В марте Китай стал объектом информационной войны: в западных СМИ широко публиковались самые различные, зачастую нарочито сенсационные, сообщения о ситуации в КНР, о "борьбе за власть" в высших эшелонах компартии. Огромный поток информации, в основном непроверенной, образовался после неожиданного смещения 14 марта члена Политбюро ЦК КПК Бо Силая с поста секретаря парткома китайского мегаполиса Чунцин.
Вслед за этим 19 марта в западных СМИ появились сообщения о "перевороте" в Китае. Затем поступили сведения о "лишении власти" отвечающего в коммунистической партии Китая за политику в области безопасности члена Постоянного комитета Политбюро ЦК КПК, секретаря политико-юридической комиссии Чжоу Юнкана.
Две последние "новости" не нашли подтверждения из официальных источников и признаны сейчас влиятельными СМИ как "ложные". Тем не менее, ощущающийся недостаток официальной информации из народной республики, в том числе в связи с личной судьбой Бо Силая, продолжает порождать многочисленные домыслы и слухи, которые широко распространяются в Интернете.
Все говорит о том, что Китай, где сейчас проходит сложный процесс смены поколений в руководстве страны – а замене подлежит до конца текущего года около 70 проц. состава высших органов власти – стал объектом информационной кампании нового типа, которая агрессивно ведется сейчас в первую очередь с помощью новых видов электронных СМИ. Как отмечают в этой связи работающие в Лондоне политологи, "на Китае сейчас опробываются новейшие технологии СМИ, приближающиеся к информационному оружию".
Главным источником "будоражащих" новостей о ситуации в Китае выступает сейчас газета Epoch Times, штаб-квартира которой расположена в Нью-Йорке. Она контролируется запрещенным в КНР движением Фалуньгун. В середине февраля через информационные структуры Epoch Times, включая интернет-портал, была распространена информация о подготовке Бо Силаем и его ближайшим окружением переворота, якобы намечавшегося на начало 2013 года, когда в КНР завершится передача власти новому поколению. Согласно Epoch Times, главной мишенью должен был стать нынешний заместитель председателя Китая Си Цзиньпин, который должен в ноябре текущего года сменить на посту председателя КНР Ху Цзиньтао. Однако отставка Бо Силая с поста секретаря парткома Чунцина и его предполагаемый арест ускорили события.
20 марта в китайском секторе Интернета появились сообщения "о попытке переворота в Китае и блокаде военными и полицией пекинского квартала, где проживает высшее руководство КНР". Информационный поток был настолько мощным, что в тот день в 13.55 мск на второй по размеру торговой площадке Нью-Йорке – фондовой бирже НАСДАК появилось сообщение для участников торгов о том, что "согласно слухам, в Китае – переворот". Как потом оказалось, информационные службы НАСДАК воспользовались сообщениями, переданными по каналам Epoch Times.
Следует отметить, что деловой мир США не отреагировал на эту "новость", так как крупнейшие американские банки и компании не получили подтверждения слухов из своих собственных источников и из крупных СМИ.
Как стало известно корр.ИТАР-ТАСС из кругов лондонского Сити, сразу же за тревожным сообщением НАСДАК по закрытым каналам была предана информация одной из правительственных служб США, которая осуществляет мониторинг ситуации в Пекине через спутниковую систему, а также перехват телефонных и иных переговоров о том, что "в Пекине все спокойно". Тем не менее, вслед за этим в Интернете появилась новая непроверенная информация об "отстранении от власти" Чжоу Юнкана. В многочисленных публикациях сначала в китайском секторе Интернета, а затем и в мировых СМИ, включая солидные западные издания, утверждалось, что Чжоу Юнкан "поддержал своего политического союзника Бо Силая, участвуя в заговоре, и за это поплатился своим положением". При этом подчеркивалось, что и Бо Силай и Чжоу Юнкан входят в ближайшее окружение и опираются на одну из самых влиятельных фигур политического мира Китая, бывшего генерального секретаря ЦК КПК и председателя КНР Цзян Цзэмина.
Так, Еpoch Times сообщила, что бывший соратник Бо Силая, глава полиции и вице-мэр Чунцина Ван Лицзюнь, проведший ночь в генконсульстве США в городе Чэнду, добиваясь, по сообщениям СМИ, политического убежища, оставил американцам кассеты с записями бесед Бо Силая. Газета цитирует одну из них, в которой Бо Силай утверждает, что Цзян Цзэмин продолжает оставаться подлинным, хотя и неофициальным лидером Китая. При этом Бо Силай дает уничижительные характеристики высшим действующим деятелям КНР.
После того, как Ван Лицзюнь провел около 12 часов в генконсульстве США, он покинул здание и был немедленно задержан полицией и доставлен в Пекин.
Как сообщил затем базирующийся в Нью-Йорке и влиятельный в китайском секторе Интернета портал "Минцзин Ньюз", в "создавшихся условиях Цзян Цзэмин дистанцировался от Бо Силая".
В Лондоне отмечают, что углубленный анализ информационного потока, относящегося к развитию нынешних событий в Китае, дает основания говорить о том, что против народной республики сейчас ведется разветвленная и целенаправленная информационная кампания, которая использует действительные факты и дополняет их вымыслами и слухами. В результате появляется картина полной информационной неразберихи и неясности, что создает условия для манипуляции общественным мнением, подчеркивают британские политологи.
