Последние «возмущения народных масс» в Афганистане еще раз свидетельствуют о том, что руководство американской армии очень слабо работает над «страноведческой подготовкой своего контингента». Отвоевав в стране более десяти лет, армия не удосужилась создать более или менее надежный механизм элементарного «ликбеза» своих военнослужащих, за что собственно теперь и расплачивается. Но дело не только в «безграмотности». Как представляется, мы наблюдаем сейчас попытку афганского президента Хамида Карзая показать США, кто в доме хозяин. Действительно, удивительно, но факт сожжения американскими солдатами Коранов на своей авиабазе в Баграме, как по волшебству, стал достоянием гласности по всему Афганистану, как будто они это делали под телекамеру на центральной площади Кабула.
Вопрос здесь не только в «оскорблении чувств верующих». Это только предлог, ибо в противном случае весь мусульманский мир должен был выйти на площади и улицы и закидать американские посольства камнями. Однако возмущения имеют строго «локальный» характер, и возьмем на себя смелость утверждать, что окружение Х.Карзая играет здесь одну из лидирующих ролей, а сама демонстрация возмущения преследует, прежде всего, политические вопросы. Да и талибы сначала явно «опоздали» с реагированием на эту ситуацию.
Предыстория вопроса очень прозаична. Американцы начали переговорный процесс с талибами, явно игнорируя мнение и участие в них своего афганского «вассала», что в случае успеха консультаций означает его политическое небытие. Открытие в Дохе представительства талибов под многообещающим названием «Исламский Эмират Афганистана» и согласие на переговоры со стороны официальных представителей Белого Дома расценивается в Кабуле, да и не только в нем, как серьезная заявка на международное признание талибов. Американцы пошли даже на обещание освободить пятерых видных функционеров Талибана из Гуантанамо «в случае достижения прогресса на переговорах». Это знаковые фигуры, такие как бывший заместитель министра обороны в правительстве талибов М.Фазль и бывший заместитель руководителя разведки Абдул-Хаг Васиг. Отметим правда, что и талибы пошли на определенный компромисс и сняли условие «вывода американских войск из страны» как первый шаг к началу любых консультаций.
Такие вещи, как освобождение своих заклятых врагов, в Кабуле игнорировать не смогли. Помимо того, что это делается в обход мнения Х.Карзая и способно серьезно усилить организационную структуру талибов, освобождение того же Фазля будет воспринято очень негативно теми же хазарейцами. На совести бывшего заместителя министра обороны несколько десятков тысяч убитых по его приказу шиитов-хазарейцев, и Х.Карзай просто вынужден официально дистанцироваться от поддержки таких шагов американцев. Если конечно хочет сохранить союз и поддержку этнических афганских меньшинств. Кстати отметим, что хазарейцев пуштуны всегда прессинговали, независимо от своей идеологической принадлежности, начиная с Х.Амина.
Белый Дом как всегда дает очень противоречивые мотивировки своей нынешней инициативы. В Вашингтоне положительно восприняли факт открытия представительства и посчитали, что это предоставит возможность талибам выйти «из орбиты Пакистана» и откроет новую «фазу мирных переговоров», которые оказались замороженными после убийства Б.Раббани. С этим трудно согласиться, поскольку Б.Раббани убили талибы ровно потому, что он пытался договариваться с местными полевыми командирами талибов (и пуштунов в целом, что, наверное, правильнее) под эгидой именно Х.Карзая. И кстати, сделали это очень «вовремя», поскольку Б.Раббани начал нащупывать «бреши в едином строю» талибов и пытался воспользоваться некой «фрагментацией» движения «на местах», которая произошла в ходе естественной ротации командиров среднего звена. Суждение насчет «пакистанской орбиты» мог высказать только дилетант, который слабо разбирается в афганских реалиях.
Переговоры в Дохе состоялись именно потому, что так захотела пакистанская Межведомственная разведка, и не более того. Именно ее аппарат обеспечивал по просьбе катарцев присутствие талибов на переговорах и обрисовывал контуры предварительных условий их начала. Таким образом, если отбросить эти доводы, то в «сухом остатке» остается только одно – Вашингтон разговаривает с талибами об условиях «почетной капитуляции». И разговаривает при этом со своими «злейшими врагами», из-за которых собственно и начался «крестовый поход» в Афганистан. В настоящий момент три из четырех региональных совета Талибана возглавляют люди, которые открыто ассоциируют себя с «Аль-Каидой» и считались ближайшими сторонниками У.бен Ладена (последним стал шейх Мухаммад Аминулла, который возглавил талибов в Пешаваре).
В этой связи не согласимся с теми, кто называет позицию американцев «наивной». Она не «наивная», а «вынужденная» и единственно возможная в данных условиях. Если через десять лет войны, по признанию руководства Пентагона, он может положиться полностью только на один процент афганских «силовиков», то это называется поражением.
В этой связи Х.Карзай показывает «зубы», поскольку ему больше ничего не остается. Вопрос его выживания – это вопрос компромисса с талибами. Отсюда его стремление выйти с ними на переговоры в любом качестве, что он сейчас и предпринимает через руководство Саудовской Аравии. И здесь Эр-Рияд с удовольствием подыграет Карзаю хотя бы на первом этапе, дабы «насолить» своим «закадычным друзьям» – катарцам. Ну а «религиозные возмущения» в данном контексте – шумовой эффект и выражение недовольства своими американскими друзьями.
Ю.Б.Щегловин
Источник: "Институт Ближнего Востока "