Создание Сообщества латиноамериканских и карибских государств, в состав которого вошли 33 страны, провозгласили участники регионального саммита, собравшегося 2-3 декабря в венесуэльской столице. Новая организация, испанская аббревиатура которого читается как СЕЛАК, стало крупнейшим региональным объединением Западного полушария, в состав которого не входят Соединенные Штаты и Канада.
Первый опыт создания странами Западного полушария регионального объединения имел место в 1948 году, когда была сформирована Организация американских государств / ОАГ/, штаб-квартира которой находится в Вашингтоне. В 1962 году из ее состава была исключена Куба, где за три года до этого произошла революция. В отличие от ОАГ, СЕЛАК включает Кубу в свой состав, мало того, она оказалась в первой "тройке", которая будет осуществлять временное коллективное руководство, поскольку в 2013 году примет третий саммит новой организации. Вместе с ней в "тройку" входят Венесуэла как страна, ставшая местом учредительного саммита СЕЛАК, и Чили, где в будущем году состоится следующий саммит. Вплоть до его проведения временным председателем СЕЛАК будет президент Чили Себастьян Пиньера.
Закрывая саммит, президент Венесуэлы Уго Чавес сообщил, что его участники приняли "Каракасскую декларацию", "План действий на 2012 год" и 18 заявлений по различным вопросам, включая осуждение экономической "блокады" Кубы и требование вернуть Аргентине суверенитет над Мальвинами. Одна из резолюций была принята по просьбе президента Колумбии Хуана Мануэля Сантоса, который попросил участников саммита поддержать кандидатуру его вице-президента Анхелино Гарсона, баллотирующегося в руководство Международной организации труда.
Хотя первые документы региональной организации были одобрены консенсусом, странам-членам СЕЛАК предстоит в рабочем порядка определить, как в перспективе будут приниматься совместные решения – консенсусом или большинством голосов. Кроме того, предстоит рассмотреть в рабочем порядке предложение президента Панамы Рикардо Мартинелли о создании постоянного секретариата СЕЛАК, который разместился бы в этой центральноамериканской стране. Это один из ключевых вопросов, поскольку от его решения зависит, станет ли СЕЛАК постоянно действующей организацией со своей бюрократической структурой или останется дискуссионным форумом глав государств и правительств.
В рабочем порядке предстоит рассмотреть и просьбу премьер-министра Тринидада и Тобаго Камлы Персад-Биссессар о том, чтобы в состав руководящей "тройки" вошел на постоянной основе представитель англоязычных карибских стран, что превратило бы ее в "квартет". Понятно, что это предложение тесно связано с предыдущим, ведь сейчас состав "тройки" зависит от того, где будут проводиться два следующих саммита, она не является частью новой бюрократической структуры.
"XXI век будет веком Латинской Америки и Карибского бассейна", – заявил Себастьян Пиньера, приняв временное руководством СЕЛАК. Чилийский президент призвал своих коллег работать в рамках новой организации, "руководствуясь принципами свободы, демократии, уважения прав человека и справедливости". Он признал, что с точки зрения идеологии, руководящая "тройка" СЕЛАК по своему составу выглядит, мягко говоря, неоднородно. "Несомненно, у нас разные мнения, – сказал Пиньера. – Да здравствуют разные мнения!"
Действительно, саммит показал наличие разных мнений, и в первую очередь, относительно целей создания СЕЛАК. Например, президент Венесуэлы Уго Чавес заявил накануне саммита, что провозглашение Сообщества латиноамериканских и карибских государств станет важнейшим геополитическим событием, выразив уверенность в том, что "с годами СЕЛАК постепенно вытеснит устаревшую Организацию американских государств". В том же ключе высказывались на саммите лидеры Эквадора, Боливии и Никарагуа. Вместе с Кубой они входят в группу стран СЕЛАК, стоящих на позициях левого политического спектра.
Наиболее радикальные высказывания, как на самом саммите, так и в его кулуарах, позволил себе никарагуанский президент Даниэль Ортега, который, в частности, выразил уверенность в том, что "СЕЛАК подвергнется давлению со стороны империализма". В качестве примера агрессивных действий "мировых империй" он назвал недавние события в Ливии, которые расценил как часть стратегии, направленной на то, чтобы противодействовать единению африканских государств. Не менее радикальным выглядит его предложение о введении СЕЛАК "латиноамериканского гражданства" и выдаче паспортов студентам 33 стран новой организации, что позволило бы им "включиться в начинающуюся борьбу". Попутно никарагуанский лидер посетовал на то, что в состав СЕЛАК не входит Пуэрто-Рико. Как известно, этот карибский остров носит статус свободно присоединившегося к США государства.
Однако большинство участников саммита не произносили антиимпериалистических речей и не делали открытых выпадов в адрес Соединенных Штатов, традиционно играющих в глазах левых сил региона роль главной империалистической державы. Попутно имеет смысл отметить, что на учредительный саммит не приехали президент Перу Ольянта Умала, президент Коста- Рики Лаура Чинчилья и президент Сальвадора Маурисио Фунес, которые пользуются репутацией центристов. Косвенно их отсутствие указывает на наличие определенных разногласий относительно целей создания новой организации.
