Еще накануне саммита "восьмерки" в американском Кэмп- Дэвиде его хозяева объявили, что элитный клуб мировых лидеров "возвращается к своим истокам". Мол, не будет "50-страничной итоговой декларации по всем вопросам" и обилия совместных заявлений, а будет спокойный доверительный разговор глав государств и правительств, которые собираются как друзья и единомышленники. Прогноз оправдался, но напрашивалась еще одна аналогия с самым первым подобным форумом, который состоялся во французском Рамбуйе в 1975 году. Тогда, 37 лет назад, президент Валери Жискар д'Эстен пригласил своих коллег на встречу "без протокола", чтобы обсудить тяжелое экономическое положение, вызванное энергетическим кризисом и ростом инфляции.
Нынешнее совещание "Группы восьми" также проходило в чрезвычайно сложной экономической ситуации в Европе, обострившейся в связи с политическим и финансовым кризисом в Греции. Именно эта тема и стала главной на саммите, который состоялся 18-19 мая в загородной резиденции президента США в штате Мэриленд неподалеку от Вашингтона. В нем приняли участие президент США Барак Обама, премьер- министр Канады Стивен Харпер, премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон, Канцлер Германии Ангела Меркель, президент Франции Франсуа Олланд, глава правительства Италии Марио Монти, премьер-министр Японии Ёсихико Нода и премьер-министр России Дмитрий Медведев. Лидеры Франции, Италии и Японии, недавно занявшие свои посты, участвовали в таких встречах впервые.
Президент России Владимир Путин за 10 дней до начала совещания объявил, что останется в Москве, чтобы продолжить формирование нового правительства страны, а в Кэмп-Дэвид отправится Дмитрий Медведев. С этим решением, которое вызвало в США оживленные дискуссии и комментарии, и была в основном связана "российская тема" на саммите. Эксперты высказывали различные предположения по поводу отсутствия Путина, но большинство расценило его как определенный сигнал Соединенным Штатам. По мнению старшего сотрудника Института Брукингса Брюса Джонса, "Путин сигнализирует о том, что занял более твердую, неуступчивую позицию по трудным вопросам", в том числе по ПРО, Сирии и Ирану. В свою очередь бывший старший директор по Центральной и Восточной Европе Совета национальной безопасности США Стивен Фланаган, ныне работающий в вашингтонском Центре стратегических и международных исследований, полагает, что решение Путина не ехать в Кэмп-Дэвид свидетельствует о более благосклонном отношении Москвы к "Группе двадцати". Она намного лучше, чем "восьмерка", "вписывается в видение Россией будущего мирового порядка", убежден эксперт.
В то же время Белый дом порекомендовал не искать какой- то скрытый смысл в отсутствии Владимира Путина на саммите и сообщил, что Барак Обама "с пониманием воспринял" решение российского коллеги. Заместитель помощника президента США по национальной безопасности Майкл Фроман, курирующий международные экономические вопросы и являющийся американским "шерпой" в "восьмерке", отметил, что "не стал бы делать из этого какие-то далеко идущие выводы". Он подчеркнул, что у президента США сложились "очень хорошие отношения с обоими российскими руководителями – и с Владимиром Путиным, и с Дмитрием Медведевым".
Беседуя с журналистами по завершении саммита, Дмитрий Медведев заявил, что его появление в Кэмп-Дэвиде "нужно рассматривать как определенный символ преемственности внешней политики" России, в том числе политики "перезагрузки" в российско-американских отношениях, которой он, находясь на посту президента, посвятил немало времени. "У нас с Владимиром Владимировичем Путиным одинаковое понимание приоритетов внешней политики", – подчеркнул премьер.
Говоря о двусторонней встрече с Обамой "на полях" совещания "восьмерки", он отметил, что она "проходила в дружеской манере" и "касалась разных вопросов". "Мы "прошлись" и по тому, что было сделано, поговорили о том, какие задачи сейчас предстоят нашим странам, включая развитие экономического оборота, экономических отношений", – сообщил Медведев. "Я доволен этим разговором. Он означает, что наше общение продолжается", – сказал глава правительства РФ.
