Отношения между Катаром и США стали интенсивно развиваться и расширяться после войны 1991 г. в Персидском заливе. При этом наибольшее развитие получили двусторонние связи в военно-политической области. На основе анализа событий 1990-1991 гг., связанных с захватом и оккупацией Ираком и Кувейта, катарское руководство пришло к выводу, что решающей силой, способной оказать помощь эмирату в случае внешней агрессии, являются ведущие страны Запада, в первую очередь – США. В 1992 г. с Катар подписывает с США соглашение по вопросам обороны и безопасности. Оно предусматривает в чрезвычайной ситуации оказание прямой американской военной помощи, предполагает координацию военных усилий двух государств, проведение совместных военных учение и предоставление Соединенным Штатам права размещения на территории эмирата баз хранения вооружения, военной техники и снаряжения для ВС США и создания американских военных баз в стране. Также США получили доступ к катарским портам и аэродромам.
В Вашингтоне особенно ценят предоставление Катаром территории для различных американских военных объектов. С 1995 г. на территории эмирата на базе в Эс-Сайлия складированы бронетехника, артиллерия, средства ПВО, стрелковое оружие, средства связи, различное снаряжение и имущество для бронетанковой бригады армии США. С этой целью построена специальная база хранения – одна из крупнейших на Ближнем Востоке. С 2002 г. на этой же базе размещен передовой командный пункт (КП) Объединенного центрального командования (ОЦК) ВС США, который, по оценке американцев, имеет «жизненно важное значение» для Соединенных Штатов». С КП в Эс-Сайлие в 2003 г. происходило общее руководство американской военной операцией против Ирака.
Одним из крупнейших военных объектов США за рубежом является военно-воздушная база (ВВБ) Эль-Удейд, расположенная южнее столицы Катара Дохи. Эта база использовалась во всех действиях авиации США против Ирака, а с 2001 г. по настоящее время является мостом для обеспечения боевых действий войск западной коалиции в Афганистане. В 2003 г., когда Саудовская Аравия потребовала от американцев вывести со своей территории Центр управления воздушными операциями ОЦК, этот объект был передислоцирован в Катар на базу Эль-Удейд. Наряду с базой ВМС на Бахрейне после вывода американских войск из Ирака ВВБ Эль-Удейд остается одной из ключевых опор военного присутствия США в зоне Персидского залива. По информации СМИ, в начале 2012 г. на Эль-Удейд базировались шесть стратегических бомбардировщиков В-1В, военно-транспортные самолеты типа С-17 и С-130, самолеты-заправщики КС-135 и КС-10, базовые патрульные самолеты ВМС Р-3С «Орион», самолет Е-8С радиолокационной разведки и целеуказания объединенной разведывательно-ударной системы «Джистарс». Американское командование прилагает значительные усилия по совершенствованию инфраструктуры ВВБ Эль-Удейд. Так, предусматривается значительно увеличить ее емкость для обеспечения деятельности авиационных экспедиционных формирований ВВС США и их союзников. В этом аме-риканцам значительную помощь оказывает Катар, который с начала 1990-х гг. вложил в развитие базы примерно 1 млрд долларов.
По соглашению с США, Катар может использовать часть базы Эль-Удейд в своих целях. По информации СМИ, в 2008 г. катарцы через Эль-Удейд снабжали оружием боевиков палестинского ХАМАСа. В 2011 г. с этой базы поставлялось вооружение ливийским повстанцам. В настоящее время, как сообщают СМИ, Катар осуществляет через Эль-Удейд снабжение оружием и различными припасами повстанцев из Сирийской свободной армии.
Объекты на территории эмирата американцы используют для ведения воздушной, радио- и радиотехнической разведки в зоне Персидского залива. Отслеживают США и ситуацию в самом Катаре, просушивая разговоры по мобильной связи, радиопереговоры, контролируя сеть Интернет и пр., т. е держат эмират под плотным «колпаком».
В 2010 г. американцы разместили в Катаре для защиты своих военных объектов две батареи зенитной ракетной системы «Патриот», обладающей возможностями ПРО.
По состоянию на январь 20012 г. на территории Катара находились примерно 7,5 тыс. американских военнослужащих.