Разные мнения существуют не только у лидеров стран- членов СЕЛАК, но и у политических сил региона. В этой связи показательно заявление венесуэльского оппозиционного Блока демократического единства, в котором, вообще, ставится под сомнение необходимость создания нового регионального блока. "Какая необходимость создавать новую организацию и увеличивать бюрократический аппарат в ущерб нуждам народов наших стран?" – говорится в заявлении. При этом напоминается о том, что с 1975 года в Каракасе действует штаб-квартира Латиноамериканской экономической системы, в которую точно так же не входят США и Канада, не говоря уже о Латиноамериканской интеграционной системе, Андском сообществе, КАРИКОМ, Южноамериканском рынке и прочих региональных бюрократических структурах.
Действительно, в Латинской Америке нет недостатка в региональных организациях. Что касается СЕЛАК, то его появление напрямую связано с созданной еще в 1986 году Группой Рио-де-Жанейро, которую затем для краткости стали называть Группой Рио. В свою очередь Группа Рио создавалась на основе Контадорской группы, занимавшейся политическим урегулированием вооруженных конфликтов в странах Центральной Америки. В Контрадорскую группу первоначально входили Венесуэла, Колумбия, Мексика и Панама, то есть ближайшие соседи Центральной Америки, пылавшей в огне революционной борьбы. Затем у нее появилась Группа поддержки в лице Аргентины, Бразилии, Перу и Уругвая. После учредительного совещания в Рио-де-Жанейро это региональное ядро из 8 стран континента стало расширяться, в него вошли Боливия, Чили, Эквадор, Парагвай и страны Центральной Америки, где к тому времени затухали затяжные и кровопролитные гражданские войны. Таким образом, к 1990 году в Группу Рио входило 19 стран, которыми руководила все та же "тройка", действовавшая на основе ротации в соответствии с местами проведения очередного саммита. Когда к ним присоединились англоязычные карибские государства, то на политической карте Западного полушария и появилось Сообщество латиноамериканских и карибских государств.
Во многих выступлениях на учредительном саммите СЕЛАК вполне справедливо говорилось, что на необходимость единства стран региона указывали еще "отцы-основатели" независимых латиноамериканских республик. Однако политические наблюдатели не менее справедливо напоминают, что единство – слишком размытое понятие. Например, не может быть и речи об идеологическом единстве СЕЛАК, спектр политических пристрастий латиноамериканских лидеров настолько неоднороден, что по ряду вопросов им наверняка не удастся достигать консенсуса, как того требует действующий протокол СЕЛАК. Точно так же разнообразен и спектр экономических интересов. Экономика многих стран региона ориентирована на рынок США и Канады, поэтому стремление части лидеров стран-членов СЕЛАК "вытеснить" ОАГ выглядит не более как идеологическая риторика.
Для того, чтобы проверить на практике, насколько сплоченными окажутся ряды стран-членов СЕЛАК, нужно дождаться, пока в одной из них возникнет серьезный политический кризис. Например, недавнее свержение президента Гондураса автоматически привело к временному исключению этой страны из состава ОАГ. Однако это мало озаботило путчистов, которые настояли на своем и не допустили возвращения свергнутого президента Селайи к власти. Спустя ровно два года членство Гондураса в ОАГ было восстановлено, хотя Селайя так и не вернулся на президентский пост. Трудно прогнозировать, как в подобных условиях действовал бы новый региональный блок. Вполне возможно, что его действия мало чем отличались бы от реакции ОАГ. Тут приходится признать, что ни у ОАГ, ни у СЕЛАК нет никаких реальных рычагов влияния на страны, нарушающие общие правила поведения. Тех же гондурасских путчистов в свое время куда больше озаботило лишение американской экономической помощи, чем исключение из ОАГ, а Куба вообще успела позабыть, что когда-то входила в состав ОАГ, и никаких видимых неудобств от этого не испытывает.
Тем не менее, большие перспективы имеются у СЕЛАК в качестве органа, который позволил бы добиться экономической интеграции, в первую очередь, за счет снятия таможенных барьеров и постепенного превращения региона в некое подобие Европейского союза. Потенциал для этого есть. На саммите отмечалось, что страны СЕЛАК занимают территорию в 50,5 млн квадратных километров /это ровно в три раза больше территории Российской Федерации/, их населяют 570 млн человек, а совокупный экономический рост региона достигает 5 проц. в год. К этому нельзя не добавить, что подавляющее большинство латиноамериканцев говорит на одном языке, что существенно облегчает интеграционные процессы. Но, как в свое время Европейскому союзу, СЕЛАК придется создать мощную бюрократическую структуру, без этого системно интегрировать экономики стран региона однозначно не удастся.
Уместно отметить, что за последние десятилетия многие страны региона демонстрировали устойчивый экономический рост. Достаточно вспомнить о рывке, осуществленном Бразилией. Наглядным свидетельством экономического прогресса может служить тот факт, что с 1990 по 2010 год совокупный уровень нищеты в регионе сократился с 48 до 31 проц. населения, а уровень нищеты – с 22 до 12 проц. На практике это означает, что число потребителей товаров и услуг в регионе всего за два десятилетия возросло более чем на 200 млн человек.
