В последнее время одной из главных тем мировых средств массовой информации стало обсуждение возможности нанесения военного удара США или Израиля по Ирану. К каким последствиям может привести американский удар по Ирану? Прежде всего для соседнего Афганистана, где располагается многотысячная группировка вооруженных сил США и НАТО, которая может быть задействована для проведения силовой операции против Тегерана.
В случае начала вооруженного конфликта между США и Ираном (американский политолог Збигнев Бжезинский не исключает возможности нанесения удара по Ирану в октябре 2012 года), западная и юго-западная части Афганистана оказываются в зоне повышенной опасности, а возможно, и боевых действий. Речь идет в первую очередь о провинциях Герат, Фарах и Нимроз.
По оценкам экспертов Центра изучения современного Афганистана (ЦИСА), вооруженный конфликт США и Ирана будет в основном представлять собой серию массированных авиационных и ракетных ударов США и их союзников (Великобритании, Израиля) по ядерным объектам Ирана, элементам иранской военной инфраструктуры, нефтепроводам и другим целям. Учитывая наличие на афганской территории нескольких крупных военно-воздушных баз США в Баграме, а также на территории провинции Герат, прежде всего на авиабазе в Шинданде, есть основания полагать, что дислоцированные на них боевые самолеты ВВС США примут участие в атаках на иранские объекты.
Ключевую роль в обеспечении воздушных атак США на Иран с афганской территории, вероятно, будет играть военный аэродром базы Шинданд. Построенный еще советскими специалистами, он находится на северной окраине уездного центра провинции Герат, города Шинданда. В настоящее время на авиабазе располагаются афганские, американские и итальянские силы. Город Шинданд находится рядом с шоссе кольцевой автодороги, которую недавно проложили во всех западных районах Афганистана. Эта автомобильная трасса может быть использована для переброски американских и британских сил непосредственно к иранской границе в провинциях Герат, Нимроз и Фарах.
В случае успешных воздушных и ракетных ударов по объектам иранской ядерной инфраструктуры, большинство которых, судя по информации из открытых источников, располагаются в Северном и Северо-Восточном Иране, в относительной близости от ирано-туркменской границы, нельзя исключать осложнения радиационной обстановки в этих районах. Масштабы возможного радиационного заражения могут оказаться такими, что затронут также отдельные участки афганской провинции Герат, непосредственно прилегающие к иранской границе.
Несмотря на то что основное боевое содержание ирано-американского конфликта будут составлять удары с воздуха, следует также ожидать применения на иранской территории подразделений спецназа сил США и Великобритании. Такие подразделения, обученные действиям в специфических условиях и прошедшие проверку боем в ходе выполнения специальных задач в Афганистане, находятся в провинциях Гельманд, Кандагар, а также в ряде северных афганских провинциях. Эти части могут быть использованы для совершения диверсий и иных специальных акций на территории Ирана. В частности, для оценки результатов ракетных и авиационных ударов по ядерным объектам, для выполнения заданий по контрольной зачистке территорий, на которых находятся объекты ядерной инфраструктуры, а также для физической ликвидации или пленения персонала ядерных объектов, уцелевших после серии воздушных ударов.
Обнаруженные в ходе специальных рейдов на иранскую территорию материалы, документы и пленные могут быть также вывезены на афганскую территорию и размещены на объектах инфраструктуры США и НАТО в Афганистане.
ИРАН ГОТОВ НЕ ТОЛЬКО К ОБОРОНЕ
Иранские военные, наверняка предполагающие возможность использования афганской территории для обеспечения воздушного удара США, могут нанести упреждающие удары и «удары возмездия» по доступным для иранских ВВС и ракетных сил объектам США и НАТО на афганской территории. Кроме того, ответным иранским ударам могут быть подвержены афганские военные и гражданские объекты в провинциях Герат, Фарах и Нимроз.
Очевидно, что основной целью для иранских Вооруженных сил станет авиабаза Шинданд. Можно ожидать ответных ударов уцелевших иранских ВВС по этой авиабазе, а также наземных атак со стороны специальных сил Тегерана. Не исключено участие на стороне Ирана отдельных отрядов боевиков «Талибана» и Исламской партии Афганистана (ИПА) Гульбеддина Хекматияра. По мере эскалации военно-политической напряженности в отношениях Тегерана и Вашингтона следует ожидать переброски подконтрольных Ирану групп афганских боевиков и их концентрации в провинциях Герат, Фарарх и Нимроз, а также в Гельманде, где располагаются основные силы британского контингента, и активизации боевых антиамериканских групп в этих провинциях.
