В оглавление «Розы Мiра» Д.Л.Андреева
Το Ροδον του Κοσμου
Главная страница
Фонд
Кратко о религиозной и философской концепции
Основа: Труды Д.Андреева
Биографические материалы
Исследовательские и популярные работы
Вопросы/комментарии
Лента: Политика
Лента: Религия
Лента: Общество
Темы лент
Библиотека
Музыка
Видеоматериалы
Фото-галерея
Живопись
Ссылки

Лента: Политика

  << Пред   След >>

О возможном саудовско-бахрейнском объединении

14 мая с.г. в Эр-Рияде состоялось 14 консультативное заседание Глав государств ССАГПЗ (Совет сотрудничества арабских государств персидского залива), основной темой которого стало дальнейшее обсуждение механизмов практической реализации плана о создании союзного саудовско-бахрейнского государства. Следует отметить, что накануне его проведения в саудовской столице состоялось министерское совещание, в ходе которого планировалось детально обсудить вопросы, выносимые на рассмотрение участников аравийской встречи в верхах. О пессимистических настроениях, царивших во время подготовительного заседания министров иностранных дел стран ССАГПЗ, свидетельствует тот факт, что впервые за многолетнюю практику проведения подобных форумов участники не приняли итогового документа, который должен, согласно практике, быть в последствии передан на утверждение глав государств.

Откровенно говоря, непосредственные участники переговорного процесса, включая наиболее заинтересованные стороны – Саудовскую Аравию и Бахрейн (а точнее, – их руководство) мало что сделали в практической плоскости с момента завершения последнего саммита глав государств ССАГПЗ в декабре 2011 г., во время которого, как мы помним, саудовский монарх призвал членов «аравийской шестерки» перейти от этапа интеграции к полноценному объединению в единое государство.

В предыдущем нашем материале мы писали о том, что идея объединения не находит широкой поддержки со стороны ряда политически, а главное экономически независимых государств ССАГПЗ, в частности, Катара и ОАЭ.

Проанализировав материалы и публикации, появившиеся в ближневосточной прессе после завершения саммита глав государств ССАГПЗ 14 мая с.г., возникает необходимость акцентирования внимания на нескольких довольно важных моментах:

1. Уровень участников. Вывод первый: Традиционным явлением для последних саммитов глав государств ССАГПЗ стало отсутствие на них президента ОАЭ шейха Халифы бин Заида аль-Нахаяна, а также султана Омана Кабуса. Подобный факт может быть трактован двояко. Во-первых, далеко не секрет, что эмиратский президент уже не первый год испытывает серьезные проблемы со здоровьем, что не позволяет ему проявлять мобильность, присущую некоторым из его коллег по ССАГПЗ. Вывод второй: делегирование вместо себя вице-президента, премьер-министра, правителя Дубая шейха Мухаммеда аль-Мактума может быть расценено как нежелание официального Абу-Даби участвовать в обсуждении проектов, связанных с созданием новых государств на территории Аравийского полуострова в силу их неактуальности для ОАЭ на данном этапе. Подобное же относится и к Оману, который на саммите был представлен лишь на уровне вице-премьер-министра, что может косвенно свидетельствовать о второстепенной значимости вопроса создания новых объединений в рамках существующего ССАГПЗ с точки зрения Маската.

2. Вероятность раскола ССАГПЗ. Сразу же после окончания саммита иранские СМИ, ссылаясь на достоверные источники в ССАГПЗ, распространили информацию о том, что во время закрытого заседания глав государств эмир Катара и представитель Омана, якобы, в ультимативной форме заявили о своем выходе из ССАГПЗ в случае создания саудовско-бахрейнского союзного государства. Достоверность данной информации проверить не представляется возможным, хотя в ее правдоподобности не стоит сильно сомневаться, поскольку Катар и Оман связывают с Ираном ровные, рабочие контакты. Не следует забывать и о том, что Иран за последние несколько лет превратился для Бахрейна и КСА в главную и наиболее опасную угрозу безопасности и стабильности на Аравийском полуострове.

3. «Тест на перезрелость». Пытаясь как-то сгладить критику, звучащую в адрес саудовской дипломатии относительно недоработок и промахов, допущенных ею в контексте реализации соответствующего поручения короля Абдаллы, МИД КСА накануне саммита сделал несколько заявлений, в которых говорилось о том, что сама по себе идея создания союза не является новаторской, приводя в качестве успешного примера объединение семи арабских эмиратов в состав федеративного государства ОАЭ в 1971 г. Основной проблемой для саудовского МИДа на данном этапе, как нам кажется, является его неспособность определить подходящие момент и время для создания союзного государства с целью недопущения возможного развала ССАГПЗ изнутри. В этом плане МИД КСА необходимо как можно скорее переходить от декларативной риторики к конкретным практическим шагам, спасая тем самым пошатнувшуюся репутацию саудовской дипломатии, для которой вопрос о саудовско-бахрейнском единстве может оказаться «тестом на перезрелость».