Пока еще до конца не ясна цель этих действий, предпринимаемых группой базирующихся на территории США центров распространения информации о происходящих в Китае событиях. Тем не менее, уже можно констатировать, что в эпоху глобализации и тотальной информатизации общества, новые СМИ, опирающиеся на западные технологии, продемонстрировали свою способность стать мощными игроками на внутриполитическом поле в КНР.
Особенность ситуации состоит еще и в том, что многие нити произошедших событий тянутся в Лондон. Как сообщают британские СМИ, непосредственным импульсом к отставке Бо Силая стала неожиданная смерть в ноябре прошлого года в номере одной из гостиниц Чунцина гражданина Великобритании Нила Хейвуда. Китайские медики заключили, что 41-летний британец скончался от потребления слишком большого количества алкоголя. Почти разу же его тело было сожжено.
Сейчас МИД Соединенного Королевства добивается проведения специального расследования на предмет установления причин и обстоятельств смерти Хейвуда. Как передает лондонский еженедельник "Санди телеграф", сообщения о том, что мало употребляющий алкоголь Хейвуд скончался от отравления алкоголем, не соответствуют действительности. Согласно циркулирующей в Лондоне информации, он действительно был отравлен, но не алкоголем. Это, по британским данным, установил глава полиции Чунцина Ван Лицзюнь. "Санди телеграф" утверждает, что когда Лицзюнь сообщил Бо Силаю о свидетельствах насильственной смерти британца, то мэр пришел в сильное волнение. Тем более, что, по ряду свидетельств, к убийству Хейвуда могла иметь отношение супруга Бо Силая – Гу Кайлай.
Бо Силай, занимавший на тот момент пост мэра города Далянь, познакомился с Нилом Хейвудом в 2000 году, когда искал для своего сына Гуа-Гуа учителя английского языка.
Хейвуд прибыл в Китай незадолго до этого, после завершения обучения в английском университете Уоррик по специальности международные отношения. Он неплохо говорил по-китайски и работал на небольшую, но хорошо известную среди специалистов лондонскую консалтинговую компанию "Haklut".
Согласно сообщению лондонской газеты "Ивнинг Стандард" / 30 марта/, "связи компании со службой внешней разведки МИ-6 всегда были тесными". "Как заявил один из информированных людей, "все рассматривают "Haklut" как гнездо для сотрудников британской службы разведки", он также заметил, что компания зачастую проводит операции, "в которых МИ-6 не хочет оставлять своих следов".
Консультационными услугами "Haklut" пользуется западный бизнес, желающий продвинуть свои интересы в Китае. Компания также имеет возможности помочь тем состоятельным гражданам КНР, которые хотят укрепить свои связи с Западом.
В любом случае, во многом благодаря знаниям Хейвуда, сын Бо Силая поступил в Англии в известную среднюю школу Харроу /Harrow/, а затем в Баллиол-колледж /Balliol/ при Оксфордском университете. Завершив образование в Англии, Гуа-Гуа перебрался в США, где поступил в Гарвардский университет на соискание степени.
Между тем, по имеющейся здесь информации, Хейвуд занимался не только обучением сына Бо Силая. Он также был вовлечен в бизнес влиятельной китайской семьи. Так, согласно китайским оппозиционным СМИ, до назначения мэром Чунцина личное состояние семьи Бо Силая достигло 1,8 млрд долларов США. При этом деньги находились на Западе, в первую очередь в Великобритании.
С 2000 года Нил Хейвуд делал в Китае крупную карьеру одного из ведущих западных консультантов и аналитиков с выходами на самые вершины политического и делового мира КНР. Он женился на китаянке, что еще больше укрепило его позиции среди китайской элиты. Однако, как считают в Лондоне, к концу 2011 года Хейвуд оказался в сложной ситуации, подробности которой пока еще не ясны.
В своем выпуске от 1 апреля "Санди телеграф" отмечает, что "Хейвуд сообщил друзьям о том, что опасается за свою безопасность после того, как произошло ухудшение его отношений с супругой Бо Силая". "Озабоченная тем, что кто- то очень близкий предал семью, Гу Кайлай, согласно имеющейся информации, потребовала от Хейвуда развестись со своей женой и дать особую клятву верности, что он отказался сделать", – пишет газета. Ряд изданий сообщают, что Хейвуд оказался вовлеченным в операцию по краже значительной части личного состояния семьи Бо Силая, находившегося на Западе. "Каковой ни была бы правда, Хейвуд оказался в КНР центре политического скандала, что привело к появлению предположений о его принадлежности к британской разведке", – резюмирует "Санди телеграф".
В любом случае, согласно британским СМИ, занимавшийся расследованием обстоятельств смерти Хейвуда глава полиции Чунцина Ван Лицзюнь заподозрил в причастности к событиям супруги Бо Силая. Он напрямую сообщил ему об этом. В результате между Бо Силаем и Ван Лицзюнем произошел конфликт, считают местные СМИ. Следствием этого стала попытка Ван Лицзюня сначала попытаться получить убежище в консульстве Великобритании в Чунцине. Однако в условленное время он не пришел на прием, а вместо этого направился в Чэнду, где попытался получить убежища в генконсульстве США. Там, как утверждают британские СМИ, Ван Лицзюнь оставил документы об уликах в связи со смертью Хейвуда, которые он обнаружил во время своего расследования.
Источник: По материалам ИТАР-ТАСС
При полном или частичном использовании данного материала ссылка на rodon.org обязательна.