Маленькая двухмиллионная Словения не побоялась пойти наперекор позиции США. Словенцы уличили американцев в нечистоплотной игре, вмешательстве в свои внутренние дела и попытке посадить у власти в Любляне «своего человека». Не со своенравием ли бывшей югославской республики связано снижение кредитного рейтинга страны, осуществлённое рейтинговыми агентствами?
Как посол США «формировал» правительство Словении
В последнее время словенские СМИ буквально переполнены гневом по поводу вмешательства заокеанского «хозяина» в их дела. Достоянием гласности стали перехваченные местной разведкой SOVA депеши, которые направлял в Вашингтон посол США в Любляне Джозеф Муссомелия. Из них следовало, что американцы пытались очернить лидера левой партии «Позитивная Словения», мэра Любляны и серба по национальности Зорана Янковича. Его обвиняли в якобы имеющих место связях с наркомафией.
С компроматом в срочном порядке ознакомили ряд словенских политиков. В первую очередь — фаворита американцев, лидера правоцентристской Словенской демократической партии Янеза Янши. Когда же первое место на досрочных парламентских выборах, прошедших 4 декабря 2011 года, заняла «Позитивная Словения», посол Муссомелия собрал словенских политиков и начал давать им инструкции. «Словении нужно большое коалиционное правительство», — сказал «дипломат». И предложил себя в качестве посредника.
И здесь случилось «непредвиденное» — руководители восточноевропейской страны не стали воспринимать слова заокеанского патрона как руководство к действию. Президент Словении Данило Тюрк и глава МИДа Самуэл Жбогар дали понять, что вмешательство США во внутренние дела Словении «неуместно». Ещё резче был бывший министр иностранных дел Борис Ферлиц: «Вмешательство посла в дела страны, в которой он является гостем, неуместно и неприемлемо».
Реакция США: не вкладывайте деньги в Словению!
Как же это так вышло: маленькая Словения осмелилась не слушать настоятельных рекомендаций? И Большой Брат в Вашингтоне «обиделся». Словенского посла в США дважды вызывали на ковёр, Госдепартамент перенёс на неопределённое время запланированный визит в Вашингтон руководителя словенской дипломатии. «Карами» угрожал и посол Муссомелия. «Если сейчас американцы спросят меня, стоит ли вкладывать в словенскую экономику, я буду вынужден ответить им честно, потому что не хочу потерять свой кредит доверия», — сказал он в эфире словенского телевидения.
Далее посол, забыв об элементарных правилах приличия, немедленно предостерёг деловые круги от инвестиций в словенскую экономику в связи с «ситуацией политической неопределенности». И словно по мановению волшебной палочки американское рейтинговое агентство S&P понизило кредитный рейтинг Словении. С этим решением словенские власти также не согласились, заявив, что решение «оценщиков» «чрезмерно и не учитывает мер, принимаемых на уровне Евросоюза, а также в самой Словении».
Однако до конца идти против воли США не решились словенские депутаты. 10 января президент Тюрк внёс кандидатуру Янковича на пост премьер-министра, однако её отклонили. Возможно, свою роль здесь сыграла национальность претендента. Пришлось Тюрку менять коня на переправе и предложить уже этнического словенца — банкира Марко Вольца. У него есть опыт работы во Всемирном банке (Вашингтон). Правда, это скорее человек Брюсселя и ЕС — до последнего времени он сотрудничал с бельгийской KBC Group. Но какой-никакой компромисс...
Чем ещё не устраивала Словения
Переполох, поднятый в Любляне по поводу вмешательства посла США во внутренние дела страны — не первый эпизод самостоятельного поведения бывшей югославской республики. Так, в 2003 году Словения единственная из бывших социалистических стран Европы категорически отказалась поддержать войну в Ираке. Шесть лет спустя словенцы согласились присоединиться к проекту газопровода «Южный поток». Несмотря на очень непростые отношения с Сербией, сербофобская идеология (равно как и русофобия) всё-таки не стала мировоззренческой доминантой основой существования независимой Словении.
Настоящим вызовом американским идеологическим стандартам стала экономическая политика Словении, проводившаяся первые 13 лет её независимости. Сюда приезжал гуру либералов Джеффри Сакс, однако от его рецептов словенцы отказались. Госрегулирование цен продолжалось на протяжении многих лет — никакой шоковой терапии. Промышленность не была демонтирована или полностью передана в руки транснациональных корпораций — вспомним хотя бы фармацевтического гиганта Krka или производителя бытовой техники Gorenje. Деиндустриализация, подобно тому, что имела место в Прибалтике, Польше или Венгрии, здесь не прошла.