Он также сообщил, что передал Бараку Обаме послание от Владимира Путина, в котором излагаются позиции России "по определенным направлениям внешнеполитической деятельности и наших двусторонних отношений".
Представители Белого дома дают последним контактам с Кремлем положительные оценки, обращая внимание и на визит в Москву в начале мая помощника президента США Томаса Донилона, который был принят Путиным, и на недавний телефонный разговор лидеров двух стран. Фроман, в частности, заявил, что у Барака Обамы "состоялось очень хорошее взаимодействие" с Владимиром Путиным после того, как тот вновь был избран президентом РФ, и между двумя странами продолжается "чрезвычайно хороший диалог".
Другой заместитель помощника президента США по национальной безопасности Бен Родс, курирующий вопросы стратегических коммуникаций, сообщил, что Путин в телефонном разговоре с Обамой "ясно дал понять: премьер- министр Медведев будет продолжать участвовать в отношениях с Соединенными Штатами и государствами "восьмерки" с учетом того очень хорошего прогресса", который был достигнут за последние несколько лет. Путин дал понять, что Медведев "говорит от его имени, участвуя в таких встречах", рассказал Родс. Он также подтвердил, что в Белом доме рассчитывают на встречу президентов двух стран "на полях" саммита "двадцатки", которая состоится через месяц в мексиканском Лос-Кабосе.
В то же время официальный представитель администрации США, просивший не упоминать его имени в печати, сообщил накануне саммита "восьмерки", что партнеры России по- прежнему разочарованы ее позицией в отношении Сирии. По его словам, другие страны собираются довести до сведения российской делегации в Кэмп-Дэвиде намерение обеспечить при необходимости урегулирование в Сирии и без помощи Москвы.
Сирийская тема нашла отражение в 10-страничной итоговой декларации лидеров "Группы восьми", которые призвали "руководство Сирии и все стороны /конфликта/ незамедлительно и полностью придерживаться обязательств по выполнению состоящего из шести пунктов плана спецпредставителя ООН и Лиги арабских государств Кофи Аннана, включая немедленное прекращение насилия". Выражая озабоченность по поводу гибели людей, гуманитарного кризиса и серьезных нарушений прав человека в Сирии, главы государств и правительств "восьмерки" потребовали "прекратить применение силы, ставящее под угрозу жизнь гражданского населения".
Замглавы МИД РФ Сергей Рябков, входивший в состав делегации на саммите в Кэмп-Дэвиде, заявил, что российская сторона "полностью удовлетворена параграфом /итоговой декларации/ по Сирии". Вместе с тем он отметил, что западные страны продолжают настаивать на уходе президента Башара Асада. "Высказывались разные точки зрения на тему того, как это обеспечить, – рассказал дипломат. – Например, был разговор о том, чтобы применить йеменскую модель – быстрого, но достаточно твердого реформирования прежней властной системы с уходом руководителя, который правил много лет". "Но результатом дискуссии является то, что записано в декларации", – подчеркнул заместитель министра.
Лидеры "восьмерки" выразили также "глубокую обеспокоенность" по поводу ядерных программ Ирана и КНДР, заявили о намерении продолжать помощь странам Ближнего Востока и Северной Африки в рамках "Довильского партнерства", пообещали добиваться урегулирования ситуации в Афганистане, осудили терроризм и международную преступность, подтвердили приверженность ядерному разоружению и нераспространению ядерных материалов. Все эти международные вопросы обсуждались за рабочим ужином, который Обама устроил для своих гостей сразу же после их прибытия в Кэмп-Дэвид.
