В настоящее время Китай сталкивается с трудностями международной стратегической обстановки и проблемами безопасности соседних территорий, однако есть и яркие пятна; необходимо активизировать попытки предотвратить односторонний подход, кроме того, можно и более агрессивно вносить изменения в ситуацию. Время стратегических возможностей Китая не закончено, лишь в их содержании произошли изменения.
Исходя из общей международной обстановки, в настоящий момент привлекают внимание два крупных события: во-первых, долговой кризис в Европе и США, во-вторых, изменение обстановки в Западной Азии и Северной Африке. Первое означает, что в ближайшие 3-5 лет «залечивание ран» и оживление экономики, стратегическое сокращение и институциональные изменения безусловно станет единственно возможной приоритетной стратегией США и Европы, Китай также сталкивается с серьезной проблемой реструктуризации, но в целом экономическая ситуация в стране по-прежнему имеет сравнительное преимущество. Второе означает, что в будущем в течение довольно длительного временного отрезка, Западная Азия и Северная Африка станут ключевыми районами, что в первую очередь окажет влияние на стратегические направления движения США, Европы и России, и предоставит исторические возможности для Китая.
Естественно, что эти события возымели эффект и оказали неизбежное негативное воздействие на развитие Китая, однако необходимо четко усвоить такой простой факт: «эпицентр» находится не в Китае, а в других странах, а влияние на Китай – завтрашнее, а не сегодняшнее. Бросать чрезмерные силы или опережать потенциальные риски – это неверный подход. История доказывает, что стратегические возможности Китая часто являются результатом хорошего понимания международных изменений, нужно лишь правильно расставить основные позиции, выявить ситуацию, надлежащим образом разработать план, и у Китая, как и следовало ожидать, в результате этих больших изменений появятся новые возможности.
Еще раз взглянем на окружающие страны. Многие смотрят на окружающую обстановку довольно пессимистически, основываясь главным образом на двух положениях: во-первых, стратегическое перемещение США на Восток является всесторонним сдерживанием Китая, во-вторых, временный альянс стран, сотрудничающих с Соединенными Штатами, готовится к конфронтации с Китаем по морским вопросам. Это признание не является неправильным, но оно представляется слишком упрощенным.
Сначала рассмотрим американскую стратегию по возврату в АТР. Китайский фактор, естественно является основным стимулом, но это не единственная цель. Зажатый в процессе интеграции в Восточной Азии в качестве основной стратегической настройки, связанной с глобальным политическим, экономическим, военным, дипломатическим регулированием стратегии, проникнуть в интеграционный процесс в Восточной Азии и служить для активизации внутренней экономики, после реконструкции развертывать военное присутствие в эпоху борьбы с терроризмом, предотвратить развал членов союза и т.д. – все это также является важными причинами.
Если такие сложные фоновые перемещения стратегии по отношению к Китаю будут истолкованы слишком упрощенно, то это именно то, что хотели бы видеть Соединенные Штаты, потому что таким образом можно будет при самой низкой стоимости достигнуть цели сдерживания Китая,стабилизации союзников, однако это обоюдоострый меч. Вместо того, если ясно посмотреть и преисполниться уверенности, то стратегические преимущества США неизбежно окажутся под угрозой.
Еще раз обратимся к вопросу Южно-Китайского моря. Обстановка здесь довольно напряженная, Вьетнам, Филлипины и другие государства неоднократно пересекают линии, США поддерживают страны со схожими позициями, а морской суверенитет Китая сталкивается с серьезными проблемами. Но с более широкой точки зрения, есть три важных аспекта, на которые необходимо обратить внимание: во-первых, споры по пограничным землям практически разрешены, с акцентом на предпосылки проблем Южно-Китайского моря; во-вторых, по обе стороны пролива ситуация в основном стабильна, подчеркивается вопрос о базе Южно-Китайского моря; в-третьих, морские способности Китая увеличиваются постепенно, акцент ставится на условия проблемы Южно-Китайского моря.
Иными словами, Китай впервые на самом деле обладает национальным потенциалом и волей для противостояния проблемам Южно-Китайского моря, это неизбежный результат развития китайской мощности, пользы и стратегии, кроме того, это неизбежное требование к подъему Китая и исполнения его важной миссии на следующем этапе. Создание города Саньша, укрепление потенциала морских правоохранительных органов, общее повышение осведомленности населения о защите прав в этой сфере и т.д. – все это свидетельствует от том, что процесс был уже начат. Китаю необходимо присматриваться в процессе подъема, когда нужна решительность, тогда нужна и выносливость, нужно придерживаться собственного темпа и не поддаваться малейшим «дуновениям ветра».
Юань Пэн – директор Института США при Китайской академии современных международных отношений
Источник: "Женьминь Жибао "