Приватизация тоже проводилась по рецептам, далёким от радикально рыночных. Никакого немедленного перехода собственности в частные руки в бесконтрольное распоряжение новых владельцев-олигархов в Словении не произошло. Трудовые коллективы получили огромный (местами до 60%) пакет собственных акций. Были здесь и свои ваучеры, но, в отличие, к примеру, от России, — не на предъявителя, а именные. Осуществить с ними приватизационные аферы было куда сложнее. Либералы критиковали Словению за «недостаточную открытость». Но их особо не слушали.
Досаждал Госдепу США и тот факт, что у власти в Словении вплоть до 2004 года были левоцентристы (Милан Кучан, Янез Дрновшек и Данило Тюрк), которые побеждали на демократических выборах. Уровень доходов в Словении был самым высоким среди всех бывших соцстран, вплоть до кризиса не было ни одной забастовки. В 2004 году Всемирный банк включил Словению в список развитых стран (из других соцстран туда вошла только Чехия, и то позже). И чем не витрина капитализма с социал-демократическим лицом?
Фаворит Вашингтона — соратник Ющенко и Саакашвили
Представляется, что США любой ценой хотят вернуть к власти бывшего премьер-министра страны Янеза Яншу. Этот политик начинал как активист югославского «комсомола», затем превратился в оппозиционера и либерала-западника. В 1991 году был командиром словенских ополченцев, которые получали из-за границы оружие для противостояния Югославской народной армии. В первые годы независимости Янша был министром обороны, затем основал либерально-консервативную Демократическую партию, полностью ориентированную на США.
Долгие годы он был в оппозиции, но в 2004 году, наконец, дорвался до власти. И началось. Если раньше Словения воздерживалась от выпадов в адрес России, то теперь всё изменилось. Яншу часто видели в компании с президентами Грузии и Украины, вместе с Михаилом Саакашвили и Виктором Ющенко он строил некое «Содружество демократического выбора». А когда в 2008 году Словения председательствовала в ЕС, Янша поставил во главу угла своего отделение Косова от Сербии. Признание «независимости» края случилось именно в ту пору.
Что же касается экономики, то именно правительство американского фаворита Янши заложило мину замедленного действия под словенскую промышленность. Оно ввело установили самую низкую в Евросоюзе ставку налогообложения — 25 процентов, стремясь привлечь инвесторов. Но в итоге инвесторы с началом кризиса ушли, а налогов казна не досчиталась. Кроме того, в 2005 году Янша утвердил программу развития страны, где говорилось о необходимости в ближайшее время превысить средний по ЕС уровень доходов. Но «догнать» соседнюю (и отчасти даже родственную) Австрию не вышло. Как и Германию, Швецию... А силы были подорваны.
Наконец, ни кто иной, как Янша, ввёл Словению в еврозону со всеми вытекающими из этого последствиями. Так что все условия для того, чтобы кризис больно ударил по Словении, создал он. А бывший премьером в 2008-2011 гг. социал-демократ Борут Пахор фактически расхлёбывал то, что оставил ему в наследство фаворит Вашингтона. То, что словенцы вынуждены урезать социальные расходы ради получения кредита МВФ — вина Янши. Очевидно, большинство словенцев об этом помнили. Поэтому победить на выборах 4 декабря 2011 года главному оппозиционеру не удалось.
Сыграла свою роль и подмоченная репутация Янши, который является сейчас фигурантом скандального уголовного дела. Есть подозрение, что он положил себе в карман 21 млн евро комиссионных, полученных в результате сомнительной покупки в Финляндии 135 бронетранспортеров. Кроме того, периодически звучат обвинения в том, что в 90-е гг. Янша наживался на контрабанде оружия, которое незаконно поступало в воюющие Хорватию и Боснию.
Премьер с такой репутацией и таким послужным списком США и был нужен. Только сами словенцы не захотели видеть его у власти, проявили «непокорность» и сопротивлялись, как могли. Их поведение и желание самим решать, кому править Словенией, достойно всяческого уважения.
Вадим Трухачёв
Источник: "WIN.Ru "