Однако основной темой саммита стала ситуация в еврозоне, резко обострившаяся в связи с политическим и экономическим кризисом в Греции. Накануне совещания Майкл Фроман сообщил, что "главный вопрос заключается в том, как стимулировать экономический рост и при этом не допустить увеличения бюджетного дефицита". Именно этой теме было посвящено первое пленарное заседание форума; в том или ином виде она затрагивалась и на двусторонних встречах "на полях" саммита.
Проблема осложнялась еще и тем, что европейцы прибыли в Кэмп-Дэвид, не имея, по сути, согласованного рецепта лечения своих финансово-экономических недугов. На их прошлых встречах доминировала позиция двух ведущих игроков Евросоюза – канцлера Германии Ангелы Меркель и президента Франции Николя Саркози, выступавших за жесткую экономию правительственных расходов в целях сокращения бюджетного дефицита и государственного долга. Однако после победы на президентских выборах во Франции социалиста Франсуа Олланда расклад сил внутри ЕС изменился, и возобладала иная точка зрения, согласно которой для выхода из кризиса, стимулирования роста и борьбы с безработицей требуются дополнительные финансовые вливания в экономику, а значит – расходование правительственных средств.
Примерно такого же подхода придерживался и Барак Обама при разработке комплекса мер по борьбе с кризисом внутри самих США. В преддверии саммита "восьмерки" американские официальные лица давали понять, что считают спасение европейцев – делом рук самих европейцев, но в то же время признавали, насколько опасным может быть распространение финансового заболевания из Старого света в другие регионы мира. "Экономическая ситуация в Европе имеет огромное значение для Соединенных Штатов. На карту поставлено очень много", – отмечал тот же Фроман. Говоря о подготовке к саммиту, он заверял, что президент Обама "не собирается учить европейцев", а просто намерен поделиться с ними своим опытом, но как бы то ни было Вашингтону вновь предстояло сыграть важную роль в европейских делах.
Утром в день открытия саммита "восьмерки" Обама принял в Белом доме Олланда и, таким образом, заранее согласовал с ним подходы к ситуации в еврозоне. В результате Меркель, оказавшаяся в Кэмп-Дэвиде в некотором одиночестве, была вынуждена уступить давлению и смягчить свою позицию. Судя по всему, уговаривали ее вежливо, но настойчиво, хотя позже Фроман уверял, что "лидеры очень хорошо общались друг с другом", "никому не пришлось защищаться и никто ни на кого не нападал". Чтобы показать, что они расстаются добрыми друзьями, Обама провел по окончании форума незапланированную встречу с Меркель.
Изменение общей позиции европейцев по поводу кризиса в их валютном союзе было зафиксировано в итоговой декларации саммита, состоящей из шести разделов: глобальная экономика, энергетика и изменение климата, продовольственная безопасность, изменение экономики Афганистана, перемены на Ближнем Востоке и в Северной Африке, а также проблемы политики и безопасности. Ее основной текст начинается словами: "Наш императив – содействие экономическому росту и созданию рабочих мест". Это явный отход от прошлых решений стран ЕС, устанавливавших конкретные сроки и параметры сокращения своих бюджетных дефицитов.
Объясняется это тем, что в мировой экономике видны "обнадеживающие признаки", но сохраняются "сильные встречные ветры". В то же время в декларации содержится легкий реверанс в сторону позиции Германии. Лидеры "восьмерки" обещают "предпринять все необходимые шаги для укрепления и оздоровления своих экономик и борьбы с финансовыми стрессами, признавая, что правильные меры – не одни и те же для каждого из нас". Оговорка в конце этой фразы подчеркивает различие в ситуациях в Европе, Северной Америке, Японии и России, у которых при наличие общих проблем сохраняется своя специфика, а значит – необходимость поиска собственных рецептов укрепления национальных экономик.
"Мы приветствуем продолжающуюся в Европе дискуссию о том, как обеспечить экономический рост, сохраняя в то же время твердую приверженность финансово-бюджетной консолидации, оцениваемой на структурной основе", – указывается в декларации, текст которой был распространен Белым домом. Таким образом, лидеры "восьмерки" подчеркивают важность мер бюджетной экономии, но императивом все же считают экономический рост и борьбу с безработицей. Кроме того, намерение оценивать бюджетную консолидацию "на структурной основе" означает возможность сохранения в некоторых странах высоких бюджетных дефицитов в случае плохой экономической ситуации.
