В оглавление «Розы Мiра» Д.Л.Андреева
Το Ροδον του Κοσμου
Главная страница
Фонд
Кратко о религиозной и философской концепции
Основа: Труды Д.Андреева
Биографические материалы
Исследовательские и популярные работы
Вопросы/комментарии
Лента: Политика
Лента: Религия
Лента: Общество
Темы лент
Библиотека
Музыка
Видеоматериалы
Фото-галерея
Живопись
Ссылки

Лента: Политика

  << Пред   След >>

Армия США в переходный период ("Foreign Affairs", США)

Реймонд Одиерно – начальник штаба Армии США

После шестимесячной службы на посту начальника штаба у меня сложилось понимание того, что предстоящее десятилетие будет для американской армии важным переходным периодом. Военнослужащим придется приспособиться к трем главным изменениям: сокращение бюджета в силу ухудшения финансового положения страны, перенос центра тяжести на Азиатско-Тихоокеанский регион, а также повышенное внимание к контртеррористической деятельности. Последнее предполагает совершенствование тактики противодействия мятежникам и террористам, обучение партнеров искусству формирования благоприятной стратегической среды, недопущение опасных региональных конфликтов и повышение готовности к силовому реагированию на сложные непредвиденные ситуации в разных регионах планеты.

Сокращение бюджета

Чтобы сокращение бюджета не приводило к изъянам в подготовке и оснащении подразделений, необходимо сократить контингент, находящийся на постоянном боевом дежурстве. Это болезненно, но нужно, и подойти к решению такой задачи следует со всей ответственностью. Мы обязаны сделать все от нас зависящее для военнослужащих, увольняющихся из рядов вооруженных сил, чтобы их семьи ни в чем не нуждались в процессе перехода к гражданской жизни. Предстоит не только сокращение личного состава, но параллельно и разукрупнение воинских подразделений, чтобы избежать снижения их боеспособности.

Хотя сокращение регулярной армии сопряжено с некоторыми рисками, они не столь высоки, как может показаться, поскольку в последние годы произошли существенные изменения. Сегодня американская армия качественно отличается от того, что было 10 лет назад. У нее выше боеспособность, налажено более четкое взаимодействие с другими военными службами и силами специального назначения, и она лучше оснащена в техническом отношении.

Современная армия отличается беспрецедентным уровнем взаимодействия между регулярными и резервными частями и подразделениями. Национальная гвардия и резервные части несут службу плечом к плечу с регулярными силами по всему миру, и уровень доверия, уважения и взаимопонимания между ними не имеет аналогов в истории. Военнослужащие наших резервных частей лучше подготовлены, чем когда-либо прежде, и мы будем выделять средства для их мобильного развертывания в любой точке земного шара.

В настоящее время серьезные усилия направлены на то, чтобы усовершенствовать управление имеющимися активами и повысить отдачу от вложения бюджетных средств. Речь идет о широкомасштабном обновлении методов поддержки ключевых армейских функций, пересмотре подходов к оценке реальных потребностей в обмундировании и технике, а также закупкам и развертыванию систем обеспечения в полевых условиях. Также мы пересматриваем структуру операционных штабов, чтобы исключить избыточные уровни командования и постепенно переходить на альтернативные источники энергии ради экономии средств и повышения боеспособности наших подразделений.

Наконец, сокращение бюджетных ассигнований на содержание той армии, которая нужна стране, будет означать поиск оптимального баланса трех переменных: численности вооруженных сил, их оснащения, а также обучения и боеготовности. Как начальник армейского штаба, я понимаю, что сокращение финансирования не должно ослабить эти три фундаментальные составляющие нашей армии. Нельзя допустить снижения боеспособности армейских подразделений в выполнении поставленных задач.

Смещение центра тяжести в Тихоокеанский регион

Соединенные Штаты являются важнейшим гарантом стабильности в Азиатско-Тихоокеанском регионе, и адекватное военное присутствие там – необходимая составляющая более широкой региональной стратегии США. ВМС и ВВС сохраняют способность молниеносного нанесения ударов, а в случае начала более широкого вооруженного конфликта на них возлагается ключевая роль, поскольку это позволяет морским пехотинцам также выдвинуться к театру боевых действий. На американскую армию возложена важная функция в этом регионе и в мирное время. Присутствие наших вооруженных сил здесь – существенный компонент сдерживания любой агрессии, поскольку оно затрудняет потенциальному противнику задачу планирования вооруженных действий и вынуждает его отвлекать серьезные ресурсы на противодействие нашей группировке войск.

Несмотря на колоссальное пространство, занимаемое океаном, сухопутные силы по-прежнему доминируют в Азии, и поэтому укрепление взаимодействия с региональными партнерами остается первостепенным источником ресурсов при возникновении нештатных ситуаций. Недавно объявленная инициатива совместных военных учений с Австралией уже продемонстрировала возобновившийся интерес Соединенных Штатов к этому региону. И это не считая партнерства американской армии с Южной Кореей, длительной истории совместных учений с Вооруженными силами Японии и Таиланда и миссии обучения специальных сил быстрого реагирования на Филиппинах. В ближайшее десятилетие наша армия будет укреплять свои позиции на этом фундаменте, продолжая поиск возможного взаимодействия с новыми партнерами. Мы будем стремиться наращивать обмен опытом с местными вооруженными силами, прочнее увязывая программы помощи другим странам с дополнительными возможностями взаимодействия и работая над прочими изменениями – от создания новых командных структур быстрого реагирования на чрезвычайные ситуации до свежих подходов к материально-техническому снабжению с целью повышения боеготовности наших подразделений.

