Берлин – Результаты парламентских выборов в России обсуждали в понедельник утром в Германском обществе внешней политики имени Бертольда Бейца. Участники дискуссии в целом весьма позитивно оценили ход и исход голосования.
В понедельник, да еще в 8:30 утра, совсем не многие в политическом Берлине готовы «переваривать» столь сложную материю, как перипетии выборов в российскую Государственную думу. Тем не менее, на рабочий «завтрак ранней пташки» в Германское общество внешней политики имени Бертольда Бейца пришло довольно много представителей столичной политической тусовки, которым не безразлично происходящее в России.
В целом участники дискуссии позитивно оценили результаты выборов, а исполнительный директор Восточного комитета немецкой экономики Райнер Линднер (Rainer Lindner) даже назвал их первыми по-настоящему свободными.
На полпути к демократии
Линднер признался, что был очень удивлен результатами голосования. Он считает, что в России произошло нечто большее, чем просто парламентские выборы. «Мы увидели, – сказал Линднер, – что российское руководство впервые признает, что к результатам голосования надо и относится, как к таковым, то есть принимать как вотум граждан». «Управляемая» демократия, по его оценке, постепенно превращается в «неуправляемую» – в истинную. Именно в этом, считает он, заслуга действующего президента.
Еще одно наблюдение директора Восточного комитета немецкой экономики касается самого российского общества, которое, по его мнению, перестало верить обещаниям, не позволяет манипулировать собой и отказывается голосовать по указке сверху. Путин же, продолжал Линднер, перестал быть бесспорным национальным лидером, «магнитом», способным мобилизовать избирателей. Райнер Линднер видит появление в России реальной многопартийности. «Россия сослужила себе в это воскресенье хорошую службу, – заявил Линднер. – Через 20 лет после начала трансформации страна совершила значительный шаг к демократизации и находится теперь в этом длительном процессе примерно на половине пути».
«ТВ-партия» и «Онлайн-партия»
Директор московского института прикладной политики Ольга Крыштановская также видит тенденцию к установлению в России реальной много-, точнее двухпартийности. Она считает, что «Единая Россия» в последний раз одержала победу на парламентских выборах, что партия готовится к будущим проигрышам, что ей нужна альтернатива и что уже в 2016 году триумф отпразднует другая партия. Дело идет к тому, заявила Крыштановская, что в России будет две крупные партии, которые могли бы передавать друг другу власть и «подобно детским качелям балансировать и сдерживать ситуацию».
Пока же, однако, в России существует другая двухпартийность. Одну такую партию Крыштановская назвала «телевизионной», а вторую – «интернетовской». И на этих выборах, по ее словам, радикальная оппозиция впервые сумела достучаться через социальные онлайн-сети до колоссального количества людей. А в результате, заявила Крыштановская, «население проснулось к демократии, люди, которые много слышали о том, что такое демократические институты, что такое демократические выборы не хотят больше терпеть в России ложь, обман и фальсификации».
Власть же, проиграв интернет, и, учитывая ожесточенность звучавшей в нем критики, не решилась на массовые подтасовки во имя победы «Единой России» с разгромным счетом, понимая, что это может вызвать настоящую революцию по примеру цветных или арабских. В такой ситуации, заявила Крыштановская, власть решила не искушать судьбу, смириться с потерей голосов во имя сохранения стабильности. Сама власть при этом, полагает московский политолог, имитируя демократию, играя в честные выборы и честный суд, настолько входит в роль, что и в самом деле становится демократичней.
Демократия без демократов?
Не все участники дискуссии в немецком обществе внешней политики оказались столь же оптимистичными, как два основных докладчика. Так, Фридберт Пфлюгер (Fridbert Pflüger) из ХДС выразил искреннее недоумение по поводу тезиса о демократизации России, заметив, что успех коммунистов и партии Жириновского на выборах трудно квалифицировать, как прорыв к демократии, тогда как по-настоящему либерально-демократические силы по-прежнему остаются за стенами парламента.
Интересную версию озвучил исполнительный директор Германо-российского Форума Мартин Хоффманн (Martin Hoffmann). Он сказал, что Путин может быть доволен именно таким исходом выборов, поскольку «Единая Россия» с подавляющим большинством голосов в Думе была ему нужна только до тех пор, пока он оставался премьер-министром. Учитывая же предстоящий переезд в Кремль, Путин уменьшением засилья этой партии в парламенте укрепляет свою будущую президентскую власть, снова подбирая под себя весь политический центр тяжести.
В свою очередь директор Германского общества внешней политики имени Бертольда Бейца Александр Рар (Alexander Rahr) наряду с возможным позитивным сценарием развития политического процесса в России не исключает и негативный в том случае, если в недалеком будущем произойдет слияние «Единой России» со «Справедливой Россией» и – с учетом послушного Кремлю Жириновского – в Госдуме снова появится абсолютно доминирующий блок «партии власти».
Путин торопится в Кремль
А еще Рар поделился с немецкой аудиторией только что привезенными им из московских кулуаров власти слухами о кадровых изменениях. Так, Дмитрия Рогозина прочат на должность либо министра обороны, либо министра иностранных дел. Внук Молотова – Вячеслав Никонов может стать председателем влиятельного парламентского комитета по международным делам. Алексей Кудрин, недавно уволенный Медведевым с поста министра финансов, собирается вернуться во властные структуры, причем, не абы кем, а начальником президентской, то есть путинской администрации.
Что же до самого Путина, то, по словам Рара, не исключен сюрприз в новогоднюю ночь: премьер не будет дожидаться выборов, а заранее переберется в Кремль на первых порах исполняющим обязанности главы государства.
Никита Жолквер
Оригинал публикации: "Deutsche Welle "