4. Временной вакуум. Решение лидеров стран ССАГПЗ о переносе рассмотрения вопроса о саудовско-бахрейнском объединении лишний раз подтверждает отсутствие практических механизмов реализации данного плана. Судя по всему, Саудовская Аравия осознала тот факт, что идея объединения с Бахрейном должна была быть представлена и реализована еще до событий «арабской весны». Перспектива претворения в жизнь плана о создании союза с Бахрейном на данном историческом отрезке современной истории ССАГПЗ выглядит весьма туманной.

5. Ни шагу назад. Заявив о намерениях создать союзное государство, саудовское руководство должно понимать, что пути назад нет, поскольку провал данного плана будет свидетельствовать о глубоком внутреннем расколе в рядах ССАГПЗ, не говоря уже о неспособности Эр-Риада диктовать свои условия «младшим братьям» по ССАГПЗ в нынешних политических условиях.

6. Саудовско-иранская эскалация. 14 мая с.г. Председатель Исламского консультативного Совета ИРИ А.Лариджани открыто и недвусмысленно осудил любые попытки КСА «аннексировать» Бахрейн. Одновременно 190 депутатов иранского парламента подписались под коллективным заявлением, в котором предостерегли Эр-Риад от «нелогичных шагов, способных, в случае их осуществления, привести «к неминуемому объединению бахрейнцев для противостояния оккупации, а бахрейнский кризис перебросится на территорию КСА». Далеко за рамками дипломатического этикета прозвучали заявления иранского депутата Х.Шахраяри, который отметил, что «историческая справедливость вскоре восторжествует» и Бахрейн вновь станет 14 провинцией Великого Ирана (напомним, что с начала 17 в. Бахрейн находился в составе Иранского государства вплоть до 1820 г., когда бахрейнские правители заключили с британцами соглашение, именуемое в некоторых источниках как «Морской мир». По данному договору Бахрейн обязался прекратить атаки на британские суда в обмен на гарантии независимости. Юридически формализация суверенитета Бахрейна была осуществлена в 1970 г. в результате проведенного в Королевстве референдума под наблюдением ООН. В иранской историографии факт проведения референдума принято расценивать в качестве одного из промахов региональной внешней политики шаха Р.Пехлеви).

7. «Аль-Джазира» как зеркало внутренних противоречий внутри ССАГПЗ. Хочется отметить, что характер освещения ведущим арабским новостным телеканалом «Аль-Джазира» вопроса о саудовско-бахрейнском единстве не является типичным. Речь идет о том, что с момента начала «арабской весны» данный телеканал практически исключил из своего эфира интервью с теми, кто гипотетически может выступить в поддержку старых арабских режимов. Отсюда следует предположить, что если бы руководство Катара благосклонно относилось к идее объединения КСА и Бахрейна, заявлений о нецелесообразности подобного шага в эфире этого телеканала не было бы. А такие мысли в последние дни на «Аль-Джазире» активно высказываются аналитиками и обозревателями.

Исходя из изложенного, напрашивается вывод о том, что продолжение переговоров по созданию саудовско-бахрейнского единого государства закладывает «мину замедленного действия» для следующего поколения саудовских политиков и дипломатов, учитывая преклонный возраст как действующего монарха Абдаллы, так и главы саудовской дипломатии принца Сауда. Как показывает нынешняя ситуация в регионе, саудовскому руководству не стоило в принципе поднимать вопрос об объединении, учитывая большое количество нерешенных проблем как внутреннего, так и регионального характера, в том числе и «подвешенное» состояние эмиратско-иранского спора об островах.

В данной ситуации остается лишь наблюдать за последующим развитием событий вокруг данного вопроса. Возможно, проект саудовско-бахрейнского объединения утратит свою актуальность так же, как это уже произошло с вопросом о расширении ССАГПЗ за счет присоединения к нему Марокко и Иордании, что в первую очередь объясняется отсутствием продуманной стратегии осуществления задуманных планов.


М.А.Субх
Источник: "Институт Ближнего Востока "



* * *


Заговор объединения Бахрейна и Саудовской Аравии обречен на провал (Радио Ирана)


Фарс-ньюз – "Фронт исламского действия Бахрейна" осудил общий заговор семейств Халифа и Сауда по объединению Бахрейна и Саудовской Аравии.

Эта группировка, осудив сегодня общий заговор правящих режимов Манамы и Эр-Рияда, объявила: "План объединения Бахрейна и Саудовской Аравии разработан для того, чтобы узаконить оккупацию Бахрейна саудовскими войсками и расширять влияние Эр-Рияда, так как саудовский режим с момента своего образования проводил экспансионистскую политику и добивался господства над государствами региона силой оружия, путем финансирования, поддержки терроризма, интриг и религиозного искажения.

"Фронт исламского действия" Бахрейна, назвав аннексию Бахрейна к Саудовской Аравии незаконной акцией, подчеркнул, что сделка приведет не к ликвидации восстания бахрейнского народа, а ускорению победы революции.


Источник: "Русская служба "Радио Иран"

 Тематики 
  1. Ближний Восток   (499)