В последние годы США занимают лидирующие позиции в катарском военном импорте. Так, в 2008-2011 гг. стоимость военных поставок из США составила 852,6 млн долларов (52,3% от общего военного импорта эмирата). На период с 2012 г. по 2015 г. США намерены поставить Катару военную продукцию на 756 млн долларов (63,2%).
В то же время ряд американских экспертов отмечают, что США, оказывая военную помощь аравийским монархиям, включая Катар, должны учитывать и то, что правители этих стран могут использовать армию для подавления акций протеста гражданского населения, как это имело место в 2011 г. в Бахрейне.
Две страны, особенно после терактов в США 9 сентября 2001 г., со-трудничают в вопросах противодействия международному терроризму. Вместе с тем, американская сторона отмечает, что в 1990-е гг. некоторые члены эмирской семьи и нынешний глава МВД Катара шейх А. Аль Тани поддерживали контакты и оказывали помощь лидерам «Аль-Каиды», а У. бен Ладен в середине 1990-х гг. посещал Доху. Указывают американцы и на контакты и содействие Катара палестинским радикалам из движения ХАМАС.
Заметное развитие получают политические связи, политическое парт-нерство Катара с Соединенными Штатами. В Дохе постоянно подчеркивают, что Катар является союзником США. В Вашингтоне же называют отношения с Катаром «искренними и близкими». Катарское руководство во многом способствует продвижению американских интересов в зоне Персидского залива и арабском мире. Это особенно проявляется в ходе нынешних событий в арабских странах. К тому же американцы выступают и в качестве гаранта сохранения ныне правящего в Катаре режима.
С 2007 г. Катар наряду с другими аравийскими монархиями участвует в организованном США «Диалоге по безопасности в Персидском заливе», в рамках которого координируются действия его участников по вопросам обороны, региональной и внутренней безопасности, борьбы с терроризмом, нераспространения ОМП, защиты важных объектов инфраструктуры.
Важным шагом в деле упрочения политического партнерства между двумя странами стал визит в Вашингтон апреле 2011 г. эмира Катара шейха Х. Аль Тани, где он провел переговоры с президентом США Б. Обамой, обсудив с ним ситуацию, связанную с последними событиями на Арабском Востоке. Шейх Хамад сделал все, чтобы натравить США и европейские державы на бывшего ливийского лидера М. Каддафи, а в настоящее время Катар всячески подталкивает США и Запад к более радикальным действиям с целью свержения режима Б. Асада в Сирии. Вашингтон же помогает координировать усилия Саудовской Аравии и Катара по оказанию помощи сирийским повстанцам, в т. ч. оружием.
Катар, являясь близким союзником США, в то же время проводит по ряду вопросов региональной политики самостоятельную политику. Здесь особо следует отметить тесные отношения эмирата с Ираном. Ряд экспертов говорит даже о «балансировании» Дохи между Вашингтоном и Тегераном. Катар выражает сомнение в эффективности военного варианта решения ядерной проблемы ИРИ, считая, что это приведет лишь к дестабилизации обстановки в зоне Залива. Катарское руководство неоднократно заявляло, что эмират никогда не примет ни прямого, ни косвенного участия в военной операции против Ирана и не предоставит для этих целей свою территорию. В то же время Катар, поставив себя в полную зависимость от США в вопросах обороны, в случае развязывания военных действий между Соединенными Штатами и Ираном может оказаться в самом центре этого конфликта со всеми негативными его последствиями для эмирата.
Руководство Катара оказывает США содействие в поддержании контактов с афганскими талибами.
Активно развиваются торгово-экономические отношения между двумя странами. В 2004 г. Катар и США подписали рамочное соглашение о торговле и инвестициях. В 2011 г. эмират импортировал из СЩА товаров на 2,8 млрд долларов. В основном это различные машины, оборудование и транспортные средства. Катарский экспорт в Соединенные Штаты (преимущественно нефть и сжиженный природный газ – СПГ) оценивается в 1,2 млрд долларов. СПГ из эмирата идет, в частности, на заполнение стратегических резервов США на побережье Мексиканского залива.
Таким образом, на современном этапе американо-катарские отношения носят, тесный, союзнический характер, в чем заинтересованы как Доха, так и Вашингтон.
Источник: "
Институт Ближнего Востока "