Нельзя исключать вероятности нанесения иранскими вооруженными силами «удара возмездия» по какому-либо крупному населенному пункту в Афганистане. Это могут быть города Герат, Шинданд, Торгунди (уезд Кушк, провинции Герат). Целью «ударов возмездия» будет стремление вызвать недовольство афганского населения американцами, которые своими действиями против Тегерана спровоцировали нанесение ответного удара иранских сил.
Следует также ожидать масштабных нападений боевиков из числа сочувствующих Тегерану групп «Талибана» и ИПА на американские объекты в Кабуле, в целом роста активности боевиков против гарнизонов США и НАТО в Афганистане.
Атака США на Иран заставит руководство «Талибана» отреагировать на этот конфликт. Несмотря на религиозные расхождения между шиитами (Ираном) и суннитами (талибами), руководители талибов скорее всего будут вынуждены занять проиранскую и антиамериканскую позицию. Одним из вероятных итогов этого станет срыв переговоров между американскими представителями и эмиссарами «Талибана» в Катаре.
Активную антиамериканскую позицию в случае начала конфликта займет также Гульбеддин Хекматияр, который до 2001 года жил в Тегеране. Американская атака на Иран, таким образом, может сорвать и наметившийся в январе 2012 года переговорный процесс между официальным Кабулом и руководством ИПА.
Следует также ожидать в случае ирано-американского вооруженного конфликта роста активности боевиков тех фракций «Талибана», которые контролируются Пакистаном. Обострение отношений между Кабулом и Тегераном сделает афганское правительство более зависимым от Исламабада.
Срыв переговорного процесса в Катаре усилит также пакистанские позиции во взаимоотношениях Вашингтона и Исламабада. Американцы будут вынуждены вновь искать возможность использовать пакистанское посредничество в контактах с «Талибаном», что, в свою очередь, еще сильнее ослабит позиции правительства Хамида Карзая внутри страны и в региональном политическом процессе.
В случае нанесения силами США и Великобритании ударов по Ирану с афганской территории неизбежно Тегераном будет поднят вопрос о статусе Афганистана в ирано-американском конфликте. Остаться нейтральной стороной в этом случае Кабулу не удастся – он будет воспринят иранским общественным мнением как участник антииранской западной коалиции. В этой связи следует ожидать объявления Ираном войны Афганистану, полного блокирования ирано-афганской границы и вторжения отдельных групп иранских вооруженных сил на территорию Западного Афганистана для совершения диверсионных акций и акций устрашения.
Закрытие ирано-афганской границы приведет к прекращению поставок бензина, дизельного топлива и иных горюче-смазочных материалов и продовольствия на афганский рынок. Это немедленно вызовет энергетический кризис в Афганистане и резкий рост цен на бензин, дизельное топливо, керосин. Кроме того, следует ожидать массовой депортации из Ирана десятков тысяч афганских беженцев, что способно привести к гуманитарной катастрофе в Западном Афганистане. Очевидно, что все это спровоцирует рост оппозиционных и протестных настроений в Афганистане и прежде всего в Кабуле.
Кризис в отношениях с Ираном неизбежно спровоцирует внутренний политический кризис в Кабуле, активизирует системную оппозицию в национальном парламенте, в оппозиционных группах бывшего «Северного альянса». Нельзя исключать попыток объявления импичмента президенту Хамиду Карзаю, а также возникновения в Афганистане массового антиамериканского антивоенного движения, участники которого будут требовать форсированного вывода иностранных войск с афганской территории. Если правительство страны не сможет помешать росту этого движения, то в Кабуле могут возникнуть предпосылки для политического переворота (афганской весны) и смещения Хамида Карзая с поста президента.
Если до момента нанесения удара по Ирану Соединенные Штаты не успеют заключить соглашение о стратегическом партнерстве с Афганистаном, которое предусматривает создание постоянных (долговременных) американских военных баз на афганской территории, то следует ожидать срыва переговорного процесса между Вашингтоном и Кабулом. В условиях нападения США на Иран афганский парламент наверняка выступит против размещения американских военных баз и откажется ратифицировать соглашение о стратегическом партнерстве с США.
Можно предположить, что американские власти попытаются активизировать процесс заключения договора с Кабулом, чтобы провести процедуру его ратификации в Волуси джирге до начала иранской операции. Попытки американских представителей форсировать подписание и ратификацию соглашения о стратегическом партнерстве с Афганистаном следует рассматривать как один из признаков подготовки к нападению США на Иран.