Греция – нынешний enfant terrible Европейского союза – удостоилась отдельного упоминания в итоговом документе, что на саммитах "восьмерки" случается не часто. "Мы согласны с большим значением сильной и сплоченной еврозоны для глобальной стабильности и оздоровления, и мы подтверждаем свою заинтересованность в том, чтобы Греция оставалась в еврозоне, выполняя при этом свои обязательства", – говорится в декларации глав государств и правительств "Группы восьми".
Подводя итоги саммита, его хозяин Барак Обама заявил о "нарождающемся консенсусе" по вопросу о выходе из кризиса в еврозоне. "Направление, которое недавно приобрели дискуссии на эту тему, должно вселять в нас уверенность", – подчеркнул президент США.
В свою очередь Дмитрий Медведев, беседуя с журналистами, также отметил "единую позицию" участников форума. Примечательно, что именно по этой причине он охарактеризовал саммит в Кэмп-Дэвиде не только как "самый содержательной" из всех встреч "восьмерки", на которых ему доводилось бывать, но и как, возможно, "самый беспроблемный".
"Европа будет спасена", – наполовину в шутку, наполовину всерьез заверил Медведев. Впрочем, перейдя на вполне деловой тон, он подчеркнул, что преодолеть кризис в еврозоне и добиться урегулирования положения в Греции можно "при наличии политической воли и соответствующей помощи".
В то же время он напомнил, что "это, конечно, проблема не Российской Федерации и не Соединенных Штатов, это проблема Евросоюза". Странам ЕС "надо исполнять те решения, которые были приняты до этого", добавил российский премьер.
Медведев также отметил, что для преодоления последствий глобального кризиса требуются и экономический рост, и бюджетная дисциплина. По его мнению, "нужно и то, и другое".
Такую же позицию выразила и Меркель. "Мы должны работать в обоих направлениях, и об этом ясно заявили участники саммита. Думаю, что это большой прогресс", – сказала она после встречи с Обамой.
Тем не менее, вопрос, насколько далеко канцлер Германии будет готова отойти от своих прежних установок, остается отчасти открытым. И нет никаких сомнений в том, что дискуссия на тему "Что важнее – экономический рост или бюджетная дисциплина?" продолжится в обозримой перспективе. Ожидается, что прояснить ситуацию помогут министерские встречи в Европе, запланированные до конца нынешнего месяца.
Эксперт вашингтонского Центра стратегических и международных исследований Хизер Конли, занимавшая ранее пост заместителя помощника госсекретаря США по делам Европы и Евразии, считает, что сейчас сложился "новый европейский треугольник в составе президента Франции Олланда, канцлера Германии Меркель и премьер-министра Италии Монти, которым и предстоит искать баланс между экономическим ростом и жесткой экономией".
Что касается президента США, то он, по мнению экспертов, может быть доволен результатами саммита. "Он получил почти все, что хотел", – считает сотрудник Торонтского университета Джон Киртон, специализирующийся на изучении "Группы восьми". По его словам, "коллеги Обамы приняли ту же экономическую стратегию, которую он продвигает в течение нескольких лет: на первом месте – экономический рост и создание рабочих мест, а уже потом – финансово-бюджетная консолидация".
По итогам встречи в Кэмп-Дэвиде "восьмерка" высказалась также в защиту открытых рынков и прав интеллектуальной собственности, подтвердила приверженность принципам энергетической безопасности, одобренным на саммите в Санкт- Петербурге в 2006 году, пообещала продолжить борьбу с потеплением климата, взяла новые обязательства по обеспечению продовольствием беднейших стран Африки. Некоторые темы были отражены в отдельных совместных заявлениях участников саммита, в основном совпадающих с разделами итоговой декларации и считающимися своеобразными "планами действий".
