По масштабам Европы Германия – страна-лидер, а немцы теперь понимают, что это означает на самом деле. «На что бы вы ни решились, вы будете об этом жалеть», – таков новый девиз ФРГ. В итоге Германия окажется главным проигравшим, а какой путь она при этом изберет, не имеет никакого значения.
Что же именно предстоит Германии, проявляется не только в ситуации вокруг Греции. Афины придерживаются политики жесткой экономии, а гнев греков в отношении Германии растет от месяца к месяцу. «К 2020 году мы превратимся в рабов немцев», – жаловался один греческий инженер на демонстрации протеста в Афинах.
Всегда виноваты другие
Подобные речи – отражение того, что вдалбливают грекам в головы народные избранники и средства массовой информации с момента начала кризиса. Уже два года как основная задача политического класса Греции заключается в попытке снять с себя ответственность за свои промахи. Это понятно. Так работает политика. Виноваты всегда другие, в данном случае – немцы. Поэтому «бичевание Германии» набирает обороты, в рамках которого греческие «элиты» (которые должны называться таковыми только в кавычках) борются за власть и за пребывание страны в еврозоне.
Если в один прекрасный день Греции суждено оказаться вне еврозоны, тем более скажут: виноваты немцы. Сначала они занимались вымогательством, а теперь, когда выжать уже нечего, они столкнули нас в пропасть. Афинские политики будут настаивать на таком видении ситуации хотя бы из чувства самосохранения. Неважно, что оно ложно. Мифы почти всегда оказываются сильнее фактов.
Европейцы как граждане чувствуют себя лишенными дееспособности
Впрочем, обвинения исходят не только от греческой бульварной прессы. На днях в Foreign Affairs, самом авторитетном в мире периодическом издании о политике, появилась статья о теоретическом провале политики Германии в отношении еврокризиса. Среди прочего авторы осуждали «роль Европейского Центрального Банка, в котором доминирующая роль принадлежит Германии». То, что Германия и другие государства со схожими интересами, например, Нидерланды, в ЕЦБ постоянно оказываются в меньшинстве, и, следовательно, о доминировании не может быть и речи, значения не имеет. Причина: смотри выше. В конце пути, на который Германию привели «великие европейские умы», она оказалась в одиночестве.
Тем более удивительным является самонадеянность, с которой любители указывать на конструктивные дефекты еврозоны представляют проевропейских спасателей единой валюты никчемными европейцами, провинциалами и даже потенциальными разжигателями войны. Слабое звено в их аргументации – это отождествление Европы и евро. Все большее число европейцев как граждане ощущают себя лишенными дееспособности, и это процесс, что показательно, идет и в странах-донорах, и в странах-акцепторах. Общественные настроения в Греции и Германии – в странах, представляющих эти две группы государств – заставляют думать, что большую угрозу европейскому проекту представляют как раз призывы так называемых «великих европейских умов», чем конструктивная критика.
Европа – это проект сохранения мира, остальное – по договоренности
Евро должен был сделать Европу «необратимой». Однако ставя политическую волю выше доводов экономики, отцы евро заложили опасную мину под фундамент Европы. Хотя ЕС еще далеко до «ЕСССР», как его называют на Интернет-форумах, пропаганда блаженства евронистов звучит пугающе. Европейскому человеку, а таков пароль на вход в элитарный клуб избранных, недостает прогрессивного сознания, чтобы до конца осознать блага существования единой валюты, поэтому авангард вынужден заниматься политикой вопреки своей воле.
Но упрямые европейцы не любят, когда их загоняют в счастье железной рукой. Целые империи разбились об отсутствие подобной проницательности. Поэтому стоит вспомнить о начале европейских интеграционных процессов: Европа – это проект сохранения мира. Все остальное – результат договоренностей. Как политики прошлого лишили себя права формировать Европу, так будущие поколения не должны позволить себе лишиться этого права. Это особенно важно в вопросе о том, какие государства желают разделить друг с другом единую валюту. И не лучше ли хранить на разных счетах общие ценности. Чтобы в конце не оказалось, что евро остался, а Европа распалась. Европейцам для совместной жизни стоит вспомнить мудрость старых мастеров: нельзя до отказа сжимать пружину. Разожмется она с такой же силой.
Источник: "Голос России"
Оригинал публикации: "In der Falle "