В свою очередь, следует ожидать активизации иранских представителей по давлению на официальный Кабул в том числе через оппозиционные проиранские политические организации в Афганистане и иранское лобби в Волуси джирге с целью помешать заключению американо-афганского соглашения. Не исключено, что Тегеран попытается сбалансировать процесс подготовки американо-афганского соглашения о стратегическом партнерстве инициированием через подконтрольных депутатов в Волуси джирге проекта одновременного заключения такого же соглашения между Афганистаном и Ираном.
В АФГАНИСТАНЕ СЛИШКОМ ЖАРКО
Происходящие в самом Афганистане события говорят не в пользу нанесения американского удара по Ирану. В последние месяцы складывается непростая обстановка. В начале 2012 года в сети Интернет была опубликована видеозапись глумления американских военных над трупами убитых афганцев, предположительно талибов. Публикация скандальной видеозаписи вызвала бурю возмущения в афганском обществе вне зависимости от политических взглядов тех или иных групп населения.
Спустя несколько недель после надругательства над телами афганцев произошло еще одно событие, ставшее причиной массовых антиамериканских демонстраций в Афганистане. Большое количество религиозной литературы, в том числе десятки экземпляров священного для мусульман Корана, были сожжены на территории американской базы в Баграме. Процесс сожжения был остановлен, когда несколько экземпляров полуобгоревших книг афганские служащие вывезли за пределы базы и показали священнослужителям.
По словам представителей НАТО, решение о сожжении религиозной литературы, изъятой из библиотеки тюрьмы, было принято командованием базы после обнаружения в них экстремистских материалов, главным образом приписок, сделанных заключенными. Очевидно, что совершенно другую реакцию афганского общества можно было бы ожидать, если бы командование продемонстрировало прессе поступки заключенных-талибов. Впрочем, некоторые афганские депутаты назвали случившееся в Баграме заговором со стороны соседних стран.
Однако в том, что произошло 11 марта в уезде Панджвай провинции Кандагар, крайне сложно обвинить соседние страны. Согласно версии командования США, один из военнослужащих покинул воинскую часть, после чего в близлежащей афганской деревне расстрелял 16 мирных жителей, в том числе восемь детей, четырех женщин и четырех мужчин пожилого возраста. Самой младшей жертве этой кровавой ночной охоты было два года. В Пентагоне уверены, что в совершении преступления виновен психически нестабильный военнослужащий 38-летний Роберт Бейлс. Однако в этом деле пока много вопросов, заставляющих не верить Пентагону. Вряд ли солдат-убийца мог без санкции командования в одиночку ночью покинуть территорию военной базы, имевшей систему тройного пояса охраны. Кроме того, на юге Афганистана, в том числе по соображениям безопасности, военные базы иностранцев находятся вдали от населенных пунктов, что почти исключает возможность добраться до места преступления пешком глубокой ночью.
После инцидента афганские власти отправили в район комиссию для выяснения обстоятельства трагедии. В состав комиссии вошли, в частности, брат президента Каюм Карзай и несколько депутатов национального парламента. Примечательно, что делегация по прибытии в уезд Панджвай подверглась нападению со стороны боевиков, что было многими афганскими экспертами воспринято как создание препятствия для работы комиссии. Тем не менее никто из членов комиссии в результате нападения не пострадал.
По возвращении в Кабул члены правительственной комиссии сделали неожиданное заявление. Член нижней палаты афганского парламента Хамидзай Лалаи, представитель провинции Кандагар, сообщил, что перед расстрелом американские солдаты изнасиловали двух женщин, а уже потом открыли огонь по беззащитным мирным жителям. Другой представитель комиссии Шакиба Хашими заявила, что в расстреле участвовало от 15 до 20 американских солдат, которых даже поддерживали с воздуха вертолеты.
Как видим, афганская и американская версии расходятся, и пока сложно сказать, что на самом деле в ту ночь происходило в уезде Панджвай. Утверждать можно одно: случай в Кандагаре, как и два предыдущих инцидента, – это сильнейший удар по позициям американских военных в Афганистане. Из-за этих событий антиамериканские настроения в афганском обществе достигли предела. После инцидента с сожжением Корана в штабе МВД ИРА два американских офицера были застрелены афганским военнослужащим, которому удалось беспрепятственно покинуть этот хорошо охраняемый объект в центре Кабула.
Надругательство над телами афганцев, неуважение к их религиозным чувствам и расстрел мирных жителей, безусловно, повлияют на укрепление позиции талибов, популярность которых в последние годы среди населения только снижалась. Можно ожидать не только роста симпатии населения к талибам, пообещавшим народу отомстить за «жертвы Кандагара», но и пополнения рядов боевиков из числа населения. Рост симпатии к талибам можно ожидать не только внутри Афганистана. Очевидно, это произойдет и в других странах исламского мира, что может улучшить пошатнувшее финансовое положение «яростных мулл». В конечном итоге все это приведет к усилению позиции талибов в катарском процессе.