Совокупные валютные запасы стран-членов СЕЛАК превышают 700 млрд долларов. В 2008 году иностранные инвестиции в Латинскую Америку и Карибский бассейн достигли рекордного уровня в 128 млрд долларов. В свою очередь, разбогатевшие латиноамериканские компании инвестировали за пределами своих стран 34,5 млрд долларов, что не менее показательно.
Не удивительно, что одним из первых СЕЛАК поздравил Китай, реализующий в последние годы стратегически важную для Пекина программу установления со странами региона как можно более тесных экономических связей. Недавно в Перу состоялся уже пятый по счету предпринимательский форум "Китай-Латинская Америка", который собрал более тысячи участников. Судя по выступлениям на нем китайских представителей, в ближайшие 5 лет объем импорта КНР в стоимостном выражении достигнет 8 триллионов долларов. Китайские бизнесмены считают, что как их страна, так и страны Латинской Америки заинтересованы в том, чтобы уменьшить свою зависимость от традиционных мировых рынков по причине общего снижения темпов роста глобальной экономики и долгового кризиса в промышленно развитых странах. Проявлением этой заинтересованности служат данные о том, что только с января по сентябрь нынешнего года объем торговли КНР со странами Латинской Америки превысил 150 млрд долларов.
Латинская Америка уже стала для Пекина одним из важнейших источников сырья. Китай не теряет время, пользуясь тем, что США увязли в войне с терроризмом, а страны Старого света поглощены проблемами долгового кризиса. Наибольшие усилия китайцы предпринимают в отношении двух наиболее промышленно развитых стран Латинской Америки – Бразилии и Аргентины. Кроме того, Китай подписал договоры о свободной торговле с Чили /в 2005 году/, с Перу /2009/ и Коста-Рикой /2010/. Для Бразилии и Чили КНР уже превратилась в главного экспортного партнера, для Аргентины, Коста-Рики, Кубы и Перу – во второй по значимости экспортный рынок. По итогам 2010 года Китай стал третьим по объему инвестиций в страны Латинской Америки /15 млрд долларов/ после США и Нидерландов. Совокупный объем китайских инвестиций в страны региона достиг 52 млрд долларов.
Выступая на открытии учредительного саммита СЕЛАК, Уго Чавес произнес риторическую фразу: "До каких пор мы будем оставаться отсталой, эксплуатируемой и угнетаемой периферией?" Говоря о главной цели саммита, лидер боливарианской революции квалифицировал создание СЕЛАК как "закладку фундамента для достижения единства, независимости и развития", одновременно отметив необходимость того, чтобы "Каракасская декларация" стала "руководством к действию, а не просто декларацией о намерениях". В целом, Чавес считает, что создание СЕЛАК стало самым важным событием для региона за последние 200 лет.
Воспользовавшись случаем, лидеры 18 стран Карибского бассейна, входящих в состав регионального экономического объединения "Петрокарибе", провели в Каракасе 8-ое заседание совета министров. Прозвучавшие на нем цифры стали наглядной иллюстрацией того, как работает на практике региональная экономическая интеграция. Министр нефтяной и горнорудной промышленности Венесуэлы Рафаэль Рамирес проинформировал собравшихся о том, что с момента создания "Петрокарибе" в 2005 году Венесуэла поставила входящим в него странам нефти на 17,114 млрд долларов, за которую они должны были заплатить с учетом льгот и скидок 14,384 млрд, сэкономив таким образом 2,73 млрд долларов. За это время объем поставок нефти увеличился с 42 до 95 тыс. баррелей в сутки, что позволило странам "Петрокарибе" преодолеть тяжелейшие последствия мирового экономического кризиса, подчеркнул министр. Оплата нефти частично производится продовольствием. Совокупный объем поставок нефти достиг за шесть лет 178 млн баррелей. Создана собственная инфраструктура, позволяющая складировать 244 тыс. баррелей нефти. К 20014 году планируется довести объем ее емкостей до 1,17 млн баррелей.
Кроме мощностей по переработке нефти в Венесуэле, "Петрокарибе" располагает заводами на Кубе, в Доминиканской Республике и на Ямайке, которые могут перерабатывать соответственно по 65, 34 и 36 тыс. баррелей в сутки. В будущем перерабатывающие мощности планируется довести до 413 тыс. баррелей в сутки. Кроме того, "Петрокарибе" имеет два собственных танкера и арендует еще девять. В рамках договора о создании "Петрокарибе" в странах-участницах регионального экономического объединения были созданы мощности по выработке электроэнергии совокупной мощностью в 365 мегаватт. Речь идет о Никарагуа /291/, Гаити /61/, Сент-Кристофере и Невис /4/ и Сент-Винсенте и Гренадинах / 8,6/.
Источник: По материалам ИТАР-ТАСС
При полном или частичном использовании данного материала ссылка на rodon.org обязательна.