Наращивая активность в Азиатско-Тихоокеанском регионе, Армия США, безусловно, также не ослабит своей бдительности и на наиболее ответственных направлениях в других частях земного шара. Сохранение прочных позиций на Ближнем Востоке критически необходимо для поддержания стабильности в этом регионе. Мир между Израилем и его соседями остается весьма шатким, Иран продолжает осуществлять провокации, дестабилизируя ситуацию, и пока еще не ясно, в каком направлении будет развиваться арабская весна. Чтобы сохранить престиж и влияние, особенно если дополнительные военно-морские силы буду направлены в Тихоокеанский регион, Соединенным Штатам потребуется по-прежнему обеспечивать свою армию заблаговременно развернутыми вооружениями, а также сохранять на Ближнем Востоке присутствие постоянного и временного контингента в следующее десятилетие.

В большинстве стран Африки и обеих Америк, как и повсюду, армии остаются доминирующей военной силой, за американскими военнослужащими остается заметная роль в организации взаимодействия на местах. Что касается Африки, то в прошлом кооперация включала помощь местным вооруженным силам в принятии более ответственных решений при осуществлении миротворческих операций, что и впредь остается одной из главных задач. Поскольку войны в других регионах отвлекали значительные силы, активность Армии США на африканском и двух американских континентах была в последние годы ограниченной. Однако по мере роста потребностей и снижения уровня нашей вовлеченности в боевые действия на других континентах мы размышляем над тем, как усилить африканское и южное командования, конечно, не забывая о местной специфике и особо чувствительных проблемах.

Растет важность взаимоотношений с европейскими партнерами, поскольку многие западные страны сокращают расходы на оборону. Мы уже объявили о выводе двух армейских бригад из Европы. Но мы продолжим поддерживать уровень плотного взаимодействия с нашими союзниками и партнерами в регионе, развертывая ротационные контингенты для обеспечения взаимозаменяемости и оперативной совместимости, а также для дальнейшего развития передовых навыков ведения боевых действий.

Кроме того, армия намерена и в дальнейшем инвестировать в создание логистических хабов, разведывательные операции, передовое медицинское оснащение и учебные полигоны в этом регионе, поскольку все это позволит значительно увеличить совместную американо-европейскую мощь на территории Европы и за ее пределами. Наконец, серьезный вызов исходит от террористических угроз внутри Соединенных Штатов. Хотя действия наших вооруженных сил за рубежом помогают предотвращать новые теракты на территории США, угроза остается.

Перечень задач вооруженных сил и, в частности, сухопутных сил по оказанию поддержки гражданским властям в случае природных катастроф остается насущным и вряд ли иссякнет в обозримом будущем. Это такие задачи, как помощь в планировании мероприятий, оперативном управлении, а также осуществление поставок необходимого оборудования. Многое из того, что угрожает безопасности американских континентов, носит транснациональный характер, включая гуманитарные кризисы, торговлю наркотиками и людьми, организованную преступность, терроризм и распространение оружия. Если потребуется, Вооруженные силы США и впредь будут готовы вносить свой вклад в противодействие таким угрозам в собственной стране. Наши резервисты остаются главной опорой армии, когда речь заходит о непосредственном реагировании на внутренние нештатные ситуации. Но мы будем готовы выделять и регулярные войска – прежде всего те подразделения, которые обладают редкими навыками и необходимым оборудованием – для оказания поддержки гражданским властям в случае необходимости прямых действий.

Расширение задач

Наконец, армии предстоит сделать еще один важный шаг: от преимущественно контртеррористических операций, подавления мятежей, направления военных советников в союзнические армии и оказания им другого рода помощи к широкому кругу самых разных миссий. Поскольку в обозримом будущем контртеррористические операции сохранят актуальность, Армии США потребуется продолжать и усиливать взаимодействие с объединенными войсками специального назначения. Это партнерство претерпело заметные изменения, и оно будет расширяться по мере разработки новых концепций спецопераций, совершенствования средств обучения и повышения боеготовности, а также инвестирования в новые направления деятельности. Армии также нужно сохранить и приумножить интеллектуальный и организационный потенциал в сфере подавления мятежей, стабилизации обстановки, предоставления консультационных услуг и помощи союзникам. Накопленный здесь опыт обошелся слишком дорого всем тем из нас, кто носил военную форму последние 10 лет и помнит павших товарищей. Но нам также предстоит привести уровень подготовки в соответствие с новыми требованиями.

