с которыми польские военные учатся уже два года под руководством американских партнеров, и ракетами "Астер-30" западноевропейского производства / компания MBDA/.
В случае принятия решения о создании польского противоракетного щита ведущую роль в этом процессе, по всей видимости, будет играть крупнейший в республике оборонный холдинг "Бумар", который еще в 2010 году обратился с соответствующими предложениями к министерству обороны республики. Тогда компания разработала проект, предусматривающий соединение польских радаров, систем управления и противоракетных комплексов с ракетами, произведенными совместно или полученными от MBDA. Для этого у Польши уже есть некоторые наработки, в частности, противовоздушные ракеты "Гром", размещаемые на автомобилях- вездеходах. Другим барьером против вражеских самолетов и ракет может стать "Лоара", состоящая из двух скорострельных 35 мм пушек "Эрликон", устанавливаемых на танки Т-72. Наводить эти пушки на цель будет радар, способный одновременно следить за 64 целями.
Эти комплексы в состоянии поражать объекты на небольших расстояниях. Системы более широкого радиуса действия Польше самостоятельно построить не удастся. Среди потенциальных партнеров Варшава рассматривает европейских коллег. Министр обороны Польши Томаш Семоняк заявил, что республика хотела бы строить собственную систему ПВО и ПРО вместе с Францией, Германией и другими союзниками. "Главной установкой этой программы является то, что здесь должно быть совершенно новое качество. Мы очень хотим сотрудничать с Францией, Германией и другими нашими союзниками. НАТО поддерживает инициативы, основанные на том, чтобы отдельные государства совместно достигали определенных оборонных возможностей. Такие дорогие проекты требуют сотрудничества", – сказал он.
Стоимость проекта создания польского противовоздушного щита пока никто не может назвать. Ясно одно – это будет самая дорогая программа по модернизации вооруженных сил страны, сравнимая только с закупкой истребителей F-16, также инициированной Брониславом Коморовким, когда он занимал пост министра обороны. Эксперты предполагают, что система ПВО-ПРО обойдется Варшаве в 15 млрд злотых /5 млрд долл/.
По словам действующего главы оборонного ведомства, противовоздушная и противоракетная оборона – главные приоритеты развития польской армии. "Мы оцениваем эту программу в полтора десятка миллиардов злотых", – отметил Семоняк. Он пояснил, что финансироваться она будет за счет роста ВВП. Предполагается, что оборонный бюджет будет связан с экономическим ростом, который на данный момент составляет 1,95 проц. ВВП. Учитывая ситуацию в секторе финансов и замедление экономического развития, неизвестно, найдется ли в бюджете страны достаточная сумма. Президент Коморовский предложил также использовать средства, которые высвободятся после вывода польских войск из Афганистана в 2014 году. Ежегодно государство тратит на участие страны в этой миссии 750 млн злотых /250 млн долл./.
Как пишет "Газета выборча", прежде чем приступить к реализации проекта создания польского противовоздушного щита главе государства "в период кризиса придется объяснить обществу, что трата таких больших средств необходима". "Кроме этого, нужно будет доказать, что смета хорошо просчитана, с чем всегда возникают проблемы, так как фирмы, работающие в секторе вооружения, как никто умеют выпросить у государства огромные деньги", – отмечает издание. Помимо этого, проблематичным может стать доказательство того, что эта система безопасности будет работать. В истории современной польской оборонки были примеры, когда новейшие разработки во время публичной демонстрации не справлялись с выполнением простейших задач.
Если же оставить в стороне финансовые вопросы, то планы Коморовского в целом находят поддержку в республике. "Газета выборча" убеждена в том, что государству необходима самостоятельная система ПРО, так как "среди всех стран НАТО Польше угрожают ракеты не только средней, но и малой дальности, например, с территории России". "Американский щит в версии, предлагаемой и президентом Бушем, и Обамой, теоретически защищает нашу территорию от ракет из Ирана, которые нам не очень-то и угрожают", – указывает издание.
Местные СМИ отмечают, что строительство системы ПРО в Европе – один из главных спорных моментов в отношениях России, США и НАТО. "Москва считает этот проект угрозой для своей безопасности и требует от Вашингтона гарантий того, что американская система не будет направлена против России, – пишет Польское агентство печати. – США отказываются предоставлять такие гарантии, хотя Североатлантический альянс заверяет, что ЕвроПРО не нацелена на Россию".
Польшу в этой связи больше всего беспокоит намерение Москвы ответить на натовский противоракетный щит размещением в Калининградской области ракетных комплексов "Искандер". "Подтверждается тот факт, что решительное неприятие Москвой создания системы противоракетной обороны в нашем регионе связано с тем, что главную роль в этом проекте играют американцы, – отмечает портал ТВН24. – "Щит ПРО без США? Пожалуйста", – как бы говорит кремлевская пропаганда. Россия видит большую угрозу в одной батарее невооруженных, но обслуживаемых американцами в Польше "Пэтриотов", чем в полноценной системе ракет, но без участия США".
Тем временем, проект "Бумара" выступает конкурентом именно "Пэтриотов", а не американского щита ЕвроПРО. У последнего совсем другой уровень и более масштабные цели. Таким образом, польская система ПВО-ПРО не предполагает отказа от проекта США. По словам главы МИД Радослава Сикорского, польскую систему следовало бы "вписать в систему НАТО". "Мы говорим о системах ближнего и среднего радиусов действия, а американцы предлагают системы дальнего действия. Это немного разные вещи", – отметил он. Речь идет о создании "собственной, национальной противоракетной обороны, подключенной к американскому сегменту на нашей территории в рамках проекта НАТО", пояснил министр.
"В наших интересах, чтобы американцы строили свою базу ПРО на нашей территории, – указал глава Бюро национальной безопасности республики Станислав Козей. – Президент всегда считал, что сотрудничество с США – нужный и важный элемент создания общей системы противоракетной обороны". Он добавил, что многие комментаторы интерпретировали слова Коморовского несколько иначе. Многие увидели в его заявлении намерение отказаться от взаимодействия с США и осуждение достигнутых ранее договоренностей с "нестабильной администрацией Белого дома".
Источник: По материалам ИТАР-ТАСС
При полном или частичном использовании данного материала ссылка на rodon.org обязательна.