К выборам нового, 13-го по счету, президента Индия подошла изрядно отягощенной множеством проблем. Правящая коалиция Объединенный прогрессивный альянс /ОПА/ не успела опомниться от многочисленных коррупционных скандалов и внутренних передряг, а оппозиция – определиться с планами объединения и кандидатами, способными конкурировать с политическими ветеранами, которые находятся у руля страны уже не первый десяток лет.
Победа на выборах бывшего министра финансов Пранаба Мукерджи не стала сюрпризом, хотя поначалу предвыборная кампания сопровождалась многочисленными интригами и загадками.
Первой загадкой было имя кандидата от правящей коалиции. Среди потенциальных выдвиженцев назывался нынешний премьер-министр Манмохан Сингх, который в свое время, занимая в 1991-1996 годах пост министра финансов, провел довольно успешные экономические реформы и завоевал тем самым признание сограждан, но возглавив в 2004 году коалиционное правительство, не справился с глубоким экономическим кризисом и был заранее намечен в президенты или, как говорят в стране, "списан на политическую пенсию". Кроме того, большинство министров в силу их солидного политического опыта также были с большей или меньшей уверенностью внесены политобозревателями в список кандидатов.
Вторая загадка и одновременно интрига заключалась в том, что сразу после объявления Пранаба Мукерджи кандидатом, главный министр штата Западная Бенгалия Мамата Банерджи отказала ему в поддержке. Это, конечно, не могло не расстроить ОПА. Возглавляемая Маматой Банерджи партия Тринамул конгресс является второй после Индийского национального конгресса /ИНК/ по численности в правящем альянсе. Но, как и ожидалось, конфликт разрешился в должное время. За несколько дней до выборов "железная леди" Западной Бенгалии заявила. что "с горечью на сердце" поддержит кандидата от ОПА за неимением альтернативы. В решающий момент ОПА, таким образом, удалось не только сплотиться, но и привлечь на свою сторону "левых", в том числе, Коммунистическую партию Индии /марксистскую/.
Оппозиция во главе с Бхаратия джаната парти /БДП/, напротив, лишилась даже собственных голосов, когда на сторону Пранаба Мукерджи "переметнулась" националистическая Шив Сена, слывшая традиционным союзником БДП.
Таким образом, к моменту выборов, в которых участвовали члены верхней и нижней палат парламента и законодательных собраний штатов и союзных территорий, экс-министр финансов стал абсолютным фаворитом. Мало кто сомневался в его победе над бывшим спикером парламента Пурно Агитоком Сангмой, которого выдвинула оппозиция в лице БДП и поддержавших ее Всеиндийской федерации дравидского прогресса имени Аннадураи /АИАДМК/ и нескольких других более мелких партий.
Пранаб Мукерджи пользуется в стране уважением за результаты своей деятельности как на политическом, так и правительственном поприщах. Карьеру начал преподавателем на заре 1960-х годов. Уже будучи генеральным консультантом Ассоциации преподавателей университетов, вступил в 1966 году в бенгальскую партию "Бангла конгресс", отколовшуюся от ИНК. В разное время занимал важные правительственные посты.
Возглавлял МИД, министерство обороны, был заместителем главы Плановой комиссии, которая формулирует 5-летние планы развития экономики, министерство финансов. Неоднократно посещал Россию. Последний раз в 2008 году в качестве участника встреч глав внешнеполитических ведомств Индии, КНР и России, а также саммита глав МИД стран-членов БРИКС.
"Пранаб Мукерджи победит, набрав две трети голосов", – предположил накануне выборов госминистр в офисе премьера В. Нараянасами. И не ошибся. За Пранаба Мукерджи проголосовали 69 проц. членов коллегии выборщиков. Вес голоса депутата- выборщика каждого законодательного собрания штата или союзной территории определяется числом мест в этом органе выдвинувшей его парти. Если в штате Уттар-Прадеш – наиболее густонаселенном субъекте республики – голос местного выборщика оценивается в 208 баллов, то в маленьком Сиккиме – лишь в семь. Поэтому окончательный итог зависит не только от числа выборщиков, проголосовавших за того или иного кандидата, но и от того, какой регион они представляли, а значит, и насколько "весомы" были их голоса.
Индийский президент избирается на пять лет. Может переизбираться на второй и последующие сроки. Но с момента обретения Индией независимости в 1947 году лишь Раджендра Прасад занимал эту должность два срока подряд.
"Я получил больше, чем смог дать", – сказал растроганный Пранаб Мукерджи, узнав результаты голосования. Затем уже после принесения присяги с трибуны произнес эмоциональную речь, в которой затронул проблемы голода и терроризма, демократии и религии, роли политика.
Церемония инаугурации проходила в историческом центральном зале парламента, который был построен в 1940-х годах и символизирует для многих индийцев обретение страной независимости.
Поддержать вновь избранного президента в Нью-Дели приехали тысячи жителей штата Западная Бенгалия, где также состоялись пышные торжества в честь победы Мукерджи.
Президент в Индии – глава республики, верховный главком вооруженных сил, выполняет официальные представительские функции, формально утверждает постановления правительства, которому принадлежит реальная власть.
Источник: По материалам ИТАР-ТАСС
При полном или частичном использовании данного материала ссылка на rodon.org обязательна.