Ухудшение положения американцев в Афганистане и рост напряженности в этой стране может повлиять на планы США относительно Ирана. Складывающаяся сегодня в Афганистане ситуация ставит под большой вопрос возможность нанесения удара по Ирану со стороны США в этом году.
Впрочем, это не касается других противников Ирана. И хотя официальные и неофициальные лица в США и Израиле исключили возможность атаки со стороны Израиля на Иран, тем не менее в начале марта 2012 года некоторые западные издания опубликовали оценки военных экспертов, смоделировавших возможное воздушное нападение израильских ВВС на Иран.
В ТЕГЕРАНЕ С ПОДОЗРЕНИЕМ СМОТРЯТ НА БАКУ И ТЕЛЬ-АВИВ
В одной из статей, опубликованной ресурсом Би-Би-Си, говорится, что Израиль недавно закупил 125 современных истребителей F-15L и F-16L, оснащенных дополнительными топливными баками. Как отмечают эксперты, израильское правительство также закупило вооружение, предназначенное для уничтожения подземных объектов. Кроме того, на вооружение армии этой страны поступили БПЛА с возможностью «дальнего похода». Хотя Израиль имеет опыт нанесения достаточно успешного воздушного удара по Ираку в 1981 году, военные эксперты полагают, что атака на Иран не будет легким делом.
Во-первых, интересующие Израиль иранские объекты находятся в основном под землей. Во-вторых, важные объекты Ирана находятся на расстоянии 1600–1800 км от израильских баз. В реальности это расстояние может еще увеличиться, так как неизвестно, сможет ли Израиль получить воздушный коридор для бомбардировки Ирана через воздушное пространство Турции или Саудовской Аравии. По мнению военных аналитиков, самым оптимальным вариантом является воздушный коридор через Ирак, где воздушное пространство до сих пор контролируется США. По мнению экспертов, даже с учетом дополнительных топливных баков самолеты Израиля не смогут без дозаправки совершить такие полеты. По словам экспертов, у Израиля в настоящее время имеется 8–10 самолетов-заправщиков, но их недостаточно для осуществления операции такого масштаба. Если израильские ВВС в ближайшее время попытаются заполучить дополнительные заправщики, то это может свидетельствовать о начале практической подготовки атаки на Иран.
Эксперты не исключают возможности нанесения по объектам Ирана удара израильских ВВС с территории других стран. Укрепление партнерских отношений Израиля и Азербайджана, наметившееся в последние месяцы, в Тегеране рассматривают как подготовку к использованию азербайджанской территории в качестве возможной перевалочной базы для нанесения авиаудара по Ирану.
На фоне этого происходит нагнетание дипломатической напряженности между Тегераном и Баку. В феврале 2012 года МИД ИРИ вызвал посла Азербайджана в этой стране для дачи объяснений по поводу появившихся сообщений о подписании соглашения о военном сотрудничестве между Азербайджаном и Израилем. Азербайджанский дипломат признал факт подписания соглашения о закупке вооружения, однако пояснил, что его страна надеется, что новое вооружение поможет Баку освободить «оккупированные территории». Следует отметить, что МИД ИРИ только в феврале 2012 года дважды вызывал посла Азербайджана для объяснений.
Очевидно, что Тегеран будет пытаться и в дальнейшем нейтрализовать различные элементы потенциальной инфраструктуры вторжения, создаваемой Израилем и Соединенными Штатами. Поскольку важнейшим элементом этой инфраструктуры Иран считает Азербайджанскую Республику, то значительные усилия тегеранские политики будут концентрировать прежде всего на азербайджанском направлении.
Угрозами второго уровня для иранской национальной безопасности представляются американские и натовские военные объекты и группировки, расположенные на территории Ирака и Афганистана. В этой связи по мере обострения ситуации вокруг Ирана следует ожидать превентивных дипломатических, политических и силовых действий правительства Махмуда Ахмадинежада в отношении официальных кабульских и багдадских властей. Учитывая заметное влияние, которое Тегеран имеет на некоторые незаконные вооруженные формирования в Ираке и Афганистане, нельзя исключать использования их боевиков для проведения акций устрашения и диверсий против американских военнослужащих и объектов США на иракской и афганской территории. В случае начала вооруженного противостояния между Ираном, Израилем и США организация таких диверсий и террористических акций станет неизбежной.
Омар Нессар – научный сотрудник Института востоковедения РАН, директор Центра изучения современного Афганистана (ЦИСА)
Источник: "ВПО"