В предстоящие годы одной из важнейших задач будет более полное использование возможностей киберпространства в наших тактических и оперативных подразделениях. Несмотря на продолжающиеся трудности в понимании того, как и когда использовать эти возможности, мы неизбежно будем сталкиваться со все более серьезными вызовами в киберпространстве, что потребует наращивать усилия, чтобы защитить себя и использовать наши преимущества в этой области.

Достопамятным остается также последнее десятилетие, когда армии пришлось отвечать на вызовы, ведя многоцелевые боевые операции. В будущем нашей армии предстоит все чаще одновременно действовать против регулярных войсковых соединений, партизанских отрядов и полувоенных формирований, в которые входят гражданские лица. Придется освоить науку противодействия организованной преступности, терроризму и другим комплексным угрозам.

Передовые технологии и информационная революция привели к глубоким изменениям на поле боя. Сегодня любые операции могут сочетать боевые действия с налаживанием повседневного быта и поддержкой гражданского населения. Всякое военное или гражданское лицо может изменить ход проведения операции одним нажатием кнопки на мобильном телефоне. Опыт, приобретенный Армией США в Афганистане, Ираке и других странах, свидетельствует о том, что не считаться с этим вызовом крайне опасно.

В последние годы мы шли семимильными шагами в освоении смешанных и нетрадиционных боевых действий, обучая воинский контингент для последующего применения его в горячих точках. И решительно настроены на то, чтобы использовать опыт и преимущество, полученные солдатами и офицерами для действий в обстановке неопределенности в будущем.

Наконец, армии нужно подготовиться к качественному выполнению самых неожиданных миссий – от помощи жертвам наводнения до восстановления правопорядка в слабых государствах, где имеет место разгул преступности, массовое насилие, в том числе даже с применением нетрадиционных вооружений. Но как расширять сферу деятельности и сохранять высокую боеготовность в условиях сокращения финансирования? Прежде всего необходимо наладить как можно более четкое взаимодействие действующей армии и резервистов с региональным командованием.

Способность регионального командования предвидеть наиболее вероятные события должна помочь объединенным силам подобающим образом подготовиться. Это означает, что некоторые подразделения могут сосредоточиться на ведении фронтовых боевых операций, тогда как других нужно обучать в первую очередь искусству оказания помощи жертвам бедствий и катастроф или нашим партнерам в регионе. Акцент на региональную специфику также позволит освоить язык, особенности местной культуры и обеспечивать местные подразделения тем, что им действительно нужно.

Затем следует развивать способность к адаптации и оперативному реагированию, чтобы иметь возможность отвечать на требования обстановки по мере ее изменения. На индивидуальном уровне это означает более энергичные усилия по подготовке наших офицеров. На уровне частей и соединений – наличие тщательно продуманных планов обеспечения командующих объединенными группировками наиболее действенными, боеспособными и гибкими подразделениями. Сохраняя твердые навыки ведения боевых действий, личный состав и подразделения также должны обретать умение выполнять другие миссии и задачи, если в том возникнет необходимость. А на организационном уровне это означает, что стратегия материально-технического снабжения должна включать реалистичный прогноз состояния производственной базы и детальную экспертизу способности армии проецировать силу в разных регионах мира.

Предотвращать, расширять и побеждать

Английский философ Фрэнсис Бэкон заметил, что «если не менять ситуацию к лучшему намеренно и обдуманно, она ухудшится спонтанно и неожиданно». Армия твердо намерена сделать все необходимое, чтобы гарантировать себе лучшее будущее с учетом всех нынешних ограничений и требований. В предстоящее десятилетие мы уделим все более пристальное внимание предотвращению конфликтов и расширению зоны безопасности в мире. Речь идет о содержании достаточно крупной и боеспособной армии, внушающей нашим потенциальным противникам четкое понимание, что в случае чего они могут рассчитывать только на капитуляцию. Это также сохранение необходимости мощного присутствия за рубежом, которое вселит в партнеров уверенность и обескуражит противников.

По мере самоустранения от активного участия в крупномасштабных войсковых операциях мы будем уделять все больше внимания деятельности, нацеленной на более тесное взаимодействие с партнерами и демонстрацию приверженности нашей страны обеспечению безопасности во всем мире. В идеале акцент на предотвращение конфликтов и расширение присутствия в мире позволит исключить в будущем возникновение серьезных столкновений. Но если они все-таки случатся, американская армия как часть объединенных вооруженных сил будет готова решительно добиваться любых поставленных перед ней целей. Участие в вооруженных конфликтах на протяжении последних 10 лет позволило сформировать исключительно профессиональную когорту кадровых и некадровых военных, способных быстро переключаться с одной задачи на другую и ориентироваться в самой разнообразной политической, географической и культурной среде.

Имея за плечами годы напряженных усилий по обеспечению мира в Ираке, готовясь к выводу войск из Афганистана и переходу этой страны к мирной жизни в ближайшей перспективе, армейские лидеры сумеют использовать полученные навыки в течение предстоящего десятилетия там, где они будут востребованы.


Реймонд Одиерно – начальник штаба Армии США
Источник: "Россия в глобальной политике "
Оригинал публикации:Опубликовано в журнале Foreign Affairs, № 3, 2012 год. © Council on Foreign Relations, Inc


 Тематики 
  1. США   (973)