Из этого ряда выделяется заявление по мировым рынкам нефти, которое было расценено экспертами как достаточно ясный сигнал стран "восьмерки" о том, что при необходимости они прибегнут к продаже сырья из своих стратегических резервов. В документе говорится, что "Группа восьми" готова призвать Международное энергетическое агентство /МЭА/ "принять надлежащие меры, чтобы обеспечить полное и своевременное снабжение рынка".
Лидеры "восьмерки" считают, что на протяжении "последних нескольких месяцев" происходило "все больше сбоев в поставках нефти" и это представляет "существенный риск для глобального экономического роста". "В ответ крупные производители увеличили объемы добычи", внимательно наблюдая за тем, чтобы не допустить появления на рынках излишков "черного золота", однако не исключена "вероятность дальнейших перебоев с продажей нефти" в предстоящие месяцы. Кроме того, ожидается "увеличение спроса" на нефть, добавляет "Группа восьми".
Комментируя это заявление на специальном брифинге, Фроман назвал его "ключевым" и "необычным". При этом заместитель помощника президента США по нацбезопасности подтвердил, что данный шаг напрямую связан с тем, что в конце июня ожидается полное вступление в силу новых санкций США и ЕС против Тегерана, которые должны привести к резкому сокращению поступления иранской нефти на мировые рынки.
Документ показывает, что у "восьмерки" выработана общая позиция, заключающаяся в готовности действовать через МЭА, чтобы гарантировать поставки на рынок, "когда упомянутые санкции в полной мере вступят в силу", отметил Фроман. На его взгляд, заявление демонстрирует, что "мы решительно настроены на полное исполнение санкций при одновременном обеспечении полного и адекватного снабжения рынков".
Вместе с тем, Фроман отрицательно ответил на вопрос о том, рассматривались ли на саммите условия и обстоятельства, при которых "восьмерка" обратится к МЭА. "Конкретные инициирующие факторы не обсуждались", – сообщил представитель Белого дома.
Заявление по нефтяным рынкам было также расценено экспертами как очередное "предупреждение Ирану" о решительном настрое международного сообщества сохранить в силе введенные против него санкции и не допустить разработки Тегераном ядерного оружия.
В то же время Сергей Рябков выразил обеспокоенность в связи с тем, что "возможность попытаться решить иранскую ядерную проблему военными методами по-прежнему рассматривается как реальная". "Мы имеем сигналы – публичные и по закрытым каналам – о том, что эта опция сейчас воспринимается в некоторых столицах как гораздо более применимая ко всей этой ситуации, чем до сих пор", – сказал замглавы МИД РФ, добавив, что военная операция против Ирана приведет к дестабилизации в регионе и в мире в целом, а также негативно отразится на глобальной экономике.
Все эти вопросы, включая экономическую ситуацию в Европе, обсуждались участниками саммита не только на общих, но и на двусторонних встречах. Дмитрий Медведев "на полях" форума познакомился с Франсуа Олландом, побеседовал с Ангелой Меркель и Марио Монти, провел встречу с Дэвидом Кэмероном, от которого получил приглашение на летнюю Олимпиаду в Лондон.
В свою очередь Барак Обама успешно осваивал "тренажерную дипломатию" в ходе утренней разминки с Кэмероном, а днем вместе с ним и Меркель смотрел по телевизору послематчевые пенальти в финале Лиги чемпионов по футболу, в котором встречались лондонский "Челси" и мюнхенская "Бавария". Канцлера ФРГ и здесь ждало разочарование – победа, как известно, досталась английскому клубу.
Теперь лидеры "восьмерки" продолжат диалог 18-19 июня на саммите "двадцатки" в мексиканском Лос-Кабосе. В этой встрече примет участие президент РФ Владимир Путин.
Источник: По материалам ИТАР-ТАСС
При полном или частичном использовании данного материала ссылка на rodon.org обязательна.